Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов для использования во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Для раскрытия темы мы определили задачи исследования:
на основе анализа психолого-педагогической литературы описать методические аспекты и формы организации внеурочной деятельности по информатике в школе;
познакомиться со средой Scratch, с ее возможностями и характеристиками;
обобщить материалы теоретического исследования и наметить перспективы работы по выбранной теме.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности по информатике

1.1. Сущность внеурочной деятельности в школе

1.2. Цель и задачи внеурочной деятельности по информатике

1.3. Содержание внеурочной деятельности по информатике

1.4. Формы внеурочной деятельности по информатике

1.5. Кружок по информатике как форма внеурочной деятельности в школе

Выводы по 1 главе

Глава 2. Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности

2.1. Описание среды программирования Scratch. Особенности программирования в среде Scratch

2.2. Структура ЭУП «Программируем в среде Scratch»

2.3. Методика работы с ЭУП «Программируем в среде Scratch»

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Описание среды программирования Scratch

Приложение 2. Программа кружка по информатике «Программируем в среде Scratch»

Файлы: 1 файл

вся курсовая+приложение.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Обучающая функция внеурочной деятельности не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеурочной деятельности она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание внеурочной деятельности и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеурочная деятельность может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеурочная деятельность может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями [12, с. 51].

Огромное значение во внеурочной деятельности имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность. Например, ученика с артистическими способностями можно привлечь к участию в школьных праздниках, КВН и т.д., со способностями к информатике - к участию в олимпиаде, разработке полезных программ, составлении дидактических материалов и т.д.

 

 

1.3. Содержание внеурочной деятельности по информатике

Содержание внеурочной деятельности представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеурочной деятельности характеризуется следующими факторами:

  • преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;
  • в содержании внеурочной деятельности определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеурочной деятельности направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеурочной деятельности совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеурочной деятельности практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта [16, с. 89].

Познавательная  деятельность во внеурочной деятельности предназначена для формирования познавательного интереса, положительной мотивации учения, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть кружок, "Турнир любознательных", "Что? Где? Когда?", КВН, экскурсия в вычислительный центр и т.д. [24, с. 88].

Внеклассные занятия могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, воображения, исследовательских навыков, усвоения языка информатики, для сообщения учащимся сведений из истории информатики.

В воспитании школьников велика роль организованного и направляемого  школой изучения дополнительной литературы. Задача этой работы состоит в том, чтобы научить учащихся видеть в  книге источник знания и помочь им овладеть культурой чтения.

Круг чтения старшеклассников должен включать в себя не только художественную, но и научно-популярную, справочную литературу, а также книги, связанные с их интересами, имеющими профессиональную направленность. Полезны конференции и диспуты по прочитанному, занятия по библиографии. Этот вид деятельности может быть реализован при подготовке докладов, рефератов и т.д. [18, с. 24].

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха учащихся, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как КВН, "Огонек", "Компьютерная юморина" и др. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта - познавательный и развлекательный. Например, "Поле чудес", "Занимательная информатика", конкурс фантазеров, викторины и пр. Для того чтобы определить, какой из аспектов преобладает, нужно проанализировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые педагогом в конкретной форме [20, с. 87].

Трудовая  деятельность во внеурочной деятельности отражает содержание различных видов труда. Для педагога представляет определенные трудности организация трудовой деятельности во внеурочной деятельности, но его усилия стоят того воспитательного результата, который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность учащихся.

Данный результат  проявляется в сформированной потребности  к труду, в умении занять себя. Во внеурочной деятельности можно организовать изготовление наглядных пособий, работу по облагораживанию кабинета, созданию педагогических программных средств и т.д.

Творческая  деятельность предполагает развитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как конкурсы программистов и смотры компьютерной графики, творческих проектов и т.д.

Для вышеперечисленных  видов деятельности одной из задач  является формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения [17, с. 90].

Школа решает общие  задачи эстетического воспитания: формирование эстетических чувств, эстетического вкуса, умения воспринимать прекрасное, наслаждаться им, вносить красоту в окружающую жизнь; развитие правильных представлений о красоте в природе, обществе и поведении человека, творческих способностей, умений и навыков; расширение художественного кругозора; ознакомление учащихся с различными областями искусства. Для решения этих задач необходимо воспитывать потребность в художественном творчестве, вовлекать учащихся во все виды художественной деятельности.

В рамках внеурочной деятельности по информатике это могут быть занятия по компьютерной графике, анимации и музыке, разработке мультимедийных и гипертекстовых проектов эстетического, художественного направления. Большим интересом у учащихся пользуются занятия по Web-графике и дизайну, другим видам Интернет-творчества [5, с. 46].

Интересным  видом творческой деятельности учащихся могут быть ученические журнал или  газета, разработанные с помощью  компьютера или представленные в  электронном виде, в том числе  в сети Интернет.

Неограниченные  возможности эстетического развития открывают школьные студии компьютерной анимации, которые способствуют воспитанию не только учащихся, занятых в создании мультипликационных фильмов, но и юных зрителей.

Большой интерес  для внеурочной деятельности представляют школьные видеостудии. Учителя получают возможность создания с помощью компьютерных технологий учебных и художественных видеофильмов и мультипликации, использования лучших фильмов для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Интерес учащихся вызывает, например, просмотр мультфильмов с целью их анализа на использование знаменитых "двенадцати принципов анимации Диснея".

Интересный  участок этой деятельности - смотры различных видов компьютерного  творчества.

Важнейшими  составляющими мировоззрения школьников выступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как компьютерные проекты экологического и экономического содержания [17, с. 50].

Каждая школа  и внешкольное учреждение определяют содержание своей внеурочной деятельности с учетом имеющихся возможностей и условий.

Содержание внеурочной деятельности не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

  • Традиции и особенности школы. Например, если школа имеет предметные профили, то во внеурочной деятельности может преобладать познавательный аспект. Художественное, экономическое, физико-математическое и т.п. воспитание приоритетно в школах и классах соответствующего профиля.
  • Особенности возраста, класса, индивидуальности учащихся.
  • Возможности и особенности имеющейся компьютерной техники, загруженность кабинета информатики и т.д. [19, с. 44].
  • Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении учащихся, то и во внеурочной деятельности он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеурочной деятельности он будет отдавать приоритет развивающей, творческой деятельности.

Быстрый темп развития информатики и компьютерных технологий делают подвижным содержание внеурочной деятельности по информатике, требуя от учителя гибкости в его определении дел. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, изучения их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитания со всем коллективом школьников и в отдельности с каждым из них [16, с. 50]. В индивидуальной внеурочной деятельности наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например, ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выборе конфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.

 

1.4. Формы  внеурочной деятельности по информатике

Первая группа - фронтальные формы. Деятельность учащихся организована по принципу "рядом": они не взаимодействуют друг с  другом, каждый осуществляет одинаковую деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий [21, с. 15].

Вторая группа форм организации внеклассной деятельности характеризуется принципом "вместе". Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий  успех. В процессе такой организации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а внеурочная деятельность - коллективной внеурочной деятельности. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей обратной связи между ним и учащимися. По принципу "вместе" может быть организована деятельность в парах, в малых группах, в классе [21, с. 20].

Первая группа отличается простотой организации  для педагога, но мало формирует  навыки коллективного взаимодействия. Вторая группа незаменима для развития умений сотрудничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрастных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных форм требует от педагога больших временных затрат и определенных организаторских умений. В этом заключается ее сложность для педагога. Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимосвязаны и дополняют друг друга [17, с. 87].

Выбирая форму  внеурочной деятельности, следует оценить  ее учебно-воспитательное значение с  позиций цели, задачи, функций [16, с. 43].

Формы массовой внеурочной деятельности позволяют  педагогу косвенно воздействовать на каждого учащегося через коллектив. Они способствуют развитию умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Согласно Калечиц  Т.Н., кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеурочной деятельности [9, с. 23].

К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества, временные коллективы и т.д.

Широкое распространение  в недалеком прошлом имели  клубы - политические, пионерские, комсомольские, интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интересных встреч и т.д., действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, уставы и положения [17, с. 49].

Работа клубов может быть возрождена на основе новых информационных технологий. Так, в настоящее время многие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могут быть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции переводчиков, истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т.д. В работе клубов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д.

Учащиеся ряда школ с удовольствием  занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может выступать и как самостоятельная форма деятельности, и как вспомогательная для реально существующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п.

Формы массовой работы принадлежат  к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной и внешкольной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Информация о работе Создание электронного учебного пособия «Программируем в среде Scratch» для учащихся 5-6 классов для использования во внеурочной деятельности