Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 07:27, контрольная работа
Первая версия языка Паскаль была разработана в 1968 году. Ее разработчиком является швейцарский ученый Никлаус Вирт. Свое название язык получил в честь создателя первой механической вычислительной машины француза Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г. фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии 3.0. С этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в качестве первого изучаемого языка программирования.
Система Pascal ABC основана на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к объектно-ориентированному программированию.
Порядок действий при вычислении значения выражения:
1) вычисляются значения в скобках;
2) вычисляются значения функций;
3) выполняется операции смена знака, возведение в степень;
4) выполняются операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления);
5) выполняются операции сложения и вычитания.
Пример. Программа с использованием стандартных арифметических функций.
Program fun;
Var a, c :integer; {раздел описания переменных целого типа}
b,:real; {раздел описания переменных вещественного типа}
Begin {начало тела программы}
a:=16; {исходные данные}
b:= sqrt (a); {функция sqrt извлекает квадратный корень из числа a и присваивает его значение переменной b - тип результата вещественный}
writeln('b=’,b);{вывод на экран значения переменной b}
c:=sqr (а); {функция sqr возводит в квадрат значение переменной а и присваивает его переменной c - тип результата целый}
writeln(‘c=’,c); {вывод на экран монитора значения переменной c}
Еnd.
! Аргументы функции всегда пишутся в скобках, операцию умножения опускать нельзя.
! Нельзя писать выражения в виде обыкновенных дробей.
Примеры записи математических выражений:
Математическая запись |
Запись на Pascal |
1. x2 - 7,2x + 6 |
Sqr(x) - 7.2 * x + 6 |
2. |
(Abs(x) - Abs(y)) / (1 + Abs(x * y)) |
4. Организация ввода и вывода данных
Обмен информацией с компьютером предполагает использование определенных средств ввода-вывода. Основным средством ввода является клавиатура, вывода - дисплея. Процедура, которая в режиме диалога с клавиатуры присваивает значение для переменной величины, называется процедурой ввода. В языке Pascal эта команда выглядит следующим образом:
Read(список переменных);
ReadLn(список переменных);
Разница между работой процедур Read и Readln состоит в следующем: после выполнения Read значение следующего данного считывается с этой же строчки, а после выполнения Readln - с новой строки.
Выполнение операторов ввода
происходит так: ход программы
Пример.
Var A : real; B : integer; C : char;
Begin
Read(A, B, C)
End.
Процедура, которая выводит содержимое переменных на экран, называется процедурой вывода на экран. В Pascal эта команда выглядит следующим образом:
Write (список констант и/или переменных, разделенных запятой)
WriteLn(список констант и/или переменных, разделенных запятой)
Различие между двумя операторами вывода: после выполнения оператора Writeln происходит переход на новую строчку, а после выполнения инструкции Write, переход на новую строчку не происходит. При вызове оператора Writeln без параметров просто происходит переход на новую строчку.
Пример. Write(A, B, C);
WriteLn('Корнем уравнения является ', X);
Для управления размещением выводимых значений процедуры Write и WriteLn используются форматный вывода. Под форматом данных понимается расположение и порядок отдельных полей данных.
Процедура вывода с форматом для целого типа имеет вид:
WriteLn(A:N); где N - выражение целого типа, задающие длину поля вывода значений.
При выводе вещественных значений без указания формата - выводится вещественное число длиной 18 символов в форме с плавающей запятой. Для десятичного представления значения применяется оператор с форматами вида:
WriteLn(R:N:M); где N - выражение целого типа, задающие длину поля вывода значений, М- количество знаков в дробной части.
Пример:
A:=25; Write (A); результат 25
A:=25.367; Write (A:6:3); результат 25.367
Write (A:6:2); результат 25.37
A:=-7.4385 Write (A); результат -7.438500E+00
S:=7; Write (S,’=’,5+2); - результат 7=7
Write (‘S=5+2’); - вывод текста S=5+2, заключенного в апострофы.
5. Реализация линейных алгоритмов
! Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом, называется линейным.
Пример: Ввод трех целых чисел, вычисление и вывод их среднего арифметического и среднего геометрического значения.
Program Z;
Var a1,a2,a3:integer;
sa,sg:real;
Begin
Writeln('Введи 3 целых числа:'); {Печать на экране просьбы о вводе}
Read(a1,a2,a3);{Ввод данных}
sa:=(a1 + a2 + a3) / 3; {Вычисление среднего арифметического}
sg:=sqrt(abs(a1*a2*a3)); {Вычисление среднего геометрического}
Writeln ('Cр.арифм.=',sa:8:2);
Writeln ('Cр.геом.=',sg:8:2) {Вывод данных}
End.
Пример: Вычисления площади круга. Программа запрашивает у пользователя значение радиуса круга, обеспечивает возможность ввести его значение, рассчитывает и выводит на экран величину площади круга с введенным радиусом. Таким образом, появляется возможность, не внося изменений в программу, вводить различные значения радиуса и получать, соответствующие им значения площади круга. Для этого достаточно несколько раз запустить программу.
Program Inteface;
Var R,S: Real;
Begin
Write('Введите радиус круга '); {Печать на экране просьбы о вводе}
Readln(R); {Ввод значения R}
S:=Pi*SQR(R); {Вычисление площади руга}
Writeln('Площадь круга радиусом ',R:5:2,' равна ',S:8:4)
End.
Пример. Скорость первого автомобиля v1 км/ч, второго - v2 км/ч, расстояние между ними s км. Какое расстояние будет между ними через t ч, если автомобили движутся в разные стороны?
Согласно условию задачи искомое расстояние s1=s+(v1+v2)t (если автомобили изначально двигались в противоположные стороны) или s2=|(v1+v2)t-s| (если автомобили первоначально двигались навстречу друг другу).
Program Car;
Var V1, V2, T, S, S1, S2 : Real;
Begin
Write('Введите скорости автомобилей, расстояние между ними и время движения:');
ReadLn(V1, V2, S, T);
S1 := S + (V1 + V2) * T;
S2 := Abs((V1 + V2) * T - S);
WriteLn('Расстояние будет равно ', S1:7:4, ' км или ', S2:7:4, ' км')
End.
Пример. Найти сумму цифр двухзначного натурального числа.
Program Did;
Var A,S1,S2:integer;
Begin
Write ('введите двухзначное число: ');
ReadLn (А); {ввод с клавиатуры числа}
S1:=a div 10; {нахождение первой цифры числа}
S2:=a mod 10; {нахождение последней цифры числа}
WriteLn ('сумма цифр числа ',а, '=', S1+ S2) {вывод результата}
End.
Пример.Дано: c, m, S - часы, минуты, секунды. Найти общее количество секунд с начала суток.
Формула: Sec=c*3600+m*60+s
Program Second;
Var c, m, s : Byte ; Sec: LongInt ;
Begin
Write ('Сколько часов прошло от начала суток? '); Readln (c);
Write ('Сколько минут? '); Readln (m);
Write ('Сколько секунд? '); Readln (s);
Sec :=c*3600+m*60+s;
Writeln ('С начала суток прошло секунд: ', Sec)
End.
Пример. Дано: координаты точки (Х,У). Получить сообщение TRUE, если точка принадлежит первой четверти окружности с радиусом 1, или сообщение FALSE, если точка не принадлежит области.
Формула: точка с координатами (Х,У) принадлежит первой четверти окружности с радиусом 1 если одновременно выполняются условия: Х>0, Y>0, X2+Y2<=1
Program FH;
Var X,Y : Real;
Begin
Writeln (‘введи координаты точки: X, Y:’); Readln (X,Y);
Writeln ((X1>=0) AND (Y1>=0) AND (SQR(X)+SQR(Y)<=1));
End.
Задания для практической работы по теме линейные алгоритмы.
Составить программы на языке Pascal.
1. Даны два числа. Найти сумму и произведение этих чисел.
2. Даны два числа. Найти среднее арифметическое их квадратов и среднее арифметическое их модулей.
3. Вычислить значение выражения , где х и y - целые числа.
4. Периметр прямоугольника равен р, одна из сторон равна а. Найти его площадь.
5. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна с, острый угол а градусов.
6. Найдите площадь квадрата, если две его противоположные вершины заданы координатами (х1,у2) ,(х2,у2).
7. Определить сколько времени (t) затрачено на путь (s ) со скоростью (v).
8. Вершины треугольника
заданы точками (х1,у2) ,(х2,у2), (х3,у3). Используя
формулу Герона, найдите его площадь.(АВ=Sqrt((х1-х2)2+(у1-
9. Сумма вклада S руб., ее вкладывают в банк под C % годовых на N лет. Какая прибыль будет на вкладе.
10. Подсчитать стоимость поездки на S км. : расход бензина на 100 км.-L литров, стоимость 1 литра бензина K руб.
11. Вычислить стоимость покупки со скидкой : покупка А руб., скидка С %.
12. Даны координаты трех вершин треугольника (x1, y1), (x2, y2), (x3, y3). Найти его периметр и площадь.
13. Скорость лодки в стоячей воде V км/ч, скорость течения реки U км/ч (U < V). Время движения лодки по озеру T1 ч, а по реке (против течения) - T2 ч. Определить путь S, пройденный лодкой.
14. Найти периметр и площадь прямоугольного треугольника, если даны длины его катетов a и b.
15. Дано целое четырехзначное число. Используя операции div и mod, найти сумму его цифр.
16. Дано целое четырехзначное число. Используя операции div и mod, найти произведение его цифр.
17. Длительность некоторого физического эксперимента измеряется в секундах; определить количество часов(полных), минут и секунд.
18. С начала месяца прошло m часов. Определить какое сейчас число.
19. С начала суток прошло k минут. Определить который сейчас час. (В часах и минутах).
20. Дано: координаты точки (Х,У). Получить сообщение TRUE, если точка принадлежит 2,3,4 четверти окружности с радиусом R, или сообщение FALSE, если точка не принадлежит области.
6. Алгоритмическая конструкция ветвление
На практике решение большинства задач не удается описать с помощью программ линейной структуры. При этом после проверки некоторого условия выполняется та или иная последовательность операторов, однако происходит нарушение естественного порядка выполнения операторов. Условный оператор для реализации разветвлений в программе имеет следующую структуру:
If <логическое выражение> Then серия1 Else серия2;
Если логическое
выражение, выступающее в качестве
условия, принимает значение True (истинно),
то выполняются операторы
Поскольку развилка может быть неполной, то возможна и неполная форма записи условного оператора:
If <логическое выражение> Then серия;
Когда выполняется последовательность команд (серия), необходимо использовать так называемые операторные скобки:
Begin
<Оператор 1>;
<Оператор 2>;
...
<Оператор N>
End;
! Точка с запятой после Begin не ставиться.
Вариант условного оператора в этом случае:
If <условие> Then Begin <группа операторов 1> End;
Else Begin < группа операторов 2> End;
! Знак "точка с запятой" не ставится перед служебным словом Else, но операторы в группах отделяются друг от друга этим знаком.
На языке Паскаль условия представляют собой выражения, значением которых является величина логического типа (True - истина или False - ложь). Это может быть как просто переменная указанного типа, так и сложная последовательность высказываний, связанных логическими операциями.
В простых условиях могут применяться знаки операций сравнения: >(больше), <(меньше), =(равно), <>(не равно), >=(больше или равно), <=(меньше или равно).
Пример. (C+D3)>=(D1*(45-2))
В сложных условиях логические выражения строятся с помощью логических операций: and (и), or (или), not (не).
Примеры: (a>b) and (a>c); (Х<=1) or (Y>5) and (a>2); (4*Х-1>0) and (Х+2<3); not (a=b).
! Операции сравнения имеют низший приоритет по сравнению с другими операциями, поэтому отношения в логических выражениях заключают в скобки.
Пример. Из двух чисел необходимо выбрать наибольшее.
Program Example;
Var A,B,C : Real; {A,B - для хранения чисел, C - результат}
Begin
Writeln('Введите два числа');
Readln(A,B); {Ввод чисел с клавиатуры}
If A>B Then C:=A Else C:=B; {Если A>B, то результат A сохраняем в С, иначе результат - B}
Writeln(‘Наибольшее число =’,C); {Выводим результат на экран}