Средства поиска информации в сети Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 02:32, реферат

Описание работы

В последние годы сеть Интернет стала крупнейшим источником информации. В некоторой степени она напоминает огромную библиотеку, в которой содержится информация о любом явлении или объекте. Но главным недостатком и отличием сети Интернет от библиотеки является отсутствие систематизированного каталога, что создает большие трудности в поиске необходимой информации
Тем не менее, поиск в глобальной компьютерной сети возможен, и это, пожалуй, является одной из наиболее важных его сторон. Для поиска данных в сети используются специальные серверы, информация на которых поддерживается и обновляется практически автоматически.

Содержание работы

Введение 3
1. Задачи и стратегии поиска 4
2. Средства поиска файлов 5
3. Средства WWW - World Wide Web (Всемирная сеть) 6
4. Средства поиска информации в глобальной сети 8
4.1. Каталоги 8
4.2 Поисковые машины 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Средства поиска информации в Интернет.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования 
«Санкт - Петербургский государственный университет  
экономики и финансов»

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ

Реферат по дисциплине «информационные технологии в менеджменте» 
на тему:

Средства  поиска информации

в сети Интернет

 

 

Выполнила:

                                                                               студентка М-102 группы 

Здорина М. В.

Руководитель:

доц. каф.информатики

Щадилов А. Е.

 

Санкт-Петербург

2012 г.


 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Задачи и стратегии поиска 4

2. Средства  поиска файлов 5

3. Средства WWW - World Wide Web (Всемирная сеть) 6

4. Средства поиска информации в глобальной сети 8

4.1. Каталоги 8

4.2 Поисковые машины 10

Заключение 12

Список использованной литературы 13

 

 

 

 

Введение

В последние годы сеть Интернет стала крупнейшим источником информации. В некоторой степени она напоминает огромную библиотеку, в которой содержится информация о любом явлении или  объекте. Но главным недостатком  и отличием сети Интернет от библиотеки является отсутствие систематизированного каталога, что создает большие  трудности в поиске необходимой  информации

Тем не менее, поиск в глобальной компьютерной сети возможен, и это, пожалуй, является одной из наиболее важных его сторон. Для поиска данных в сети используются специальные серверы, информация на которых поддерживается и обновляется практически автоматически.

Сегодня, когда Интернет стал одним из основных источников информации, поиск в Сети приобретает  все большую практическую ценность. Но с быстрым увеличением объема доступных данных все более усложняется  и сама процедура поиска.

Напомним, что Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет медленно, но верно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока лишь телефону.

В глобальной сети присутствует гигантской количество информационных ресурсов, которое уже практически  невозможно сосчитать. И с каждым днем это число растет. Такой объем информации требует правильной организации процесса поиска и применения специальных технических средств, таких как поисковые машины. Простой поиск по достаточно распространенному ключевому слову дает обычно от десятков тысяч до нескольких миллионов ссылок. Очевидно, что работа с таким большим количеством документов практически невозможна, тем более что подавляющая их часть содержит информацию, не относящуюся к делу.

Средства информации в Интернете различаются по способу представления информации, а следовательно, и по методу доступа к ним, а также по типу необходимой информации и по принципу организации и использования. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Задачи и стратегии поиска

 

Прежде чем начать поиск следует  четко сформулировать задачу. До тех  пор, пока задача не будет сформулирована об успешности, а тем более оптимизации  поиска, не может быть и речи. Объем  информации в Интернете слишком  велик, и как нигде здесь верна  поговорка «Время - деньги». Поэтому  в здесь нельзя искать по принципу «Пойди туда, не знаю куда. Возьми то, не знаю что». Иначе результат будет плачевный. 

Дать общий рецепт эффективной  стратегии поиска информации в Интернет, пожалуй, невозможно. Есть лишь некоторые  принципы, позволяющие тратить меньше времени. Вот некоторые из них. Например, вам необходимо узнать, где обитает  трёхлапый ленивец, то вряд ли вы пойдете в алфавитный каталог библиотеки. Может быть, вы найдете нужную литературу с помощью систематического каталога. С несколько большей вероятностью - с помощью предметного. Но, скорее всего, ни один из библиотечных каталогов вам не поможет. Но, зайдя в информационно-библиографический отдел крупной библиотеки, дежурный библиограф достанет библиографический указатель по животным или какую-то похожую книжицу, из которой вы и найдете ответ на свой вопрос. Подобную стратегию можно с успехом применять и в Интернет. В ИПС(информационно-поисковых сетях) общего назначения можно утонуть в тысячах ссылок, выданных вам на простой запрос. Целью использования универсальной ИПС общего назначения может быть поиск специализированной ИПС, посвященной тематике вашего поиска. Такая ИПС может быть распознана по наличию слов "информация (information)", "документ (document)" и т.п. Но часто специализированная ИПС может скрываться на сервере общественной, профессиональной или специализированной организации, издательства. 

Этот пример иллюстрирует еще один элемент стратегии: читайте найденные  документы в поисках наиболее точных терминов и связей между терминами. Возможно, вы мыслите в совершенно не тех терминах, которые используют авторы искомых документов (ведь большую  роль играют культурные различия!). 

Третий элемент стратегии: используйте  несколько ИПС. Если вы регулярно  занимаетесь поиском информации по какой-то тематике, отметьте те ИПС. которые для вас наиболее эффективны.

 

 

 

 

 

 

 

2. Средства поиска файлов

 

Поиск файла вручную в  сложной структуре каталогов  ftp-сервера может занять достаточно много времени. Для упрощения и ускорения поиска была разработана поисковая служба Интернета Archie, представляющая собой специальные Archie-сервера, хранящие содержание каталогов анонимных ftp-серверов. При обращении с поисковым запросом на Archie-сервер результатом поиска является список адресов анонимных ftp-серверов, на которых имеется искомый файл.

Но возникает задача отыскать среди множества файлов этого  сервера искомый, что достаточно сложно из-за маловыразительных и непонятных имен файлов и каталогов. Для решения этой проблемы используется система Gopher, позволяющая перемещаться по системе контекстных меню, показывающих содержимое фай лов с использованием понятых обозначений. Существует очень много Gopher-серверов, которые содержат архивы данных в виде иерархически структурированных каталогов, упорядоченных по содержанию. Работа с ними очень проста и соответствует работе с обычным отображением файловой системы.

Существует расширение этой системы - Veronica, которое содержит в своей базе данных каталоги всех Gopher-серверов. После ввода поискового запроса Veronica автоматически просматривает все Gopher-каталоги на наличие искомой информации и тем самым избавляет от долгого поиска вручную по многим Gopher-серверам.

С таким способом навигации  Gopher в определенной степени был предшественником WWW. В настоящее время применение Gopher уменьшается пропорционально росту использования WWW.

 

3. Средства WWW - World Wide Web (Всемирная сеть)

В 1993 году была разработана  информационно-поисковая система  WWW, которая благодаря простоте навигации и доступности открыла информационные источники Интернета неподготовленным пользователям. WWW вызвал бум в сети Интернет, который продолжается по настоящее время, и объемы доступной информации Интернета ежегодно удваиваются.

WWW основывается на принципе гипертекста (уже знакомого читателю), то есть на системе документов, связанных гиперссылками. Гипертекст представляет собой ключевые Слова, особым образом выделенные из обычного текста. Гипертекстовые ссылки отправляют пользователя на другие документы того же сервера либо на другие сервера, которые могут располагаться в любом месте Интернета. Если этот текстовый документ тоже гипертекстовый, то его ссылки позволяют перейти далее на соответствующие документы. Каждая переадресация происходит для пользователя незаметно, так что он может просматривать информационный состав Интернета но содержательному принципу, не заботясь об адресации конкретных компьютеров.

С развитием мультимедийных приложений изначально чисто гипертекстовые документы все больше и больше становятся гипермедийными. Таким образом, WWW-документы могут существовать в любом формате данных: текст, графика, звук/музыка или видеоклип. Ориентация и навигация во Всемирной сети происходят с использованием специальных программ, называемых WWW-браузерами, обеспечивающими пользовательский интерфейс, как, например, Netscape Navigator или Microsoft Internet Explorer.

Отправной точкой поиска информации служит, как правило, основная (базовая, домашняя) страница (сайт) информационного  ресурса, которой можно достичь, введя соответствующий адрес  в браузере (например, http://ncpi.gov.by или www.iparegistr.com). WWW-сайты создаются и обновляются фирмами либо специальными организациями, публикующими информацию и следящими за содержанием своих WWW-страниц. Использование WWW, таким образом, не является пассивным, и каждый пользователь Интернета при помощи специальных программ-редакторов гипертекста может самостоятельно создавать собственные интерактивные WWW-страницы. Это и открыло путь для растущей коммерциализации и расширения Интернета.

В настоящее время вновь  создаваемая информация, как правило, изготавливается с учетом необходимости  обеспечения WWW-доступа, а более ранние документы постепенно преобразуются под него, однако во всем мире существуют еще миллионы файлов в форм отличных от требований WWW. Для использования этой информации и через WWW в браузеры включены вышеописанные службы Интернета, обеспечивающие доступ к ней (telnet, ftp, Archie, Gopher). Через WWW можно использовать и другие службы Интернета, которые предназначены для общения (eMail, NetNews). Поэтому WWW-браузер стал в настоящее время универсальной коммуникационной программой Интернета.

С появлением WWW-службы и начался бум в сети Интернет. Благодаря этой простой в применении и единой для всех служб пользовательской среде Интернет заинтересовал множество людей и организаций. Оказалось вдруг, что не надо быть специалистом в области Интернета, чтобы пользоваться службами сети. Это можно сравнить с успехом фирмы Microsoft, связанным с выпуском Microsoft Windows в качестве графической пользовательской оболочки. До появления Windows у каждого DOS-приложения было собственное руководство пользователя и тем самым требовалось отдельно изучать каждое приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Средства поиска информации в глобальной сети

По принципу организации и использования  средства поиска можно разделить  на каталоги (справочники, директории) и поисковые машины. 

4.1. Каталоги

Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернет, сгруппированные по определенным признакам. Как правило, они объединяются по тематике (наука, искусство, новости и т.д.), где каждая тема разветвляется на несколько подуровней. Особенность этих средств поиска информации состоит в том, что создание структуры, базы данных и их постоянное обновление осуществляется "вручную", коллективом редакторов и программистов, и сам процесс поиска требует непосредственного участия пользователя, самостоятельно переходящего от ссылки к ссылке. Основное достоинство поисковых каталогов ресурсов в том, что накапливаемая в них информация тщательно отбирается, сортируется, разбивается на отдельные категории. 

Все каталоги построены по единому  принципу. Страницы каталогов содержат тематические классификаторы. На стартовой  странице располагается тематический каталог высшего уровня. Под каждой категорией каталога могут быть развёрнуты подкатегории. Посредством щелчка на одной из тематических ссылок открывается  страница с тематическими категориями  более низкого уровня, которые, в  свою очередь, тоже разбиваются на подкатегории. Все категории и подкатегории соответствующим образом выделяются. 

Каталоги организованы по иерархическому принципу и устроены в виде тематического  дерева, корнем которого служит начальная  страница каталога, содержащая определённое количество тематических ветвей. Перемещаться по тематическому дереву вверх или  вниз можно посредством щелчков  на именах страниц. Страницы большинства  каталогов содержат специальные  элементы – индексы, на которых расположены  ссылки на узлы, относящиеся к данной тематике. Если щёлкнуть на одной из ссылок, то появится окно, в котором  продемонстрирована организация данной ветви тематического дерева. Это  ускоряет просмотр тематических категорий  и подкатегорий. 

Одним из наиболее известных каталогов  является Yahoo! Страницы этого каталога содержат множество тематических категорий, организованных по иерархическому принципу. Категории на всех уровнях разветвляются на подкатегории. Корнем служит начальная страница каталога, содержащая 14 тематических ветвей. Перемещаться по тематическому дереву вверх или вниз можно посредством щелчков на именах страниц. На страницы Yahoo! встроены индексы всех Web-ресурсов, относящихся к данной теме. Все каталоги и подкатегории выделены полужирным шрифтом, а гиперссылки на существующие Web-сайты выделены подчёркиванием. На каждую страницу Yahoo! Вмонтированы специальные символы: 

  1. число, стоящее в круглых скобках около категории, указывает на количество ссылок в категории.;
  2. обозначение @ говорит о том, что подкатегория входит в состав нескольких категорий;
  3. слово new свидетельствует о том, что ссылка была добавлена недавно;
  4. значок с изображением очков указывает на интересную или полезную, по мнению администрации сайта, ссылку.

Механизм поиска Yahoo! Можно активизировать на любой из страниц каталога. Для поиска в пределах всего каталога или одной из страниц используются специальные переключатели и поисковое окно. Поиск в Yahoo! Производится в соответствии с типом адресов, выбираемых с помощью опций меню (размещённого под поисковым окном). Кроме системы адресации, используемой тематическим каталогом, существует возможность обращения по адресам информационной службы Usenet, а также электронной почты. При выборе опций меню Yahoo! Поиск ведётся среди Web-узлов, включённых в каталог служб новостей, относящихся к данной тематике. 

Информация о работе Средства поиска информации в сети Интернет