Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:35, контрольная работа
Процесс динамического взаимодействия пользователя с компьютерной системой следует рассматривать как диалог двух принципиально разных сред представления информации. При этом роль посредника выполняет пользовательский интерфейс системы, основная задача которого - обеспечить взаимопонимание и, следовательно, эффективное взаимодействие участников диалога.
Введение 3
1.Основные аспекты предметной области 4
1.3 Контекст использования системы. 7
1.4 Бизнес - роли пользователей. 8
1.5 Сценарий работы пользователей в виде схемы алгоритма. 9
1.6 Схема экранов системы. 11
1.7 Абстрактные диалоги системы в виде графа диалога. 12
1.8 Типы и формы каждого диалога. Синтаксис и семантика используемых языков. 13
1.9 Выбор основных и дополнительных устройств для проектирования процесса ввода-вывода для каждого диалога. Уточнение передаваемых сообщений. 14
14
2. Реализация диалогов в графическом пользовательском интерфейсе по технологии WIMP 15
3. Система помощи пользователю в обучении программному средству 21
4. Юзабилити-тестирование 26
Заключение 31
Список использованных источников 32
Приложение А 33
Таблица 8.1 – Формы диалогов, синтаксис и семантика используемых языков
Таблица 9.1 – Устройства ввода-вывода для каждого диалога
2.1 Технологии WIMP
Технологии WIMP:
W – Windows (окна);
I – Icons (пиктограммы);
M – Mouse (мышь);
P – Pop-Up (всплывающие или выпадающие меню).
Основная цель предоставление пользователю информации. В окнах могут размещаться специальные компоненты, которые используются для ввода-вывода информации.
2.2 Меню различных видов
Окна делятся на пять категорий:
Диалоговые окна используют
для просмотра и задания
Информационные окна:
Окна меню можно использовать как открывающиеся панели иерархического меню. Каждой строке может соответствовать команда, меню следующего уровня. В некоторых случаях используется клавиша быстрого доступа.
2.3 Возможность управления меню клавиатурой
Возможность управления меню клавиатурой через клавиши Alt и Ctrl.
2.4 Cостав, внешний вид и взаимное расположение визуальных интерфейсных компонентов.
Рисунок 1 - состав, внешний вид и взаимное расположение визуальных интерфейсных компонентов
2.5 Макеты экранов с описанием функциональности каждого интерфейсного элемента.
Рисунок 2 – Экранная форма с основным меню и использованием комбинаций клавиш
Рисунок 3 – Экранная форма с панелью инструментов
Рисунок4 – Экранная форма с контекстным меню
Рисунок 5 –Редактирование формата текста
Рисунок 6 – Пример изменение цвета фона
Рисунок 7 – Меню «Правка»
Рисунок 8 – Сохранение документа
Рисунок 9 – Открытие документа
3.1 Средства обучения
Средства обучения:
Понятность системы:
Ментальная (концептуальная) модель – это внутреннее отображение того как пользователь понимает и взаимодействует с системой. Служит основой для понимания, анализа и принятия решений.
Метафора - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.
Идиома - низкоуровневый шаблон проектирования, характерный для конкретного языка программирования.
Аффорданс – ситуация при которой, объект показывает способ своего использования, своими свойствами.
Стандарт – то, что нельзя сделать произвольно, можно сделать одинаково, чтобы пользователь обучался один раз.
Типы обучающих материалов:
Базовая справка – объясняет пользователю сущность и назначение системы, обычно срабатывает один раз, объясняя пользователю зачем эта система нужна, показывается при первом запуске программы.
Обзорная справка - показывает пользователю функции системы, используется для программного обеспечения сайтов.
Справка предметной области - отвечает на вопрос «Как сделать хорошо?». Если пользователь недостаточно хорошо знает предметную область, то его можно снабжать по мере обучения. Есть некоторая особенность, она не навязывается, а реализуется в виде бумажного документа. Но часть ее может подаваться пользователю в интерфейсе, вместе с выдержками из обзорной справки. Важной является справка подсистемы.
Процедурная справка - отвечает на вопрос «Как это сделать?». В идеале она должна быть максимально доступна, поскольку, если пользователь не найдет нужную информацию быстро он перестанет ей пользоваться. Лучшим местом для процедурной справки является выделенная справочная система.
Контекстная справка - отвечает на вопросы «Что это делает и зачем это нужно?». Пользователь обращается к контекстной справке во время выполнения действий, она не должна прерывать это действие и объем информации должен быть минимальным.
Справка состояния – отвечает на вопрос «Что происходит в данный момент?».
Справочная карта – отдельная краткая документация, демонстрирующая основное взаимодействие системы.
Структурированная электронная документация – плохо подходит для чтения больших объемов материала, зато обеспечивает поиск. Заниммает большой объем пространства экрана.
Существует три типа пользовательского интерфейса:
Программная разработка пользовательского интерфейса исходит из того, чтобы реализовать функциональное назначение.
Рисунок 10 – Схема «Айсберга» ощущений и впечатлений
3.2 Фрагменты использованных обучающих материалов
Рисунок 11 – Справочная карта
Рисунок 12 – Структурированная электронная документация
Рисунок 13 - фрагмент пространства интерфейса, показывающие справочную информацию
Рисунок 14– Разработчики программного продукта
Рисунок 15 – Всплывающая подсказка
Юзабилити-тестирование – экономическое тестирование программного продукта, производимая по специальным методикам с целью получения начальных и количественных оценок эргономичности как программного продукта в целом, так и таких его важных компонентов как пользовательский интерфейс и пользовательская документация.
Юзабилити-тестирование производится на протяжении всего цикла разработки программного продукта. На ранних стадиях разработки тестирования предыдущей версии или конкурирующего продукта позволяющая команде проектировщиков пометить контрольные точки, которые необходимо достичь в процессе разработки.
Окна
1. Заголовки
Меню
Инструментальные панели
4.2.1 Информационную производительность интерфейса программного обеспечения.
При измерении производительности необходимо учитывать следующие моменты:
4.2.2 Скорость
работы с программным
От пользователя со средним опытом требуется вызвать Справку при помощи кнопок основного меню.
Таблица1. Скорость работы с программным обеспечением
Действие |
Длительность |
Анализ пользователем, свой порядок действий и создание алгоритма для ее решения. |
1,31 |
Перемещение курсора мыши к пункту основного меню «Справка» |
1,1 |
Нажатие левой кнопки мыши по пункту «Справка» |
0.2 |
Открытие подпунктов меню «Справка» и выбор подпункта «Вызов справки» |
1,2 |
Перемещение курсора к подпункту «Вызов справки» |
0,2 |
Нажатие левой кнопки мыши по подпункту «Вызов справки» |
0,2 |
Время реакции системы. Открытие справочной системы. |
0,1 |
Анализ выбора действий пользователем (например выбор пункта «Операции»). |
2,8 |
Перемещение курсора к этому элементу ссылки |
1,1 |
Нажатие левой кнопки мыши по этой ссылке «Операции» |
0,2 |
Время реакции системы |
0,1 |
Чтение пользователем интересующей его информации. |
От 0,1 до окончания чтения |
Перемещение курсора мыши в правый верхний угол окна на кнопку «Закрыть». |
1,1 |
Нажатие левой кнопки мыши на кнопку «Закрыть» |
0,2 |
Итого: |
9,91 |