Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 10:37, реферат
Жизнь делового человека непосредственно связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного компонента, практическом
2.2.
Происхождение профессиональной
этики
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление
профессиональной этики во времени
предшествовало созданию научных этических
учений, теорий о ней. Повседневный
опыт, необходимость в регулировании
взаимоотношений людей той или
иной профессии приводили к
2.3.
Профессионализм как
нравственная черта
личности
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Нравственные
отношения людей в трудовой сфере
регулирует профессиональная этика. Общество
может нормально
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
особенности профессионального воспитания.
Профессионализм
и отношение к труду являются
важными характеристиками морального
облика личности. Они имеют первостепенное
значение в личностной характеристике
индивида, но на различных этапах исторического
развития их содержание и оценка существенно
различались. В классовом обществе они
определялись социальным неравенством
видов труда, противоположностью умственного
и физического труда, наличием привилегированных
и непривилегированных профессий. О классовом
характере морали в сфере труда свидетельствует
написанная в первой трети II века до н.э.
христианская библейская книга "Мудрость
Иисуса, сына Сирахова", в которой есть
поучение о том, как следует относиться
к рабу: "корм, палка и бремя - для осла;
хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай
раба работою и будешь иметь покой; ослабь
руки ему - и он будет искать свободы".
В Древней Греции физический труд по ценности
и значимости находился на самой нижней
оценке. А в феодальном обществе религия
рассматривала труд как наказание за первородный
грех, а рай представлялся как вечная жизнь
без труда. При капитализме отчуждение
рабочих от средств производства и результатов
труда порождало два типа нравственности:
хищнически-грабительскую капиталистическую
и коллективистски-
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Профессиональная
этика не является следствием неравенства
в степени моральности
Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
В данный момент в странах бывшего Советского Союза, в том числе и в Республике Молдова, выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.
В
современном обществе личностные качества
индивида начинаются с его деловой
характеристики, отношения к труду,
уровня профессиональной пригодности.
Все это определяет исключительную актуальность
вопросов, составляющих содержание профессиональной
этики. Подлинный профессионализм опирается
на такие моральные нормы как долг, честность,
требовательность к себе и своим коллегам,
ответственность за результаты своего
труда.
2.
4. Этические нормы деловых
связей и деловых отношений
в России
Этические нормы установления деловых связей, деловых отношений, этические требования в России были известны и распространены в сфере деятельности купцов уже в середине ХVIII в. Так, в книге «Средневековый купец» А.Я.Гуревич рассказывает о купце А.Фомине из Архангельска: «При всех сих сведениях следует ему ( купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну … умеющу говорить красно и порядочно … Надо, чтобы бодрость и предприимчивость были ево удел; осторожность и быстрота мыслей – его щастие, а довольная опытность и осмотрительность – его подпора. Противоестественно купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах… Но при том всем купец за самое главное правило почитать должен честность и непоколебимое держание своего слова».
Русский
купец был религиозен и благочестив.
Его религиозное поведение
Российские мыслители и философы размышляли над этой проблемой и вырабатывали взгляды и подходы к проблемам труда и трудовой этики, которые утверждали, что достоинство человека определяется его трудом. Для купечества и промышленников труд был средством накопления и обогащения. Однако в середине ХIХ века появляются и другие мотивы труда, не только обогащение: само дело, деятельность, направленная на созидание, становится для российских предпринимателей важным мотивом их труда.
Характеризуя купеческую этику как профессиональную в конце ХVIII и ХIХ вв., современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верность слову, добросовестность, стремление сохранить доброе имя; с другой – склонность к обману, стремление к наживе любой ценой, нарушение взятых на себя обязательств. Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловую этику. Это воздействие имело, прежде всего, общий позитивный морально-этический характер. Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество. Это вело к торможению разворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны в целом.
Следует
отметить еще один момент. Религиозность
воспринималась в предпринимательской
среде как безусловная
В
истории появления и развития
основных идей деловой этики и
этики управления в России важная
роль принадлежит старообрядческой
ветви религии. Выходцами из старообрядцев
были купцы и промышленники
М.Вебер назвал их протестантской этикой. Свободное от работы время протестанты затрачивали опять на работу, которую они считали средством спасения души. Чистый досуг протестанты оценивали как бессмысленную трату времени, как грех перед Богом. Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям, аскетизм в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте в одежде и питании были этическими нормами старообрядцев. Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу, которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, на упрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управления промышленностью, торговлей, строительством. Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка – важная этическая норма.