Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 10:37, реферат
Жизнь делового человека непосредственно связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании национального, конкретно-исторического и социально-культурного компонента, практическом
Россия XIX – начала XX вв. характеризуется уже набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.
Характер внутрифирменных отношений в России конца XIX века, как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Фирмы, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе; их презрительно называли «проходными дворами». Немалую роль в формировании такого типа отношений сыграло то, что и купцы, и заводчики, и работавшие у них пролетарии были недавними выходцами из крестьян. Нормы нравственности, бытовые привычки в их семьях носили отпечаток норм и обычаев крестьянства, что выразилось в «общинности», «соборности» и совпадении понятий «работники» и «члены семьи». Некоторые исследователи отмечают, что в поведении русских купцов более, чем у представителей других государств, присутствовала «истовость» в поступках, и объясняют это их приверженностью к православной вере. Отчасти это можно признать справедливым, хотя и с той же оговоркой, что и соответствующее утверждение о христианской основе деловой этики, приведенное выше.
И
все же предпринимательский слой
в начале века был неоднороден. Деловая
культура России представляла собой
сложное переплетение новых образцов
делового поведения и старых стереотипов,
обусловленных не только особенностями
становления и развития великорусской
нации, религии, но и влиянием государства
на деловую жизнь. К тому же новые
формы деловых отношений
Первая
мировая война, октябрьский переворот
и гражданская война прервали
поступательное развитие России, привели
к разрухе и ломке общества.
Была проведена экспроприация
В России социалистического периода, строго говоря, об этике бизнеса речь вообще не могла идти, поскольку бизнес – это предпринимательская деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы». Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни. Если деловая этика в дореволюционной России опиралась на этические нормы православного христианства, то основой деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика. Обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина – над инициативой и т.д.
Следует
отметить, что в среде руководителей
в период сталинского тоталитарного
режима господствовала очень жесткая
этика, главным стержнем которой
была лояльность к системе. В постсталинский
период произошло постепенное замещение
целей: бюрократический, технократический
аппарат стал ориентироваться на собственные
узкие цели личного характера. В итоге
декларированная социализмом деловая
этика размывалась «двойной моралью».
А этика предпринимательства, основанная
на православных устоях и духовности воспитания,
будучи поставлена вне закона, оказалась
утраченной.
Заключение
Завершая работу можно прийти к выводу, что правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.
Правовое и экономическое регулирование деятельности средств массовой информации далеко не исчерпывают в демократическом обществе набор средств и технологий влияния общества и государства на медийную сферу. Правовое или государственное регулирование опирается лишь на нормы, правила поведения СМИ, устанавливаемые и охраняемые государством. Очень часто (и это естественно, объективно) правовое регулирование отстает от быстро меняющихся реалий развития демократии в России. К тому же формальные правила не могут учитывать всех традиций, особенностей российской журналистики, хотя бы в контексте национальной или региональной идентичности прессы.
Этика - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Деловая этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж бизнес-групп в обществе.
Каждое общество, каждая деловая культура, каждый деловой человек проходит основные этапы своего развития. На пути исторического развития в каждую культуру закладываются отличия, которые включают в себя особенности: территориальные, этнические, демографические, психологические, религиозные, социальные, этические, моральные, правовые и другие.
Этика бизнеса в России складывалась в разные периоды под воздействием разных факторов, но в периоды социально-политической устойчивости деловая культура в стране достигала высокого уровня, о чем свидетельствует целая плеяда выдающихся тружеников-предпринимателей, развивших базовые отрасли народного хозяйства страны на рубеже XIX-XX вв.
Российский
бизнес не изолирован от мирового, и
условием его развития является усвоение
этических норм и приемов использования.
Если несколько лет назад
За
первой волной свободного бизнеса в
России уже видна вторая - представители
новой деловой культуры. В наши
дни положительные примеры
Таким
образом, деловая культура - важнейшая
сторона морали профессионального поведения
делового человека и предпринимателя.
Знание её норм - необходимое профессиональное
качество, которое надо приобретать и
постоянно совершенствовать.
Список
используемой литературы
1. Баринов
В.А. Корпоративная культура
2. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.,- 403 с.
Березин. –- М. : РИП-холдинг, 2003. –174 с.
3. Губин В.Д., Некрасовка Е.Н. Основы этики: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.: ил. – (Профессиональное образование).
4. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ: Учебное пособие / С.М.
Гуревич. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 288 с.
Гардарики, 2006. - 615 с.
10. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 448 с.