Теоретические основы создания обучающих программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Анализ предметной области.
Структурирование имеющейся, и поиск новой информации, необходимой для разработки справочника.
Создание Delphi-проекта:
Создать удобный пользовательский интерфейс легкий в обращении.
Структурировать и упорядочить тематический материал.
Организовать проверку знаний на основе тестовых заданий.
Привести примеры по рассмотренным темам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ 5
1.1. Теоретические основы создания обучающих программ 5
1.2. Требования к обучающим программам 5
1.3. Выбор средства разработки 6
1.4. Постановка задачи 7
2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМНОГО СРЕДСТВА 8
2.1. Спецификация программы 8
2.2. Система меню 9
2.3. Модули проекта 9
2.4 Инструкция по применению 14
2.5 Руководство пользователю 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ А 22
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 23
ПРИЛОЖЕНИЕ В 24
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 25

Файлы: 1 файл

Пояснит записка.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ 5

1.1. Теоретические основы создания обучающих программ 5

1.2. Требования к обучающим программам 5

1.3. Выбор средства разработки 6

1.4. Постановка задачи 7

2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМНОГО СРЕДСТВА 8

2.1. Спецификация программы 8

2.2. Система меню 9

2.3. Модули проекта 9

2.4 Инструкция по применению 14

2.5 Руководство пользователю 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ 21

ПРИЛОЖЕНИЕ А 22

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 23

ПРИЛОЖЕНИЕ В 24

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время, для того чтобы постоянно  быть в курсе всех событий, недостаточно иметь в наличии только телевизор  или радио. Теперь почти в каждой квартире, не говоря уже о предприятиях, имеется персональный компьютер  и даже не один. Многие люди уже не представляют себе жизни без него.

Компьютеры  намного облегчают жизнь. И с  этим нельзя не согласиться. Зачем хранить  огромное количество информации на бумаге или в голове, если все можно  записать на какой-либо носитель и упорядочить  информацию с помощью специальных  программ. Такой способ хранения данных намного удобнее и безопаснее.

Знание  компьютера является неотъемлемой частью образования учеников и студентов. Изучение материала по учебным пособиям постепенно отходит на 2 план. Ведущее  же место занимают информационные технологии.

Часто справочники и различные обучающие программы заинтересовывают и захватывают внимание пользователей не только своей содержательностью, но и необыкновенностью форм, яркостью палитры, возможностями программы. Большинство справочников и обучающих программ предоставляют возможность не только изучить необходимый материал, но и в целях его закрепления выполнить предложенные задачи, упражнения, тесты. Обработка результатов проходит сразу же после завершения выполнения задания, пользователь может увидеть правильный ответ, просмотреть свои ошибки, что намного упрощает процесс обучения.

Постепенно  учебный процесс переходит на компьютерный уровень.  Разработка справочника  начинает занимать ведущее место на рынке программ.

Основной  целью этого проекта является обучение и проверка полученных знаний посредством теста.

Для выполнения поставленной цели было принято решение  создавать справочник, так как именно справочник позволяет наглядно и просто представить всю необходимую информацию в нужной для этого форме. Справочник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.

Представленный справочник «Работа с файлами в Pascal» состоит из двух основных частей: теоретической, где представлены все необходимые теоретические сведения, и практической, где можно проверить свои знания с использованием тестов. В случае затруднения пользователя в работе со справочником была добавлена справка

Главное преимущество данного справочника заключается в том, что он собрал в себя всю основную информацию о файлах, которая может понадобиться начинающему программисту. Конечно, по нему вы не узнаете абсолютно всю информацию о файлах, но поймёте самое простое в файлах.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ предметной области.
  2. Структурирование имеющейся, и поиск новой информации, необходимой для разработки справочника.
  3. Создание Delphi-проекта:
    1. Создать удобный пользовательский интерфейс легкий в обращении.
    2. Структурировать и упорядочить тематический материал.
    3. Организовать проверку знаний на основе тестовых заданий.
    4. Привести примеры по рассмотренным темам.
    5.  

1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ

1.1. Теоретические основы создания обучающих программ

 «Справочником порой называют совершенно разные документы, начиная от файла помощи и заканчивая web - страницами с обучающим материалом. А ведь на самом деле справочник – не просто структурированный и снабженный ссылками текст. Это специально разработанное и официально утвержденное пособие, содержащее доступно изложенный и пригодный для освоения целевой аудиторией материал.

Справочники обладают целым рядом преимуществ, недоступных бумажной литературе. Их можно пересылать по электронной почте, хранить на дисках и флэш-накопителях. Есть у справочников и немало других плюсов, например интерактивность». [13, 32]

Использование справочников вполне оправданно для фундаментального образования и тех областей знаний, которые поддаются глубокому структурированию.

Лучше всего  такое пособие подходит для самостоятельной  работы учащихся при очном и особенно дистанционном обучении, потому что  оно облегчает понимание и  запоминание учебных материалов. Он дает большие возможности для  самостоятельной проверки знаний на всех этапах работы, предоставляя дополнительные разъяснения, повторения и подсказки.

Справочник  будет полезен и на практических занятиях, так как предполагает использование компьютера для решения большинства задач и высвобождает время для глубокого анализа учебных данных и их графической интерпретации. Он позволяет проводить самостоятельные занятия за компьютером, оставляя преподавателю роль консультанта.

Кроме преимуществ, использование справочников и их создание сопряжены с целым рядом трудностей. В первую очередь это необходимость минимального технического оснащения рабочего процесса – без компьютера или электронной книги прочитать интерактивный справочник не удастся.

1.2. Требования к обучающим программам

Любая обучающая  программа, справочник должен удовлетворять следующим техническим, интерактивным и другим требованием.

Технические требования [13, 33]:

  • надёжность работы и системная целостность;
  • наличие развитой системы помощи,
  • наличие многоуровневой организации учебного материала, базы знаний.

Требования  к способу обучения [13, 33]:

  • научность содержания, обеспечение возможности построения содержания учебной деятельности на научно-обоснованных принципах;
  • открытость, возможность реализации любого способа управления учебной деятельностью; обеспечение возможности модификации;
  • целенаправленность, обеспечение обучаемого постоянной информацией о ближайших и отдалённых целях обучения, степени достижения целей;
  • креативность, развивающий характер обучения;
  • обеспечение подготовки специалистов с высоким творческим потенциалом.

Интерактивность [13, 33]:

  • обеспечение систематической обратной связи;
  • педагогическая гибкость, программа должна позволять обучаемому самостоятельно принимать решение о выборе стратегии обучения;
  • обеспечение мотивации, стимулирование постоянной высокой мотивации обучаемых, подкрепляемой активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;
  • индивидуализация обучения; содержание и трудность учебного предмета должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучаемых, программа должна включать динамическую модель обучаемого.

1.3. Выбор средства разработки

При всем обилии постоянно появляющихся технологий разработки, основными языками остаются Си и Паскаль. За последнее время  фактически все ведущие производители  средств разработки выпустили новые  версии своих продуктов.

Для построения системы и написания программного кода была выбрана среда программирования Borland Delphi 7.

«Delphi - общепризнанный лидер среди инструментов для создания приложений и систем, функционирующих на платформе Windows. Передовая объектно-ориентированная технология визуального проектирования позволяет отдельным программистам и коллективам разработчиков почувствовать уверенность в возможности полного удовлетворения запросов самых требовательных пользователей и устойчивость своего положения на рынке высоких технологий». [2, 15]

«Сочетание возможностей приложений с технологиями уровня предприятия обеспечивает плавное и предсказуемое развитие проектов любого масштаба. Следование стандартам индустрии и открытость к взаимодействию с любыми частными решениями гарантирует успех проектов, разрабатываемых с использованием Delphi». [2, 17]

Delphi включает  средства поддержки Web и интеграции  с существующими Windows - приложениями. Возможность работы с разнообразными источниками информации и прозрачность подключения новых механизмов доступа к данным делает Delphi наиболее оптимальным выбором для профессионалов индустрии информационных технологий.

Вот некоторые  ключевые характеристики [2, 20]:

-интегрированная Среда Быстрой Разработки Приложений;

-развитые средства отладки контроля и мониторинга;

-поддержка технологий COM и COM+;

-интеграция с Microsoft Office;

-поддержка технологии MIDAS;

-разработка ASP;

-поддержка OLE DB и ADO;

-средства коллективной разработки Borland TeamSource;

-поддержка разработки распределенных систем.

Этот  инструмент заслуженно характеризуется  как высокоэффективный, легкий в  освоении и в отладке (что играет далеко не последнюю роль в реальной работе), дает возможность быстрого создания законченных приложений.

«Надежность систем, созданных с использованием Delphi, соответствует самым высоким критериям, предъявляемым к системам в таких областях, как оборонное производство, атомная энергетика, авиакосмическая отрасль, государственная служба, телекоммуникации, управление финансовыми потоками и страхование». [2, 22]

1.4. Постановка задачи

Темой нашего курсового проекта является разработка справочника «Работа с файлами в Pascal»

Основной  задачей создания данного курсового  проекта является возможность обучения. Обучающий материал собран на основе тематического плана по дисциплине «Алгоритмизация и программирование»

Наш проект подразделен на следующие разделы:

  1. Теоретический блок, содержащий в себе основные данные по теории Pascal.
  2. Тестовый блок, содержащий в себе тест по темам, которые рассматриваются в данном учебнике.
  3. Блок примеров.

Справочник был разработан с помощью программы Delphi7. В среде программирования Delphi для записи программ использовался язык программирования Object Pascal. В языке Object Pascal – поддерживается создание и применение объектов, когда данные рассматриваются, в неразрывной связи, с методом их обработки.

Пользователь  имеет возможность ознакомиться с теоретическим материалом, структурированным  по разделам, включающим в себя соответствующие  подразделы.

После изучения предложенного материала, пользователь может проверить свои знания на основе разработанного тестового задания. Обработка результатов проходит сразу же после завершения выполнения задания, пользователь может увидеть  количество правильных ответов.

Примеры позволяют наглядно изучить возможности  Pascal.

 

 

2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМНОГО  СРЕДСТВА

2.1. Спецификация программы

Для более  наглядного представления о проекте в таблице представлены основные файлы, содержащиеся в справочнике «Работа с файлами в Pascal»

Таблица 1 - Основные файлы проекта

Файл

Назначение

Sapotjko.dpr

Файл проекта

Sapotjko.exe

Исполняемый файл проекта

Sapotjko.cfg

Sapotjko.dof

Файлы настроек компилятора и проекта

Sapotjko.res

Файл ресурсов проекта

Unit1.pas

Unit2.pas

Unit3.pas

Unit4.pas

Unit5.pas

Unit6.pas

Unit7.pas

Файлы программных модулей, текстовые  файлы исходного кода на Object Pascal

Unit1. dfm

Unit2. dfm

Unit3. dfm

Unit4. dfm

Unit5. dfm

Unit6. dfm

Unit7. dfm

Файлы форм, содержат описание внешнего вида формы и расположенных на ней компонентов

Unit1. dcu

Unit2. dcu

Unit3. dcu

Unit4. dcu

Unit5. dcu

Unit6. dcu

Unit7. dcu

Объектные файлы модуля, в файле  хранится результаты преобразования в  машинные инструкции текста из файла формы и файла модуля

Spravka.hpj

Файл справки

Test.test

Result.tst

Текстовые файлы теста

Информация о работе Теоретические основы создания обучающих программ