Теоретические основы создания обучающих программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Анализ предметной области.
Структурирование имеющейся, и поиск новой информации, необходимой для разработки справочника.
Создание Delphi-проекта:
Создать удобный пользовательский интерфейс легкий в обращении.
Структурировать и упорядочить тематический материал.
Организовать проверку знаний на основе тестовых заданий.
Привести примеры по рассмотренным темам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ 5
1.1. Теоретические основы создания обучающих программ 5
1.2. Требования к обучающим программам 5
1.3. Выбор средства разработки 6
1.4. Постановка задачи 7
2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАМНОГО СРЕДСТВА 8
2.1. Спецификация программы 8
2.2. Система меню 9
2.3. Модули проекта 9
2.4 Инструкция по применению 14
2.5 Руководство пользователю 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ А 22
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 23
ПРИЛОЖЕНИЕ В 24
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 25

Файлы: 1 файл

Пояснит записка.docx

— 1.09 Мб (Скачать файл)

2.2. Система меню

Вся система  меню проекта представлена в данном рисунке.


 

 

 


 




 






 



 



 

 

Рисунок 1 − Система меню

2.3. Модули проекта

Справочник по технологии Pascal начинает свою работу с формы загрузки. Эта форма позволяет перейти к главной форме, содержащую в себе информацию о файлах. Она состоит из меню и справки.

 Меню  включает в себя:

  • Общую информацию
  • Файловые процедуры и функции
  • Файлы
  • Проверочный тест
  • Закрыть

 

Справка включает в себя:

  • Центр справки и поддержки
  • О программе

Загрузочный файл содержит:

1 − вход на  главную форму. На событии компонента Timer1Timer прописан следующий код для непосредственного перехода к главной форме: «прилож. Г»

K: =k+1;

Case k of

1,4:  Label3.Caption:='Пожалуйстo подождите.'  ;

2,5:  Label3.Caption:='Пожалуйстo подождите..'  ;

3,6: Label3.Caption:='Пожалуйстo подождите...'

 Else begin

FmStart.Hide;

FmGlav.Show;

Timer1.Enabled:=false;

End;

End;

2 − Справка – О программе. На событии компонента MainMenu (N11Click) прописан следующий код для непосредственного перехода к информации о программе:

Panel1.Show;

3 – Справка – Центр справки  и поддержки. На событии компонента MainMenu (N10Click) прописан следующий код для непосредственного перехода к информации о программе:

Winhelp(FmGlav.Handle, 'SPRAVKA.HLP', help_context,1);

4 – Меню - Общая информация. На событии компонента MainMenu (N4Click) прописан следующий код для вывода информации в RichEdit:

FmPerem.Show;

FmPerem.RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\obshch.rtf');  

FmGlav.Hide;

FmFaily.Hide;

FmTest.Hide;

5 – Меню - Файловые процедуры и функции. На событии компонента MainMenu (N5Click)  прописан следующий код для вывода информации в RichEdit:

FmPerem.RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\perem.rtf');

FmGlav.Hide;

FmFaily.Hide;

FmTest.Hide;

6 – Меню – Файлы. На событии компонента MainMenu (N6Click) прописан следующий код для вывода информации.

FmFaily.Show;

FmGlav.Hide;

FmTest.Hide;

FmPerem.Hide;

На событии  компонента TreeView прописан следующий код для непосредственного получения информации в Rich Edit:

procedure TFmFaily.TreeView1Click(Sender: TObject);

begin

RichEdit1.SetFocus;

If TreeView1.Selected.Text='Текстовые файлы' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Текст_файлы.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Типизированные  файлы' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Типиз_файлы.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Нетипизированные  файлы' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Нетипиз_файлы.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Работа  с файлами' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Работа  с файлами.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Внешние  файлы' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Внешние_файлы.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Запись  в файл' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Запись.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Чтение  из файла' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Чтение.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Пример' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\прим_нетипиз.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Пример1' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\прим_текст.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Пример2' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\прим_тип.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Пример3' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Внешние_Пример.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Пример4' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\Запись_Пример.rtf');

if TreeView1.Selected.Text='Пример5' then RichEdit1.Lines.LoadFromFile('text\чтение_пример1.rtf');

end;

Now: integer;

7 – Меню – Проверочный тест

Для организации  теста были объявлены следующие  переменные:

Ini,outs: TIniFile;//для текстового файла

QuestNum: Integer;//помер вопроса

QuestCount : Integer;//количество правильных ответов

mas:array [1..1000] of integer;//массив содержащий 0 или 1, считанные из файла

Chb : Array of TRadioButton;

Scores: Integer;

Minute: byte //для минут таймера теста

Seconds: byte;//для секунд таймера теста

 

На кнопку «Далее» прописан код:

if result=1 then

begin

inc(Scores);

outs.writeInteger('Тест','Правильных  ответов:',Scores);

end

else outs.writeString('Неотвеченные',label3.Caption,  Label1.Caption+#13 );

inc(QuestNum);

outs.writeInteger('Тест','Всего  отвеченных вопросов', QuestNum-1);

result:=0;

button1.Enabled:=false;

ShowQuestion;

End;

Для работы таймера на компонент Timer, был прописан код:

if Seconds=0 then

begin

Seconds:=59;

Dec(Minute);

end ELSE

Dec(Seconds);

label2.Caption:=IntToStr(Minute)+':'+IntToStr(Seconds);

if ( (seconds=0) and (minute=0)) then   ShowQuestion;

На кнопку «Пройти тест» прописано было:

Var i, c, j: integer;

Flag: UINT;

AppSysMenu : THandle;

begin

AppSysMenu := GetSystemMenu(Handle, False);

Flag := MF_GRAYED; // Disabilita la X

EnableMenuItem(AppSysMenu, SC_CLOSE,MF_BYCOMMAND or Flag);

randomize;

for i:=1 to QuestCount do

mas[i]:=i;

for i:=QuestCount downto 1  do

begin

j:=random(QuestCount)+1;

c:=mas[j];

mas[j]:=mas[i];

mas[i]:=c;

end;

if BtnStart.Visible then

begin

BtnStart.Hide;

QuestNum := 1;

ShowQuestion;

timer1.Enabled:=true;

button1.Visible:=true;

label2.Font.Color:=clgreen;

label2.Font.size:=26;

Minute:=times ;

Seconds:=0;

label2.Caption:=IntToStr(Minute)+':'+IntToStr(Seconds);

end;

end;

 

На кнопку «Пройти тест» был прописан код:

procedure TFmTest1.BtnStartClick(Sender: TObject);

var i,c,j:integer;

Flag : UINT;

AppSysMenu : THandle;

Begin

AppSysMenu := GetSystemMenu(Handle, False);

Flag := MF_GRAYED; // Disabilita la X

EnableMenuItem(AppSysMenu, SC_CLOSE,MF_BYCOMMAND or Flag);

randomize;

for i:=1 to QuestCount do

mas[i]:=i;

for i:=QuestCount downto 1  do

begin

j:=random(QuestCount)+1;

c:=mas[j];

mas[j]:=mas[i];

mas[i]:=c;

end;

if BtnStart.Visible then

begin

BtnStart.Hide;

QuestNum := 1;

ShowQuestion;

timer1.Enabled:=true;

button1.Visible:=true;

label2.Font.Color:=clgreen;

label2.Font.size:=26;

Minute:=times ;

Seconds:=0;

label2.Caption:=IntToStr (Minute) +':'+IntToStr (Seconds);

end;

end;

Неописанные здесь части кода более просты и доступны для понимания и  не составит большого труда их понять, так как они написаны максимально  просто и понятно на случай дальнейшей доработки электронного пособия.

2.4 Инструкция по  применению

Аппаратные требования. Минимальная аппаратная конфигурация системы, обеспечивающей нормальное функционирование системы должна быть не ниже следующей:

  1. Процессор: Intel B800 и выше;
  2. Оперативная память: 2 GB и выше;
  3. Достаточное количество свободного дискового пространства (не менее 200 МБ);
  4. Наличие устройства для чтения СD-дисков;
  5. Наличие мыши и клавиатуры.
  6. Монитор с 32-битной цветовой палитрой и разрешением 1028х768;

 

Программное обеспечение. Для эксплуатации программного продукта необходимо наличие установленной Windows 2000/NT/XP/Vista/Seven.

 

Установка. Процесс установки простой, занимает одну-две минуты:

  1. Запустите загруженный файл «Spravochnik.exe»;
  2. Появится окно установщика с приветствием, нажмите кнопку «Далее» «прилож. А»;
  3. Следующим шагом можно изменить папку, в которую установится программа, можно оставить предложенный путь и нажать «Далее» « прилож. Б»;
  4. Откроется сообщение о завершении работы мастера установки, просто нажмите «Готово» «прилож. В».

 

Изменение. Для того чтобы внести изменения в теоретическую базу необходимо только изменить необходимые изменения в rtf файле. Для изменения теста, нужно только открыть test файл и отредактировать как это необходимо, либо заменить новым.

 

Работа со справочником «Работа с файлами в Pascale». О том, как работать со справочником подробно в Руководстве пользователю.

2.5 Руководство пользователю

Работа со справочником «Работа с файлами на языке Pascal»

Пользование данным справочником не должно доставить  никаких трудностей даже для начинающего  пользователя. Все элементы расположены  на виду и находятся очень просто.

Сразу же при входе в справочник мы видим  данное окно (рис. 2). В нём мы видим меню и справку справочника.

 

 

 

Рисунок 2 − Окно справочника

 

При нажатии  на пункт «Меню», на мониторе появится его список пунктов (рис. 3).

 

 

Рисунок 3 − Список пунктов «Меню»

 

При нажатии  на пункты «Меню» появится новые окна с находящимися на них информацией (рис. 4). В левой части окна находится список пунктов, а справа область, где отображается текст выбранного пункта.

 

Рисунок 4 −  Окно пункта файлы

 

Нажав на пункт "Проверочный тест" появится форма, где размешена кнопка «Установка времени», для установки интервала прохождения теста (рис. 5).

 

 

Рисунок 5 − Окно установки времени

 

  1. При нажатии этой кнопки появляется кнопка «Выполнить» (рис.6).

 

 

Рисунок 6 − Окно кнопки «Выполнить»

 

  1. При нажатии этой кнопки появляется кнопка «Начать тест» (рис.7).

 

Рисунок 7 − Окно кнопки «Начать тест»

 

  1. При нажатии этой кнопки появляется новая форма, где необходимо ввести данные о себе (рис.8).

 

 

Рисунок 8 − Окно данных

 

  1. Затем нажимаем кнопку «Далее», где появится новая форма (рис.9) .

 

Рисунок 9 − Окно кнопки «Пройти тест»

 

  1. После нажатия кнопки «Пройти тест» появятся вопросы и ответы на них, а также кнопка «Далее», которая позволяет перейти на следующий вопрос (рис.10).

 

 

Рисунок 10 − Окно вопросов и ответов

 

  1. После прохождения всего теста появится новая форма с результатами (рис.11).

 

 

Рисунок 11 − Окно результатов

 

Дальше  находится пункт справки "О программе", при нажатии на который появляется информация с полным названием справочника (рис. 12).

 

Рисунок 12 − Окно "О программе"

 

Последний пункт справки "Центр справки  и поддержки", он запускает данную справочную систему.

Перемещать, справочник по экрану монитора можно нажав, левой клавишей мыши по свободному месту на форме или по полосе меню в свободной от текста области.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Delphi — чрезвычайно мощная система  разработки прикладных программ  для Windows. Она все увереннее завоевывает ведущие позиции в нашей стране, как среди профессиональных программистов, так и среди людей, никогда профессионально программированием не занимавшихся. Профессионалы используют Delphi для построения сложных приложений с распределенными базами данных и для многих других целей. Специалисты самых разных специальностей (не программисты) создают с помощью Delphi небольшие прикладные программы для решения своих профессиональных задач и радуются, что, не владея всерьез программированием, могут создавать интерфейс, неотличимый от привычного интерфейса Windows. Студенты (не программисты) выполняют с помощью Delphi свои курсовые и дипломные проекты.

Delphi — очень большая, многофункциональная  система, области ее применения  разнообразны, соответственно разнообразны  и вопросы, интересующие читателя.

Реализованный справочник поможет пользователю не только изучить теоретический материал, закрепить свои знания по пройденному материалу, но и наглядно убедиться в возможностях Delphi.

Информация о работе Теоретические основы создания обучающих программ