Теоретико-правовые основы развития информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Начало XXI века характеризуется отчетливо выраженными явлениями глобализации и перехода от индустриального общества к обществу информационному. Под воздействием научно-технического прогресса повсеместно внедряются новые информационные технологии, которые предоставляют уникальные возможности для быстрого и эффективного развития как государства в целом, так и отдельно взятой личности. Как следствие, информация превратилась в основной товар, обладающий значительной ценностью, в своеобразный стратегический ресурс.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 37.19 Кб (Скачать файл)

-  Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000 г.);

-  Проекты ФЗ «О документации», «Об электронном документе» и ряд других.

Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах  Российской Федерации и состоит  из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о  защите информации» и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

Правовым фундаментом, регулирующим в РФ отношения в области информации, является федеральные законы, направленные, например, на обеспечение защиты информации Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523–1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526–1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 6 августа 1993 г. №5605–1 «О селекционных достижениях» и др.

Становление информационного  законодательства является одной из важнейших задач государственной  политики в области информационных технологий и основным способом в  решении проблем правового обеспечения  информационного общества на национальном уровне.

Правовая основа единого  информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной  власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных  прав и свобод граждан и организаций.

В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:

-  соблюдения конституционного права каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (Конституция РФ, п. 4 ст. 29);

-  возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;

-  защиту авторского права и права имущественной собственности на и информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;

-  формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;

-  ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности, персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним; согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;

-  тесного информационного взаимодействия со странами-членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества;

-  информационной безопасности.

Федеральным Законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в статье 12 провозглашен принцип государственного регулирования в сфере применения информационных технологий. Так, государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1)  регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2)  развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3)  создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1)  участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2)  создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Статьей 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях  и о защите информации» регламентируется использование информационно-телекоммуникационных сетей. В частности, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением  требований законодательства Российской Федерации в области связи, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации.

Регулирование использования  информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен  определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных федеральным законодательством.

Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или  иной деятельности не может служить  основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования  таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

Федеральными законами может  быть предусмотрена обязательная идентификация  личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской  деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся  на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

Передача информации посредством  использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений  при условии соблюдения установленных  федеральными законами требований к  распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Особенности подключения  государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены  нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным  правовым актом Правительства Российской Федерации.

Юридическая поддержка открытости государственных информационных технологий является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого  информационного пространства России с европейским и мировым пространством. Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и  использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих  и взаимодействующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также  удовлетворения их информационных потребностей.

 


Информация о работе Теоретико-правовые основы развития информационных технологий