Урок информатики и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:34, доклад

Описание работы

Школьная информатика — самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержательной области, ни по целям обучения, хотя часто проводят параллель между математикой, физикой и информатикой.

Файлы: 1 файл

К-я,МПИ.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Урок информатики и его структура

 

Особенности урока информатики

 

   1. Школьная информатика  — самая молодая из всех  школьных дисциплин и, пожалуй,  самая проблемная. Одной из проблем  является недостаточная разработанность  методик преподавания информатики.  Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержательной области, ни по целям обучения, хотя часто проводят параллель между математикой, физикой и информатикой. Без сомнения, определенное сходство имеется и в способе организации учебного материала (теория — решение задач), и в методике обучения, тем более что начинали преподавать этот предмет в уже далеких 80-х гг. учителя математики и физики, профессиональные программисты, научные сотрудники из НИИ

   2. Задачи, решаемые при изучении  информатики, относятся и к  другим предметным областям знаний  — физике, математике, астрономии  и т.д., в силу чего изучение  информатики имеет межпредметный  характер.

   3. Продолжительное отсутствие Государственного стандарта 2, единых программ, общепринятой терминологии.

   4. Нечеткость границ школьного  и вузовского курсов информатики.

   5. Высокие темпы развития  информатики приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать материалы компьютерной периодики, ресурсы Интернет и т.д.

   6. Систематическая работа  учащихся на ЭВМ является основой  практического освоения учебного  материала. Особое значение приобретает  самостоятельная работа учащихся, так как значительную часть времени они проводят в индивидуальной работе с ПК.

   7. Персональный компьютер  используют как объект изучения: формируются базовые знания и  умения работы с ПК (устройства, операционная система, методы  поиска информации и т.д.). В  то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения задач.

   8. Обучению информатике  присущи специфические проблемы, связанные с тем, что компьютер  является одновременно и объектом  изучения, и средством обучения. В силу различия материального и культурного уровня семей школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, для удовлетворения своих интересов, и это надо учитывать при организации учебного процесса.

   9. Работа за компьютером  не может превышать 10–30 минут (в зависимости от возраста учащихся), учащиеся должны работать по одному на каждом рабочем месте.

   10. Как правило, количество  компьютерной техники недостаточно, вследствие чего необходима организация  совместной деятельности малых  групп (2–4 учащихся на один компьютер)

   11. Использование компьютера  как средства и инструмента  обучения требует не только  учета санитарно-гигиенических норм  и ограничений, но и сочетания  компьютерных и некомпьютерных  методов обучения.

   12. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной информатике. Пэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений по информатике (можно ли представить себе ученика, кричащего на уроке математики или химии: «А я это уже знаю!», «А я это изучал на курсах» и т.д.).

   13. Недостаточное количество  часов для организации полноценного  контроля и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты, творческие проекты и т.п.).

   14. В отличие от других  предметов, процесс изучения информатики  характеризуется выражением взаимосвязи  различных подсистем: учитель – ученик, ученик – ПК, ученик – ПК – учебная книга, учитель – ученик – ПК и т.д.

   15. Важная роль различных  форм внеклассных занятий по  информатике со школьниками (летние  школы юных программистов, олимпиады,  компьютерные клубы и т.п.), для  которых характерна большая, чем на обычных уроках, свобода общения и перемещения школьников. В этих условиях широко наблюдается развитие межвозрастных контактов учащихся, при этом нередко возникают ситуации, когда младший школьник консультирует старшего, ученик консультирует преподавателя.

   16. На уроках информатики  имеется возможность создания  такой организации обучения и  контроля знаний, при которой  наиболее успешно работающие  учащиеся начинают выполнять  роль помощников учителя.

   17. В целом на уроки  информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупят этот интерес.

 

Изучение информатики подчеркивает важность сочетания кибернетических и педагогических идей в учебно-воспитательном процессе, которое не только изменяет место и умножает возможности учителя как управляющего органа в руководстве коллективом учащихся, но и существенно усиливает функции управления, роль диагностики качества и уровней усвоения, обратной связи в процессе обучения. Педагог в значительно большей мере акцентирует свое внимание на активизацию самостоятельной познавательной деятельности и формирование творческих возможностей учащихся.

 

Структура урока информатики

 

Урок — это вариативная форма  организации целенаправленного  взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).

 

Необходимо помнить, что распределение  подачи материала по времени опирается  на исследования устойчивости внимания на уроке:

   0–7 мин. урока — внимание  рассеянное. Требует определенных усилий со стороны учителя на его концентрацию;

   8–23 мин. урока — период  наибольшей устойчивости и концентрации  внимания;

   24–30 мин. урока — устойчивость  внимания падает, увеличивается  колебание внимания, количество  ошибок. Требует снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.);

   31–45 мин. урока — концентрация  внимания в связи с поставленной  целью (произвольное внимание).

 

Рекомендуется следующее распределение  учебного времени на уроке (рис. 5):

 

Рис. 5. Распределение учебного времени  на уроке

 

Урок медленно, но постоянно претерпевал  определенные изменения. Для выявления  особенностей современного урока рассмотрим так называемый традиционный урок —  его основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует разновидности урока и его структуру.

 

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая  в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока — дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь  основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие (М.И. Махмутов).

 

Различные сочетания элементов, а  также особенности учебного предмета и специфика образовательного учреждения создают много разновидностей типов и видов уроков, поскольку главный признак урока — его дидактическая цель.

Традиционный урок позволяет многократно  повторить учебный материал, что  способствует его запоминанию и  развитию памяти, формированию знаний на уровне усвоения. Обеспечивая многократную смену видов деятельности, он создает условия для быстрого применения новых знаний. Однако ни один из указанных элементов структуры, обеспечивая усвоение знаний, не гарантирует развития учащихся, не отражает процесса их самостоятельной учебной деятельности.

Комбинированный урок может иметь  разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.

 

Основные элементы (этапы) современного урока

 

   1. Организационный момент, характеризующийся внешней и  внутренней (психологической) готовностью  учащихся к уроку. Обычно в  оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.

   2. Проверка домашнего задания,  которая проводится разными методами  в зависимости от поставленной  цели.

   3. Введение нового материала,  которое осуществляется или на  основе сообщения учителя или  путем самостоятельной его проработки  учащимися.

   4. Закрепление нового материала.  Организация усвоения способов  деятельности путем воспроизведения  информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

   5. Контроль за результатами  учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

   6. Задание на дом. В  эту часть урока входит объяснение  сущности задания и, если нужно,  методики его выполнения.

   7. Подведение итогов урока.

 

Урок может включать все названные  элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).

 

Структура урока изучения нового материала:

   1. Оргмомент.

   2. Первичное введение материала  с учетом закономерностей процесса  познания при высокой мыслительной активности учащихся.

   3. Указание на то, что  учащиеся должны запомнить.

   4. Мотивация запоминания  и длительного сохранения в  памяти.

   5. Сообщение или актуализация  техники запоминания (работа с  опорными материалами, смысловая  группировка и т.п.).

   6. Первичное закрепление  под руководством учителя посредством  прямого повторения, частичных выводов.

   7. Контроль результатов  первичного запоминания.

   8. Регулярное систематизирующее  повторение через короткие, а  затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.

   9. Внутреннее повторение  и постоянное применение полученных  знаний и навыков для приобретения  новых.

   10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

   11. Задание на дом.

   12. Итог урока.

 

Структура урока формирования умений и навыков:

   1. Оргмомент.

   2. Повторение сформированных  умений и навыков (опорных).

   3. Проведение проверочных  упражнений.

   4. Ознакомление с новыми  умениями, показ образца формирования.

   5. Упражнения на их освоение.

   6. Упражнения на их закрепление.

   7. Тренировочные упражнения  по образцу, алгоритму, инструкции.

   8. Упражнения на перенос  в сходную ситуацию.

   9. Упражнения творческого  характера.

   10. Задание на дом.

   11. Итог урока.

 

Структура урока закрепления:

   1. Оргмомент.

   2. Воспроизведение  учащимися знаний, умений и навыков,  которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

   3. Выполнение  учащимися различных заданий,  задач, упражнений.

   4. Проверка  выполнения работ.

   5. Обсуждение  допущенных ошибок и их коррекция.

   6. Задание  на дом (если это необходимо).

   7. Итог  урока.

 

Структура урока повторения:

   1. Оргмомент.

   2. Постановка  образовательных, воспитательных, развивающих  задач.

   3. Проверка  домашнего задания, направленного  на повторение основных понятий,  основополагающих знаний, умений, способов  деятельности (практической и мыслительной)

   4. Подведение  итогов повторения, проверка результатов  учебной работы на уроке.

   5. Задание  на дом.

   6. Итог  урока.

 

Структура урока проверки знаний:

   1. Организация  начала урока. Здесь необходимо  создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.

   2. Постановка  задачи урока. Учитель сообщает  ученикам, какой материал он будет  проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.

   3. Изложение  содержания контрольной или проверочной  работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

   4. Подведение итогов урока.  Учитель выбирает хорошие работы  учащихся, анализирует допущенные  ошибки в других работах и  организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий  урок).

   5. Определение типичных  ошибок и пробелов в знаниях  и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

Структура повторительно-обобщающего  урока:

   1. Организационный момент.

   2. Вступительное слово учителя,  в котором он подчеркивает  значение материала изученной  темы или тем, сообщает цель и план урока.

Информация о работе Урок информатики и его структура