Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:34, доклад
Школьная информатика — самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержательной области, ни по целям обучения, хотя часто проводят параллель между математикой, физикой и информатикой.
Урок информатики и его
Особенности урока информатики
1. Школьная информатика
— самая молодая из всех
школьных дисциплин и, пожалуй,
2. Задачи, решаемые при изучении
информатики, относятся и к
другим предметным областям
3. Продолжительное отсутствие Государственного стандарта 2, единых программ, общепринятой терминологии.
4. Нечеткость границ школьного
и вузовского курсов
5. Высокие темпы развития
информатики приводят к тому,
что учителю постоянно приходит
6. Систематическая работа
учащихся на ЭВМ является
7. Персональный компьютер
используют как объект
8. Обучению информатике
присущи специфические
9. Работа за компьютером не может превышать 10–30 минут (в зависимости от возраста учащихся), учащиеся должны работать по одному на каждом рабочем месте.
10. Как правило, количество
компьютерной техники
11. Использование компьютера
как средства и инструмента
обучения требует не только
учета санитарно-гигиенических
12. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо ощутимо это именно в школьной информатике. Пэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений по информатике (можно ли представить себе ученика, кричащего на уроке математики или химии: «А я это уже знаю!», «А я это изучал на курсах» и т.д.).
13. Недостаточное количество
часов для организации
14. В отличие от других
предметов, процесс изучения
15. Важная роль различных
форм внеклассных занятий по
информатике со школьниками (
16. На уроках информатики имеется возможность создания такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя.
17. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупят этот интерес.
Изучение информатики подчеркивает важность сочетания кибернетических и педагогических идей в учебно-воспитательном процессе, которое не только изменяет место и умножает возможности учителя как управляющего органа в руководстве коллективом учащихся, но и существенно усиливает функции управления, роль диагностики качества и уровней усвоения, обратной связи в процессе обучения. Педагог в значительно большей мере акцентирует свое внимание на активизацию самостоятельной познавательной деятельности и формирование творческих возможностей учащихся.
Структура урока информатики
Урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).
Необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания на уроке:
0–7 мин. урока — внимание рассеянное. Требует определенных усилий со стороны учителя на его концентрацию;
8–23 мин. урока — период
наибольшей устойчивости и
24–30 мин. урока — устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требует снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.);
31–45 мин. урока — концентрация
внимания в связи с
Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке (рис. 5):
Рис. 5. Распределение учебного времени на уроке
Урок медленно, но постоянно претерпевал определенные изменения. Для выявления особенностей современного урока рассмотрим так называемый традиционный урок — его основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует разновидности урока и его структуру.
Структура урока — это совокупность
различных вариантов
Структура урока — дидактически
обусловленная внутренняя взаимосвязь
основных компонентов урока, их целенаправленная
упорядоченность и
Различные сочетания элементов, а также особенности учебного предмета и специфика образовательного учреждения создают много разновидностей типов и видов уроков, поскольку главный признак урока — его дидактическая цель.
Традиционный урок позволяет многократно повторить учебный материал, что способствует его запоминанию и развитию памяти, формированию знаний на уровне усвоения. Обеспечивая многократную смену видов деятельности, он создает условия для быстрого применения новых знаний. Однако ни один из указанных элементов структуры, обеспечивая усвоение знаний, не гарантирует развития учащихся, не отражает процесса их самостоятельной учебной деятельности.
Комбинированный урок может иметь
разнообразную структуру и
Основные элементы (этапы) современного урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.
2. Проверка домашнего задания,
которая проводится разными
3. Введение нового материала,
которое осуществляется или на
основе сообщения учителя или
путем самостоятельной его
4. Закрепление нового материала.
Организация усвоения способов
деятельности путем
5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
6. Задание на дом. В
эту часть урока входит
7. Подведение итогов урока.
Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).
Структура урока изучения нового материала:
1. Оргмомент.
2. Первичное введение материала
с учетом закономерностей
3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
5. Сообщение или актуализация
техники запоминания (работа с
опорными материалами,
6. Первичное закрепление
под руководством учителя
7. Контроль результатов первичного запоминания.
8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.
9. Внутреннее повторение
и постоянное применение
10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
11. Задание на дом.
12. Итог урока.
Структура урока формирования умений и навыков:
1. Оргмомент.
2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).
3. Проведение проверочных упражнений.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
5. Упражнения на их освоение.
6. Упражнения на их закрепление.
7. Тренировочные упражнения
по образцу, алгоритму,
8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.
9. Упражнения творческого характера.
10. Задание на дом.
11. Итог урока.
Структура урока закрепления:
1. Оргмомент.
2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.
4. Проверка выполнения работ.
5. Обсуждение
допущенных ошибок и их
6. Задание на дом (если это необходимо).
7. Итог урока.
Структура урока повторения:
1. Оргмомент.
2. Постановка
образовательных,
3. Проверка
домашнего задания,
4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.
5. Задание на дом.
6. Итог урока.
Структура урока проверки знаний:
1. Организация
начала урока. Здесь
2. Постановка
задачи урока. Учитель
3. Изложение
содержания контрольной или
4. Подведение итогов урока.
Учитель выбирает хорошие
5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура повторительно-обобщающего урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.