Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:34, доклад
Школьная информатика — самая молодая из всех школьных дисциплин и, пожалуй, самая проблемная. Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики. Информатика не может воспользоваться разработанными методиками обучения математике, физике и т.д., поскольку не похожа ни на один школьный предмет ни по содержательной области, ни по целям обучения, хотя часто проводят параллель между математикой, физикой и информатикой.
3. Выполнение учащимися
индивидуально и коллективно
различного рода устных и
4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).
5. Формулирование выводов по изученному материалу.
6. Оценка результатов урока.
7. Подведение итогов.
8. Задание на дом (не всегда)
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы урока и его задач
3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии.
5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.
6. Творческое применение знаний и умений.
7. Упражнение по отработке навыков.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Системы уроков учителей-новаторов
Система преподавания Л.В. Маховой
1. Рассказ обзорного типа по всей теме.
2. Урок вопросов учеников
учителю и дополнительных
3. Урок - практическая работа.
4. Урок обобщающего типа
с карточками-заданиями,
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.
6. Решение задач по теме
с применением
Система уроков Н.П. Гузика
1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
3. Уроки-семинары.
4. Уроки-практикумы.
5. Уроки контроля и оценки.
Система уроков Р.Г. Хазанкина
1. Урок-лекция по всей теме.
2. Уроки решения ключевых задач.
3. Урок-консультация.
4. Урок-зачет.
Триединая цель урока информатики
Триединая цель урока (ТЦУ) — это
заранее запрограммированный
Триединая цель урока — основа целесообразной деятельности учителя и учеников, дающая ей направление. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке и реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников. Ее достижение возможно только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
Рассмотрим каждый из трех аспектов ТЦУ: образовательный (познавательный), развивающий и воспитывающий.
Образовательный аспект ТЦУ — основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
1. Учить и научить каждого
ученика самостоятельно
2. Осуществлять выполнение
главных требований к
3. Формировать навыки —
точные, безошибочно выполняемые
действия, доведенные в силу
4. Формировать умения — сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5. Формировать то, что учащийся
должен познать, уметь в
Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого.
Развивающий аспект ТЦ складывается из нескольких блоков:
- развитие речи (обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка);
- развитие мышления (обучение анализу, выделению главного, сравнению, построению аналогий, обобщению и систематизации, доказательству и опровержению, определению и объяснению понятий, постановке и разрешению проблем);
- развитие сенсорной сферы
(развитие глазомера,
- развитие двигательной
сферы (овладение моторикой
Воспитывающий аспект ТЦУ заключается в том, что по-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становление нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Требования к уроку
Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование
образовательных задач в целом
и их составных элементов, их
связь с развивающими и воспита
- определение оптимального
содержания урока в
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в деятельности учащихся;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
3. Предусмотрение отдельных
средств психолого-
Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем
и учащимися проблемно-
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения
учащихся к деятельности (комментарии,
вызывающие положительные
2. Особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Требования к организации познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий
- использование различных
форм работы для актуализации
в памяти учащихся ранее
2. Организация деятельности
- определение уровня
- опора на психологические
закономерности формирования
- планирование приемов и
форм работы, обеспечивающих активность
и самостоятельность мышления
учащихся (система вопросов, создание
проблемных ситуаций, разные уровни
проблемно-эвристического
- повышение уровня понимания
(от описательного,
- использование различных
видов творческих работ
3. Учет возрастных особенностей
учащихся: планирование урока в
соответствии с
4. Закрепление результатов
5. Организованность учащихся:
- отношение учащихся к
учению, их степень самоорганизации
и уровень умственного
- возможные группы учащихся
по уровню обучаемости, учет
этих обстоятельств при определ
Гигиенические требования к уроку:> температурный режим; физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ); своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике
- урок должен быть
- темп и ритм урока
должны быть оптимальными, действия
учителя и учащихся
- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
- по возможности следует
менять виды деятельности
- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
- учитель должен обеспечить
активное учение каждого