Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 10:36, реферат
ИКТ, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
1. Введение.
2. Роль ИКТ в условиях современного общества.
3. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения.
4. Система применения информационных технологий обучения на уроках.
5. Заключение.
6. Литература.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство
образования Ставропольского
Филиал
государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
в г. Ессентуки
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Информационные технологии»
Влияние информационно-коммуникационных технологий на педагогические технологии
Выполнил:
студентка 1 курса 1 ИИЯ(с)группы
Ликова Розалия Фёдоровна
Специальность
050100.62 Педагогическое образование
Проверил:
Старший преподаватель
Иванов П.В.
Ессентуки, 2013 г.
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ:
В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние ИКТ оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый через Интернет - источники, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.
ИКТ, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
2.Роль информационно-
Современное состояние развития
цивилизации социологи и
Развитие общества обусловливает
необходимость перехода школы к
новой образовательной
Сегодня преподаватель имеет
возможность качественно
Перед школой информационного
века стоит задача развития познавательной
активности и самостоятельности
учащихся. С изменением содержания
образования, подходов к образовательному
процессу, появлением новых педагогических
технологий, в том числе информационно-
Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников.
3. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения
Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги - дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, Информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения.
Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.
Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения ИКТ в процессе обучения школьников можно говорить о наличии информационной технологии обучения.
Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?
На уроках ставятся цели, решаемые посредством ИКТ:
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование образовательных компетенций:
4. Обогащение понятийного
аппарата: повышение уровня умений
работать с информацией
5. Осуществление самообразования.
6. Формирование информационной культуры.
Использование информационных
технологий для активизации познавательной
деятельности на уроках может происходить
на различных этапах урока и типах
уроков. Например, при знакомстве с
новым материалом на уроках русского
языка может быть создано электронное
сопровождение в виде презентации,
на которой будут отражены основные
понятия, схемы, алгоритм применения орфографического
или пунктуационного правила. На
уроках закрепления это может
быть информационная поддержка предмета
в виде цифрового образовательного
ресурса по русскому языку, электронного
тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому
языку»), с помощью которого учащийся
не только сможет применить свои знания
в процессе практической деятельности,
но и увидеть свой результат. На вводных
уроках литературы важен яркий визуальный
ряд, который можно создать с
помощью библиотеки электронных
наглядных пособий или
Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт.
Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно разделить на несколько этапов:
1 этап (подготовительный)
Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи:
1. анализ образовательной программы;
2. анализ тематического планирования;
3. выбор тем;
4. выбор типа урока;
5. выявление особенностей материала данной темы.
2 этап (созидательный)
Подбор и создание информационных продуктов:
1. подбор готовых образовательных медиаресурсов;
2. создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).
3 этап (реализационный)
Применение информационных продуктов:
1. применение на уроках разных типов;
2. применение во внеклассной работе по предметам;
3. применение при руководстве научно-исследовательской работы.
4 этап (мониторинговый)
Анализ эффективности использования ИКТ:
1. изучение динамики результатов;
2. отслеживание рейтинга по предмету.
Таким образом, считаю, что
с целью активизации
4. Система применения информационных технологий обучения на уроках
Считаю, что использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе существенно влияет на формирование образовательных компетенций школьников.
Рассмотрим в виде таблицы несколько примеров:
класс |
деятельностные формы организации учебного процесса |
умение работать с информацией |
виды познавательной деятельности учащихся |
5 класс |
поисковая |
поиск и отбор информации |
работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы |
6 класс |
поисковая |
поиск, отбор информации из различных источников; осмысление, сравнение. |
подготовка сообщений, создание творческих работ |
7 класс |
поисковая, исследовательская |
поиск, отбор информации; сравнение, обобщение, вычленение существенного |
подготовка и создание рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт |
8 класс |
исследовательская, научно-исследовательская |
анализ информации, полученной из разных источников |
подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность |
9 класс |
научно-исследовательская |
применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи. |
проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность |
Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах:
Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).
Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.
Особенностью образовательного
процесса с использованием информационных
технологий обучения является алгоритмизация
самостоятельной деятельности учащихся,
способствующая активизации учебного
процесса, большая степень
Информация о работе Влияние информационно-коммуникационных технологий на педагогические технологии