Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:34, реферат
Информация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию, где производится и потребляется интеллект, знания, что обязательно приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда.
Введение………………………………………………………………………..….3
Представление об информационном обществе……………………………..…..4
Опасности информационного общества…………………………………...……5
Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования………………………………………………………………………..7
О процессах информатизации в российском образовании……………………..8
Заключение…………………………………………………………………...…..10
Список литературы…………………………………………………………..…..11
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Представление об информационном обществе……………………………..…..4
Опасности информационного общества…………………………………...……5
Влияние процесса информатизации
общества на развитие информатизации
образования…………………………………………………
О процессах информатизации в российском образовании……………………..8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Информация все больше
наполняет жизнь современного человека,
постепенно вступающего в информационную
цивилизацию, где производится и
потребляется интеллект, знания, что
обязательно приводит к увеличению
доли умственного труда. От человека
требуется способность к
В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовиться. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания.
Происходящий сейчас процесс
информатизации общества влечёт за собой
радикальные изменения в
Представление об информационном обществе
Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов[7].
Деятельность отдельных
людей, групп, коллективов и организаций
сейчас все в большей степени
начинает зависеть от их информированности
и способности эффективно использовать
имеющуюся информацию. Прежде чем
предпринять какие-то действия, необходимо
провести большую работу по сбору
и переработке информации, ее осмыслению
и анализу. Отыскание рациональных
решений в любой сфере требует
обработки больших объемов
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:
· чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;
· постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
· появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитныхлентах и поэтому непопадающих в сферу действия системы коммуникации. Как результат - наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления :
· появляются противоречия
между ограниченными
· существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
· возникают определенные
экономические, политические и другие
социальные барьеры, которые препятствуют
распространению информации. Например,
по причине соблюдения секретности
часто необходимой информацией
не могут воспользоваться
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться вполном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
Опасности информационного общества
Информатизация современного общества имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:
· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
· опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации;
· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
· проблема адаптации людей
к среде информационного
· столкновение с виртуальной реальностью, имеющее различные психологические и психические последствия для молодежи;
· переход к информационному обществу не сулит каких - либо перемен в социальных благах и усиливает социальную напряженность;
· сокращение числа рабочих мест ведет к массовой безработице;
· «информационные войны»
- открытое или скрытое информационное
воздействие государственных
Информатизация общества
вносит фундаментальные изменения
в профессиональную деятельность, преобладающей
формой которой становится умственная
деятельность. При этом мозг подвергается
неведомым прежде нервно-психологическим
нагрузкам, пропорциональным все возрастающему
потоку информации (знаний). Человек
добровольно переходит из родного
ему естественного мира в искусственный
мир информационной техники, что
таит угрозу самой человеческой природе.
В процессы информатизации молодежь
вовлекается чаще и интенсивнее,
чем старшие поколения. В этих
условиях дети, юноши и девушки, у
которых завершается анатомо-
Ежедневное
Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования
В современном информационном
обществе основой развития цивилизации
выступают информационные процессы,
в которых широкое применение
находят информационно-
Проблемы информатизации образования
является фундаментальной и важнейшей
глобальной проблемой XXI века в силу следующих
основных причин:
1) стремительное развитие
процесса информатизации
2) функциональные возможности
и технические характеристики
средств информатики,
О процессах информатизации в российском образовании
Информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно - коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях.
Исследование проблем
информатизации образования предполагает
использование определенного
Таким образом, начнет осуществляться переход на конструктивистский и коннективистский подходы к обучению. Первый предполагает значительное расширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй - поиск обучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой. Внедрение НИТ в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который становится исследователем, организатором, консультантом. Можно утверждать, что внедрение НИТО способствует:
· индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
· изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера;
· стимулированию стремления
учащихся к постоянному
· усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
· повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
· изменению форм и методов
организации вне учебной
В настоящее время в Российской федерации реализуются следующие программы в сфере информатизации образования:
1. Информатизация сельских школ;
2. Информационная система учебного книгоиздания;
3. Развитие единой
4. Федерация Интернет Образования;
5. Программа Intel «Обучение для будущего».
В последние годы в России, а также во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Ярким свидетельством этого является позиция России в области государственной политики в сфере образования, изложенная в национальном докладе России II-му Международному конгрессу ЮНЕСКО “Образование и информатика” [6]. Этот конгресс состоялся в 1996 году в Москве и был практически полностью посвящен обсуждению проблем информатизации сферы образования.
И, тем не менее, квалификация
проблемы информатизации образования
как фундаментальной и
Информация о работе Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования