Деловое общение и психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

1. Психодиагностика: значение и понятие
2. Классификация тестов
3. Проанализируйте особенность проективных методик (тестов)

Файлы: 1 файл

контр. дел. комм-и.docx

— 33.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЧУВАШСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

 

 

 

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Деловые коммуникации»

                  тема: «Деловое общение и психодиагностика»

 

 

Выполнила студентка 2 курса

факультета заочного обучения

по направлению подготовки «менеджмент»

Никифорова Анастасия  Александровна 

Шифр:11079

   Проверил: М.Г. Нестерова

 

 

 

Чебоксары-2012

План:

1. Психодиагностика: значение и понятие

2. Классификация тестов

3. Проанализируйте особенность проективных методик (тестов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психодиагностика: значение и понятие.

Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношений в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются  к психической  организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося руководителем. Современный  руководитель обязан обладать элементарной социально – психологической  культурой и уметь диагностировать  не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликтности, изменение и формирование общественного  мнения, и многие другие.

       Именно  психодиагностика позволит проанализировать  и найти конструктивный подход  к разрешению таких проблем,  как психологический климат в  коллективе, динамика настроения, конфронтация  лидеров. Включенность современного  человека в сложные социальные  зависимости диктует насущная  потребность для каждого члена  рабочей группы в психодиагностике  своего состояния, своих возможностей  и перспектив своей деятельности.

       Психодиагностика  определяется как область психологической  науки, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально  – психологических особенностей  личности. Она измеряет определенные  качества, ставит диагноз, и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей.

Различают две методики психодиагностики. Это малоформализованные, и высокоформализованные методики.

       К малоформализованным  относятся наблюдения, опросы, беседы, с помощью которых фиксируются  виды поведенческих реакций испытуемых  в разных условиях, личностные  особенности и многое другое, что трудно выявить другими  способами. Так как использование  малоформализованных методов требует  высокого профессионализма, то применяются  они совместно с методиками  высокоформализованными, поскольку  дают результаты, мало зависящие  от личности психолога.

Малоформализованные методы дают возможность познакомиться  с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим  местом и ролью в коллективе. Лишь на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастерства расположить  к себе людей, уметь задавать вопросы  и определять степень искренности  исследуемого.

Высокоформализованные методики  - тесты, анкеты, проективные методики и психофизиологические методики.

Предыстория психодиагностики исчисляется многими веками и  уходит в глубокую древность. Есть сведения о том, что уже в III тысячелетии  до н. э. в Древнем Вавилоне проводились  испытания выпускников школ писцов. В Древнем Египте к обучению искусству  жреца допускались наиболее способные  люди, прошедшие жесткое тестирование. Также достаточно вспомнить о  том, что в Древнем Китае за 2200 лет до Рождества Христова была создана система отбора чиновников, которая охватывала весьма широкий  спектр «проявлений личности» - от умения писать до поведения в быту (подобной нет и по сей день).

В истории Древнего Востока  известны факты использования психодиагностических процедур в системе медицинского образования государства чжурджэней Цзинь. В средневековом Вьетнаме особое внимание уделялось оценке качеств  при назначении на должности гражданских  и военных чиновников. Психодиагностические испытания активно применялись  для определения способностей к  специфической религиозной деятельности.

Приведенные исторические данные донаучного использования психодиагностических процедур подтверждают их важность для  оценки индивидуальных качеств людей как неотъемлемой части общественной жизни многих цивилизованных народов.

В настоящее время психологическая  диагностика в России переживает значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в школах, вузах, на предприятиях, в учреждениях, фирмах, банках. Диагностические методики применяются во всех новых областях практической деятельности индивидов - армии, спорте, судебной практике и др. Потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация тестов.

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких  методик имеется в виду то, что  они всегда и везде должны применяться  одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации  получаемых показателей.

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как  и кем, они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных  психодиагностических методик к  тестам предъявляются самые строгие  требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое  оценивается с помощью данного  теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у  человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач  выделяют практические, образные и  словесные (вербальные) тесты. По характеру  тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки - на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

 Интеллектуальные тесты  предназначаются для оценки уровня  развития мышления (интеллекта) человека  и его отдельных когнитивных  процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с  психодиагностикой устойчивых индивидуальных  особенностей человека, определяющих  его поступки; сюда относятся  тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств.

Межличностные тесты позволяют  оценивать человеческие отношения  в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.

Практические тестовые задания  включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить  в наглядно-действенном плане, т.е. практически манипулируя реальными  материальными предметами или их заменителями.

Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с  картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование  воображения, мысленных преобразований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение  понятий, умозаключения, сравнение  объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных  логических операций и т.п.

Многие задания, которые  используются в тестах, имеют комплексный  характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и  вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство  задач, с которыми сталкивается человек  в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение  и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

Из всего многообразия психодиагностических методик, изданных в настоящее время, в практике работы с персоналом применяется  сравнительно небольшое их количество: в основном это личностные опросники, интеллектуальные тесты и тесты  специальных способностей, реже –  проективные техники и методики оценки межличностных отношений.

В профессиональной сфере  психодиагностические методики могут  применяться в целом ряде направлений  работы с персоналом. Это отбор, подбор и расстановка кадров, оценка и  аттестация персонала, продвижение  кадров, планирование и управление профессиональной карьерой, развитие и обучение персонала организации, совершенствование профессиональной подготовки, профессиональная ориентация, работа по формированию рабочих и  управленческих команд, формирование и изменение состава коллективов  и целевых групп и т.д. Большинство  исследователей отмечают, что основная область применения тестов в производственных ситуациях – внешний отбор.

Применение тестов в работе с персоналом дает определенные выгоды: это повышение качества и эффективности  работы, сокращение времени и затрат на профессиональное обучение, снижение текучести кадров, исключение финансовых и кадровых издержек, связанных с  неправильными решениями при  найме, достижение оптимального планирования карьеры.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первое из них - социокультурная адаптированность теста. Это означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Второе требование к тестам - простота формулировок и однозначность  тестовых заданий. Согласно данному  требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких  моментов (слов, рисунков и т.п.), которые  могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Третье требование - ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить  свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Четвертое требование - наличие  тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т.е. показатели, представляющие большую  совокупность людей, с которыми можно  сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста - это средний  уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого  по ряду социально-демографических  характеристик.

Кроме требований, предъявляемых  к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его  результатов. Прежде чем применять  тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать  его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных  с проведением тестирования и  обусловленных недостаточно хорошим  знанием его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

Тестирование развивалось  и продолжает развиваться нарастающими темпами, оказывая эффективное содействие в решении все более широкого круга вопросов в различных сферах повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

3. Проанализируйте особенность проективных методик (тестов).

Основное отличие качественной методологии исследований заключается  в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто  эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный  метод и составляющие его проективные  методики.

Информация о работе Деловое общение и психодиагностика