Деловое общение и психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

1. Психодиагностика: значение и понятие
2. Классификация тестов
3. Проанализируйте особенность проективных методик (тестов)

Файлы: 1 файл

контр. дел. комм-и.docx

— 33.48 Кб (Скачать файл)

Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения  этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939 г.) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике.

Проективные методики обладают определенными достоинствами. Человек  в своем восприятии жизненных  ситуаций (отображение которых представлено в проективных тестах) преобразует  их сообразно своей индивидуальности, своего видения жизненных коллизий (например, интерпретирует рисунок  в соответствии со своими личностными  особенностями, определяя свое видение  жизненных ситуаций на основе ассоциативных  связей, прошлого опыта, установок и  убеждений). Проективные методики как  бы "портретируют" всю индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путем  позволяют изучать его эмоциональные  особенности и невротические  реакции.

Конститутивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Наиболее популярным конститутивным тестом является тест Роршаха (тест "чернильных пятен"). Обследуемому предлагаются по одному изображению пятен. Он должен ответить на вопросы, что здесь изображено, на что это похоже. Ответы обследуемых анализируются по специальным критериям, позволяющим определить тип переживаний по Г. Роршаху, особенности взаимодействия человека с окружением. Конструктивные тесты, предполагающие создание (конструирование) целого из отдельных частей. Среди конструктивных проективных тестов известен так называемый тест мира. В "тесте мира" обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (люди, транспорт, дома, животные и др.). Обследуемый по своему усмотрению создает из этих моделей некий мир, не обязательно используя все модели. При анализе учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы, форма конструкций, освоение пространства и др. Работу обследуемых соотносят с авторскими подходами к конструированию мира.

Интерпретативные тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Из интерпретативных наиболее популярен "тест тематической апперцепции" (ТАТ), созданный в 1935 г. Г. Мюрреем и К. Морганом (США). Материал теста - таблицы с картинками, изображающими неопределенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование. Каждый рисунок, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям. Испытуемым предлагается по картинкам составить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к этой ситуации, мысли, чувства и отношения персонажей. Ведется условная запись рассказа, фиксируется время, паузы, особенности поведения, мимики и др. В итоге создается представление об особенностях потребностной сферы, о внутренних и внешних конфликтах, способах защиты и др.

Катартические тесты, предполагающие творческую деятельность в особо  организованных условиях. Ярким примером таких тестов является психодрама, чаще рассматриваемая как метод  психотерапии, но выступающая и как  психодиагностическое средство. В психодраме осуществляется нечто подобное импровизированной  театральной постановке по поводу истории, рассказываемой одним из участников группы. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях,содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он будет проявлять свои личностные особенности. А это имеет диагностическое значение.

Экспрессивные тесты, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему. Из экспрессивных методов широко распространены так называемые рисуночные тесты ("Нарисуй человека", предложенный К. Маховер в 1948 г.; "Дом -дерево - человек", разработанный Дж. Буком в 1948 г., и  другие.). При интерпретации экспрессивных  тестов исходят из положения о  том, что в рисунке человека обследуемый  выражает свое "Я", его особенности  можно выявить по определенной системе  критериев.

Импрессивные тесты, требующие  выбора, предпочтения одних стимулов другим. Среди импрессивных проективных  тестов наибольшую популярность приобрел так называемый тест Люшера, или  тест цветовых предпочтений (предложен  М. Люшером в 1948 г.). При интерпретации  этого теста исходят из предположения  о том, что каждый цвет несет определенное символическое значение, а композиции цветов в ряду имеют определенное функциональное значение, отражая (в  зависимости от места) цели личности, способы достижения целей, подавленные  потребности.

 Аддитивные тесты,  предполагающие завершение фразы,  рассказа и др. Среди этих тестов  широко известен тест "Незаконченные  предложения". Обследуемому предлагается ряд незаконченных предложений. По итогам завершения предложений судят об определенных потребностях, мотивах и чувствах индивида, о его отношении к будущему, характере взаимоотношений с родителями, друзьями и т.п.

Количество имеющихся  проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Их главная  особенность может быть обозначена как относительно неструктурированная  задача, т.е. задача, допускающая почти  неограниченное разнообразие возможных  ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой причине тестовые стимулы  обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом  тестового материала или "структур" ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

Обычно проективные методики являются методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый  редко подозревает о типе психологической  интерпретации, которая будет дана его ответам.

Проективные методики характеризуются  также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей  картине личности как таковой, а  не на измерении отдельных её свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются  их сторонниками как наиболее эффективные  процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что  тем менее вероятно, что он вызовет  у воспринимающего защитную реакцию.

В связи со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные  характеристики личности, но также  и некоторые интеллектуальные аспекты  поведения. К последним можно  отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль  решения проблемных ситуаций. Можно  добавить, что любой психологический  тест, независимо от предназначения, может  выполнить роль проективной методики.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Аминов И.И. Психология делового общения.-М.: Омега-Л, 2007

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2007

3. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М., 2005

4. Зельдович Б.З. Деловое общение. М.: Альфа-пресс 2007

5.Титова Л.Г. Деловое общение:  теория, практика, технологии. – М., 2005

 

 

 


Информация о работе Деловое общение и психодиагностика