Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:14, контрольная работа
Описание работы
Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен. Цель работы – ознакомить с природой и сложностями коммуникаций, с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………………...…..….….. 3 Глава I. Социальная коммуникация ……………………………………………… 4 1.1 Понятие социальной коммуникации……………………………...……… 4 1.2. Виды социальной коммуникации…………………………………….... 6 1.3. Уровни социальной коммуникации……………………………… …... 9 1.4 Формы социальной коммуникации…………………………………… 15 1.5. Задачи социальной коммуникации……………………………………. 18 Заключение ………………………………………………………………..…….. 24 Список использованной литературы ……………………………………..…… 25
Разумеется, с появлением оружия,
способного гарантированно уничтожить
всю планету, подобные взгляды начинают
меняться. Ведь и заведомо слабый противник
сегодня может нанести абсолютно неприемлемый
ущерб гегемону. Но все же до сих пор решающая
ставка делается на силу. Если же обратиться
к истории, то мы найдем, что стремление
к свободе и независимости проявлялось
прежде всего в достижении военно-политического
господства
О римском
народе как главенствующем на земле говорит
Тит Ливий: «…я найду радость в том, что
и я в меру своих сил постарался увековечить
подвиги главенствующего на земле народа;
и если в столь великой толпе писателей
слава моя не будет заметна, утешением
мне будет знатность и величие тех, в чьей
тени окажется мое имя» .
Полибий утверждал,
что вся история мира имеет
конечной и высшей точкой своего развития
Римскую империю.
Карл I короновался
как «император римлян», когда ни
Римской империи, ни римлян уже не
существовало. Его официальный титул звучал: «Карл,
светлейший Август, боговенчанный, великий
и миролюбивый император, правитель Римской
империи». Это свидетельствует о том, что
идея Римской государственности и системы
ценностей Рима продолжала жить даже после
распада. Заметим, что границы созданной
Карлом I империи простирались от Фризии
на Северном море до области лангобардов
и северо-восточной Адриатики. На западе
королевство омывал Атлантический океан,
а на юго-западе Карлу была подвластна
значительная часть северной Испании.
Кроме того, Карл владел большей частью
Италии и собирал дань с многих областей
на востоке. [4]
В эпоху колониальных
войн, в результате которых создавались
мировые империи над которыми «никогда
не заходило солнце». Словом, римский государственный
миф, согласно которому править миром
должен кто-то один, войдет в самые основы
европейского имперского сознания. Идеология
всех европейских государств в той или
иной мере будет включать в себя ценности
первого Рима, и, разумеется, главные из
них — его величие и его свободу.
При этом в
обыденном сознании понятие свободы
исключительно для себя нередко
будет предполагать, что все остальные
должны быть унижены. [3]
О мировом
господстве, как высшей и окончательной
форме обеспечения собственной
свободы, суверенитета, будут грезить Наполеон, Гитлер,
Сталин. Региональная же гегемония составит
цель всех других, более мелких исторических
фигур и государственных формирований.
Впрочем, ниже будет показано, что в действительности
здесь нет места для хищнических устремлений,
как нет места и инстинкту к доминированию
над всеми. Такое позиционирование социума
в его окружении объясняется гораздо более
фундаментальными причинами, нежели групповые
материальные интересы. При этом все эксцессы
борьбы за мировое господство порождаются
не столько первыми, сколько несовпадением
с ними вторых.
Таким образом,
соответствие пережившего не одну тысячу
лет массового понимания высших
ценностей социума приведенным
критериям не вызывает сомнений. [4]
Внутренний
уровень
Признается,
что внутриполитический уровень (если не во всем,
то во многом) производен от внешнего.
Впервые об этом было сказано в античности:
Словом, сказанное
о внешнеполитических ценностях
предполагает формирование внутриполитических
таким образом, чтобы они пронизывали
собой деятельность всех структурных элементов
социума, регулировали поведение в конечном
счете каждого отдельного индивида.
Отсюда взаимодействие
всех частей социального организма
должно обеспечить решение, как минимум,
следующих задач:
— построение
единой системы ценностей, которая была бы подчинена
решению главных задач его жизнеобеспечения,
— сплочение
вокруг них социальных групп, отдельно
взятых индивидов,
— формирование
порядка решения вытекающих из них
задач на текущий период,
— практическое
решение задач, достижение интегральных целей,
— мониторинг
достижения целей,
— решение
конфликтных ситуаций, возникающих
в процессе достижения.
При этом, опускаясь
на уровень индивидов, своеобразных «атомов» коммуникационного
процесса, не будем забывать ни о кочегарах
обреченного «Титаника», ни о маленькой
отважной радистке, ибо и спасение пассажиров,
и даже все послевоенное переустройство
мира были бы немыслимы и без их подвига.[4]
1.4 Формы социальной
коммуникации
Формы коммуникации классифицируются
по различным признакам. Воспользуемся
той классификацией, в основу которой
положен организационный аспект взаимодействия.
В соответствии с ней к формам общения
относятся индивидуальные и групповые
беседы, разговоры по телефону, совещания,
переговоры, конференции, собрания, митинги,
дискуссии, полемика и др.
Беседа является
наиболее распространенной формой общения.
Она осуществляется с целью передачи
информации, обмена мыслями и чувствами. Согласно цели
общения различают беседы:
Ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и прочего. Люди, общаясь, придерживаются определенного речевого этикета)
Личностные (общение между близкими людьми - родными, друзьями, детьми и т.д. Считается, что именно в таких беседах проявляются этико-психологические основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности)
Деловые (их предметом является , как правило, конкретное дело)[12]
В зависимости
от количества собеседников беседы делятся
на индивидуальные и групповые. Поскольку
каждая беседа - это акт творчества, проявления индивидуальности,
то общих рецептов, которые бы способствовали
ее эффективности нет. Между тем в практике
общения, особенно делового, сложились
определенные требования, рекомендации,
принципы ее проведения. Именно о деловой
беседе речь пойдет далее.
Деловая беседа
может выполнять следующие функции:
обмен деловой информацией, контроль
и координация начатых действий,
формирования перспективных мероприятий,
стимулирование активности партнера по
общению, его умственных способностей,
поиск и разработка стратегий и межличностных
отношений поведения и т.д.
Индивидуальная
беседа характеризуется наличием диалога
между двумя собеседниками. Целью
проведения деловых индивидуальных
бесед с уточнения позиции
каждого участника взаимодействия,
получение дополнительной информации о них,
нахождение объяснения тем или иным их
действиям.
Обычно деловые
и индивидуальные беседы делятся
на две группы:
беседы «свободные» с двусторонним обменом информацией, происходит без специальной подготовки;
беседы, специально подготовленные и строго регламентированы.
Одновременно
деловая беседа может быть официальной
и неофициальной, кратковременной
или долгосрочной, полезной или бескорыстной,
добровольной или вынужденной.
Каждую деловую
беседу целесообразно рассматривать
с таких позиций:
достижение положительного результата для участников взаимодействия;
презентация своих профессиональных характеристик, их проверка в процессе делового общения;
утверждения своего имиджа средством эффекта «личной привлекательности», чтобы привлечь к себе симпатий присутствующих во время беседы;
сбор данных о противоположной стороне как делового, так и личного характера;
актуализация делового интереса и человеческого взаимопонимания.
Планирование
деловой беседы. В научной литературе описано
немало рекомендаций, которые способствуют
эффективности деловой беседы. Прежде
всего пожелания касаются предварительной
подготовки к деловой беседе.
Основные
задачи которые необходимо ставить
, при планировании деловой беседы:
тщательно продумать цель данной акции;
отработать логику ее осуществления;
подобрать специальные приемы (средства) для стимулирования коммуникативной активности и нейтрализации негативного поведения оппонента.[10]
Практика
организации деловых бесед показывает,
что, обладая одинаковыми знаниями,
люди часто не могут договориться.
Такое случается потому, что у каждого
из них свой взгляд, сквозь который они
«пропускают» окружающий мир. Именно поэтому
в процессе беседы всегда необходимо последовательно
проводить основную мысль, что помогает
выявить важные факторы и прийти к определенным
выводам и решениям.
1.5 Задачи социальной коммуникации
Социальная
коммуникация в процессе своего осуществления
решает три основных взаимосвязанных
задачи:
1. Интеграцию
отдельных индивидов в социальные
группы и общности, а последних в единую и целостную
систему общества;
2. Внутреннюю
дифференциацию общества, составляющих
его групп, общностей, социальных
организаций и институтов;
3. Отделение
и обособление общества и различных
групп, общностей друг от друга
в процессе их общения и взаимодействия,
что приводит к более глубокому осознанию
ими своей специфики, к более эффективному
выполнению присущих им функций.[4]
Коммуникационные
барьеры
Реализация
коммуникационной функции устной коммуникации
затрудняется коммуникационными барьерами — препятствиями
на пути движения смысла от коммуниканта
к реципиенту. Эти барьеры делятся на 4
класса:
1. Технический
барьер в виде шумов и помех
в искусственных коммуникационных
каналах. Шумы имеют естественное
происхождение, а помехи создаются умышленно. Из-за воздействия
шумов и помех уменьшается различимость
полезных сигналов и возникает актуальная
задача распознавания сигналов на шумовом
фоне. Эта задача актуальна для радиосвязи,
проводной связи, видео-звукозаписи, компьютерной
техники (вспомним компьютерные вирусы,
засорение пространства Интернет) и окончательное
решение ее вряд ли возможно, так как всякое
новое поколение техники страдает своими
«болезнями», неведомыми ранее.
2. Межъязыковый
барьер возникает при несоответствии
языков, кодовых систем, тезаурусов коммуниканта
и реципиента. Это ситуация «Вавилонского
столпотворения», когда люди говорят на
разных языках и не могут понять друг друга.
В настоящее
время насчитывается несколько
тысяч стихийно возникших языков,
наречий и диалектов. Главный ущерб, наносимый межъязыковым
барьером, состоит не в том, что чужеземцы,
сталкиваясь друг с другом, не могут объясниться
на бытовые, торговые или военные темы.
Здесь устное разноязычие преодолевается
за счет невербального или иконического
канала (если нет толмача-переводчика).
Главная беда состоит в том, что в силу
социально-мнемической функции, функции
социализации и мировоззренческой функции
естественный язык накладывает печать
своеобразия на национальную культуру,
общественное сознание, индивидуальное
мировоззрение. Межъязыковые барьеры
разделяют род человеческий на чуждые
и враждующие друг с другом этносы, народы,
нации. Манящий идеал межчеловеческой
гармонии и мира оказывается не достижимым;
разноязычное человечество не может быть
единым человечеством.[7]
Кардинальный
способ преодоления межъязыкового
барьера виделся в разработке
искусственного языка между народного
общения. Первым языком такого рода стал
воляпюк, предложенный в 1879 г. в Германии
И. М. Шлейером. Слова «естественных
языков в нем видоизменялись и теряли опознаваемость,
например, английское world — vol, speak — puk,
отсюда volapuk — всемирный язык. Воляпюк
оказался чересчур сложным для практического
использования, поэтому в дальнейшем международные
языки стали строиться на основe интернациональной
лексики, преобразованной по вкусу авторов.
Грамматика максимально упрощалась. Количество
проектов к 30-м годам XX века исчислялось
тремя сотнями. Образовалось научное направление
интерлингвистика. Наиболее популярны
следующие продукты интерлингвистики:
Эсперанто (основан
в 1887 г. Л. Заменгофом, Польша);
Идо (реформированный
Эсперанто, 1907 г., Франция);
Окциденталь
(1921—1922 гг., автор Э. Валем, Эстония);
Новиаль (синтез
идо и окциденталя, осуществленный
Л. Есперсеном, Дания, в 1928 г.);
Интерлингва — создан в 1951 г. Ассоциацией
международного вспомогательного языка
в США.
Наиболее
успешным проектом оказался язык Эсперанто,
который заслуживает специального
рассмотрения .
3. Социальный
барьер возникает между людьми,
говорящими на одном и том
же естественном языке, но принадлежащими
к различным социальным группам. Затруднено
взаимопонимание разных поколений (споры
«отцов» и «детей»), представителей разных
классов и сословий, имеющих антагонистические
интересы, жителей города и села, мужчин
и женщин, людей с разным образовательным
цензом и т. д. Сущность социального барьера
не в различных социолектах, жаргонах,
стилях речи, отличающих одну социальную
группу от другой, а в различии ценностных
ориентации, личного психофизиологического
и житейского опыта, содержание групповой
памяти.