Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:13, курсовая работа
Актуальность выбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
Глава 1. Интернет как средство массовой коммуникации........................5
1.1 Понятие Интернета……………………………….......................5
1.2 Анализ аудитории интернета.......................................................8
Глава 2. Социальные функции интернета..................................................11
2.1 Понятие функций Интернета......................................................11
2.2 Коммуникативная функция Интернета......................................11
2.3 Ценностно-регулирующая функция Интернета........................14
2.4 Ценностно-регулирующая функция...........................................16
2.5 Развлекательная функция Интернета.........................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................21
«Санкт-Петербургский
Кафедра «Международные отношения»
Дисциплина: Основы теории коммуникации
Тема: Интернет в системе средств современной
социальной коммуникации
По специальности: 031600 – «Реклама и связи с общественностью»
Работу выполнил
Руководитель
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
Глава 1. Интернет как средство
массовой коммуникации..................
1.1 Понятие Интернета……………………………….........
1.2 Анализ аудитории интернета....
Глава 2. Социальные функции
интернета.....................
2.1 Понятие функций Интернета.....
2.2 Коммуникативная функция
Интернета.....................
2.3 Ценностно-регулирующая
функция Интернета.............
2.4 Ценностно-регулирующая функция.......................
2.5 Развлекательная функция
Интернета.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Актуальность выбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требует научного анализа происходящих в России процессов.
Интернет, появившись относительно недавно,
стал одним из наиболее динамично
развивающихся явлений
Если говорить о России, то, несмотря на катастрофическое отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам информационного наполнения, и по расширению аудитории.
Степень научной разработанности темы
Интернет привлекает достаточно активный
исследовательский интерес
Так, наиболее общий и широкий
социальный анализ Интернета как
социального явления можно
Цели работы
Цель данной работы состоит в
выявлении нормативно-
Объект исследования
Интернет как средство массовой коммуникации, его аудитория.
Предмет исследования
Функционирование и развитие Интернета как средства массовой коммуникации, реализация его социально-культурных функций, структура и динамика аудитории Интернета.
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1. Понятие Интернета
Одной из характерных особенностей нашего времени является беспрецедентное развитие средств массовой коммуникации. Информация становится реальным социальным ресурсом, а весь мир все зримее обретает очертания того, что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней».
Многие поколения наших
Глобальность характера
Согласно традиционным представлениям, коммуникация есть процесс передачи информации между адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем информации). Иначе говоря, в основе представлений о коммуникации лежит известная схема «адресант - передача информации - адресат».
Однако каждый элемент данной схемы меняется в условиях массового развития коммуникаций в киберпространстве. Интернет «играет» с традиционной схемой «источник - сообщение - получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает ей совершенно новый характер. Коммуникация посредством Интернета может приобретать абсолютно разные формы, начиная от всемирных веб-сайтов, находящихся в ведении главных новостных организаций, до листсерверов, занимающихся обсуждением фольклорной музыки и заканчивая личной перепиской друзей и коллег.
Источником сообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных писем, так и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционной статьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгое время различными людьми, и даже простой беседой в чате. Получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного до нескольких миллионов, может изменяться, а может и не изменяться в зависимости от роли, которую выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).
Интернет вынуждает
Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество различных форм коммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории:
«1. Асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);
2. Асинхронная коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);
3. Синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты;
4. Асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).»1
Относительно традиционных СМИ Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам:
1. Мультимедиа - Интернет имеет
возможность объединить
2. Персонализация - Интернет обеспечивает
необходимой информацией на
3. Интерактивность - Интернет предполагает
диалог, а не монолог, который
подразумевают традиционные
4. Отсутствие посредников - Интернет
дает возможность прямого
В современном глобализованном мире и медиа-культуре, которые, не в последнюю очередь, преобразовываются посредством Интернета, существует стратегическая потребность в проведении исследований Интернета как нового средства массовой коммуникации. В качестве отправных точек можно использовать те способы проведения исследований, которые уже применялись для традиционных СМИ. Например, многообещающим видится подход, включающий исследование пользы и вознаграждения, которые люди получают от Интернета.
Хотя исследования СМИ с точки
зрения теории использования и вознаграждения
не были в последнее время особенно
распространены в литературе, посвященной
коммуникации, они могут оказаться
весьма полезными и стать основой
для анализа Интернет-
К. Розенгрен усовершенствовал данный подход, отмечая, что под «потребностями» нужно понимать проблемы, а также возможные решения данных проблем, которые воспринимает как таковые сама аудитория. Особенный интерес он проявляет к анализу информационных бюллетеней, как одной из составляющей Интернета.
Данная концепция должна быть обязательно
включена в изучение Интернет коммуникаций,
наряду с некоторые другими
«В целом, представляется, что именно анализ процессов в сфере массовой киберкоммуникации и коммуникативных технологий в российском контексте может стать перспективным направлением дальнейших теоретических исследований в коммуникативистике в ближайшем будущем.»3
1.2. Анализ аудитории Интернета
Важность изучения аудитории Интернета растет из-за увеличения количества коммерческой информации и тех, кто ее поставляет в Интернет.
В одних случаях важна информация об активных пользователях, в других полезно знать о малоактивных или потенциальных участниках Интернет-сообщества. По данным компании VeriSign Inc., администратора доменов com и net, в 2009 г. насчитывалось среди жителей планеты насчитывалось 900 млн. пользователей Интернета. По результатам исследования компании Ipsos-Reid, число пользователей Интернета в 2010 г. в мире выросло на 8%.
Наибольшее увеличение числа пользователей в 20010 г. зарегистрировано в Германии (40%), Китае (прирост 37%), Японии (38%) и Южной Корее (32%). В России количество пользователей Интернета, по данным Ipsos-Reid, за 2010 г. выросло на 35% (учитывались только жители городов). А в США число пользователей, наоборот, сократилось на 6%.
Порог в 10% населения характеризует массовое использование любой новой технологии. Это же относится и к росту пользователей Интернета, и к росту числа регистраций новых доменных имен. Согласно последним данным Россия близка к этому порогу по числу пользователей Интернета, более того, в Москве этот порог уже преодолен. В России по состоянию на март 2010 г. насчитывалось 22 млн. пользователей Интернета. Это свидетельствует о том, что Интернет становится массовым явлением в России.
Результаты опроса Фонд «Общественное мнение» свидетельствуют о том, что российская аудитория пользователей Интернете неуклонно растет.
Вместе с тем, медиаисследования показывают, что, по крайней мере, часть читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет, и многие телезрители переключаются на Интернет. Наиболее устойчивым кажется пока положение радио: растет число автолюбителей, а вместе с ним и число радиослушателей. Так, согласно данным TNS Gallup Media за январь-март 2010 года продолжительность прослушивания радио составляет до 400 минут в сутки.
Информация о работе Интернет в системе средств современной социальной коммуникации