Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:29, курсовая работа
Основной задачей теории СМО является изучение режима функционирования обслуживающей системы и исследование явлений, возникающих в процессе обслуживания. Так, одной из характеристик обслуживающей системы является время пребывания требования в очереди. Очевидно, что это время можно сократить за счет увеличения количества обслуживающих устройств. Однако каждое дополнительное устройство требует определенных материальных затрат, при этом увеличивается время бездействия обслуживающего устройства из-за отсутствия требований на обслуживание, что также является негативным явлением.
Введение
Во многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в очередях в билетных кассах, в крупных аэропортах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и оборудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Изучением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.
Основной задачей теории СМО является изучение режима функционирования обслуживающей системы и исследование явлений, возникающих в процессе обслуживания. Так, одной из характеристик обслуживающей системы является время пребывания требования в очереди. Очевидно, что это время можно сократить за счет увеличения количества обслуживающих устройств. Однако каждое дополнительное устройство требует определенных материальных затрат, при этом увеличивается время бездействия обслуживающего устройства из-за отсутствия требований на обслуживание, что также является негативным явлением. Следовательно, в теории СМО возникают задачи оптимизации: каким образом достичь определенного уровня обслуживания (максимального сокращения очереди или потерь требований) при минимальных затратах, связанных с простоем обслуживающих устройств.
Для создания таких моделей возможно использование как традиционных (так называемых универсальных языков программирования – УЯП), так и специализированных программных средств (языков имитационного моделирования – ЯИМ).
Специализированные языки
имитационного моделирования по
некоторым показателям
Существует несколько ЯИМ, приспособленных к решению задач, возникающих при имитационном моделировании человеко-машинных систем: наиболее известны такие языки, как GPSS, SIMSCRIPT и SIMULA. Язык GPSS обладает преимуществом перед другими распространенными языками. Его особая привлекательность обуславливается тем, что он наиболее прост в применении. Наиболее эффективной версией из текстово-ориентированных версий GPSS является GPSS/H.
Системы массового обслуживания. Классификация. Основные определения
Система массового обслуживания (СМО) — система, которая производит обслуживание поступающих в неё требований. Обслуживание требований в СМО производится обслуживающими приборами. Классическая СМО содержит от одного до бесконечного числа приборов. В зависимости от наличия возможности ожидания поступающими требованиями начала обслуживания СМО подразделяются на:
системы с потерями, в которых требования, не нашедшие в момент поступления ни одного свободного прибора, теряются;
системы с ожиданием,
в которых имеется накопитель
бесконечной ёмкости для
системы с накопителем
конечной ёмкости (ожиданием и ограничениями),
в которых длина очереди не
может превышать ёмкости
Выбор требования из очереди на обслуживание производится с помощью так называемой дисциплины обслуживания. Их примерами являются FCFS/FIFO (пришедший первым обслуживается первым), LCFS/LIFO (пришедший последним обслуживается первым), random (англ.)(случайный выбор). В системах с ожиданием накопитель в общем случае может иметь сложную структуру.
Основные понятия СМО
Требование (заявка) — запрос на обслуживание.
Входящий поток требований — совокупность требований, поступающих в СМО.
Время обслуживания — период времени, в течение которого обслуживается требование.
Математическая модель СМО — это совокупность математических выражений, описывающих входящий поток требований, процесс обслуживания и их взаимосвязь.
Изучение СМО начинается с анализа входящего потока требований. Входящий поток требований представляет собой совокупность требований, которые поступают в систему и нуждаются в обслуживании. Входящий поток требований изучается с целью установления закономерностей этого потока и дальнейшего улучшения качества обслуживания.
В большинстве случаев входящий поток неуправляем и зависит от ряда случайных факторов. Число требований, поступающих в единицу времени, случайная величина. Случайной величиной является также интервал времени между соседними поступающими требованиями. Однако среднее количество требований, поступивших в единицу времени, и средний интервал времени между соседними поступающими требованиями предполагаются заданными.
2. Средство машинного моделирования GPSS/H
Язык имитационного моделирования GPSS (General Purpose Simulating System). Основными понятиями языка GPSS являются транзакт, блок и оператор. Транзакт GPSS - это динамический объект, под которым может подразумеваться клиент, требование, вызов или заявка на обслуживание прибором обслуживания. То есть основное назначение GPSS - это моделирование систем массового обслуживания, хотя наличие дополнительных встроенных средств позволяет моделировать и некоторые другие системы (например, распределение ресурсов между потребителями). Транзакты в GPSS могут создаваться (вводиться), уничтожаться (выводиться), задерживаться, размножаться, сливаться, накапливаться и т. д. Блок GPSS представляет собой некоторый самостоятельный элемент моделируемой системы. Каждый блок реализует одну или несколько операций над транзактом, группой транзактов или параметрами транзактов, а совокупность блоков составляет моделирующую программу. Таким образом, GPSS имеет блочную структуру и может быть легко приспособлен и для структурно-функционального моделирования не очень сложных систем.
Системы ПО на основе языка GPSS:
GPSS/H (Wolverine Software)
После того, как IBM перестала поддерживать GPSS V, наиболее значимой версией GPSS, разработанной независимой программной фирмой стал GPSS/H. Автором GPSS/H является Дж. Хенриксен. Хенриксен в 1976 году образовал фирму Wolverine Software. Первой разработкой фирмы стал GPSS/H в 1978 году. GPSS/H полностью совместим сверху вниз с GPSS V, но модели, написанные на GPSS/H, выполняются значительно быстрее за счет исключения режима интерпретации.
Последняя версия GPSS, названная GPSS/H, выпущена фирмой Wolverine Software Corporation в 1996 году и еще не нашла широкого применения в России. В то же время ее отличает от старых версий множество новых положительных свойств и возможностей. Некоторые существенные достоинства:
3. Постановка задачи (Задание 3, вариант А)
Согласно заданию необходимо промоделировать работу банковских окон (в моей модели их два. Клиенты приходят каждые 2 ± 1 минуты, чтобы обслужиться в одном из окон. Время обслуживания опытным оператором равно 2,5±1,5 минуты. В другом окне работает менее опытный сотрудник, время обслуживания в этом окне 4 ± 2 минуты. Исходя из этого, вероятность быть обслуженным 40% в окне, где работает стажер (окно №1).
Зададимся параметрами:
Условное обозначение |
Значения |
G (период генерации) |
2 ± 1 |
О1 (время обслуживания в первом окне) |
4 ± 2 |
О2 (время обслуживания во втором окне) |
2,5±1,5 |
V (вес терминирования) |
1 |
С (число стартов) |
100 |
Блок-схема движения транзактов:
Приходит первый клиент
Вероятность прихода посетителя
к одному из окон
Если окно занято, переход
к другому окну
Клиент попадает в очередь в первое окно
Начало обслуживания
Выход из очереди
Время обслуживания
Завершение обслуживания
Если окно занято переход
к другому окну
Клиент попадает в очередь во второе окно
Начало обслуживания
Выход из очереди
Время обслуживания
Завершение обслуживания
Клиент покидает банк
4. Представление исходной
модели
* Модуль описания
SIMU
* Модуль исполнения
GENE 2,1 --- Каждые две минуты(+/- 1 минута) приходит
TRAN .400,,O1 --- С вероятностью 40% он попадет в первое окно
TRAN BOTH,O1,O2 --- Условный переход: если первое окно занято –
QUEUE OCHER1 --- Человек попал в очередь в первое окно
SEIZE OKNO1 --- Началось обслуживание в первом окне
DEPART OCHER1 --- Человек покинул очередь в первое окно
ADVA 4,2 --- Время обслуживания в окне 1 с задержкой от 2
RELEASE OKNO1 --- Обслуживание в первом окне завершилось
TRAN BOTH,,O1 --- Если второе окно занято клиент переходит
QUEUE OCHER2 --- Клиент попал в очередь второго окна
SEIZE OKNO2 --- Началось обслуживание во втором окне
DEPART OCHER2 --- Человек покинул очередь во второе окно
ADVA 2.5,1.5 --- Время обслуживания в окне 2 с задержкой от
RELEASE OKNO2 --- Обслуживание во втором окне завершилось
TERM 1 --- Транзакт с весом один покидает модуль
* Модуль управления
После написания модельного файла его необходимо сохранить в
формате .gps и «прогнать» через GPSSH. Благодаря этому мы получим файл с листингом (в формате .lis) исполняемой программы, опираясь на который можно сделать выводы о модели.
RELATIVE CLOCK: |
ABSOLUTE CLOCK: |
335.9545 |
335.9545 |
FACILITY TOTAL AVAIL UNAVL ENTRIES AVERAGE CURRENT PERCENT SEIZING PREEMPTING
TIME TIME TIME TIME/XACT STATUS AVAIL XACT XACT
OKNO1 0.995 90 3.716 AVAIL 90
OKNO2 0.633 88 2.418 AVAIL 88
QUEUE MAXIMUM AVERAGE TOTAL ZERO PERCENT AVERAGE $AVERAGE QTABLE CURRENT
CONTENTS CONTENTS ENTRIES ENTRIES ZEROS TIME/UNIT TIME/UNIT NUMBER CONTENTS
OCHER1 74 36.415 163 1 0.6 75.053 75.517 73
OCHER2 1 0.055 89 63 70.8 0.207 0.709 1
Информация о работе Исследование систем управления методами имитационного моделирования