Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:45, реферат
Адам Смит являлся одним из тех немногих людей, после которого остался не только прочерк между датой рождения и датой смерти. Он фактически явился основателем экономики как науки, так как первым сделал попытку проанализировать и систематизировать все экономические знания, написав свой трактат «Исследования о природе и причинах богатства народов». Все предшественники Смита писали о том, как должно быть организовано общество, и только он сделал первый шаг к позитивной экономике, сказав, что человек и есть высшая ценность, а не «материал». Его идея о том, что надо предоставить природу самой себе и не мешать людям реализовываться, легла в основу его теории «невидимой руки».
биография А. Смита. Его главные работы. 3
Значение экономических работ А.Смита. 8
Действие "невидимой руки". 10
Идея децентрализованной конкуренции. 12
Предмет – экономическое развитие. 18
Вывод. 20
список использованной литературы. 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Эксплуатации морских портов»
РЕФЕРАТ
на тему: «Экономические работы и теория конкуренции Адама Смита»
Выполнил: студент 5 курса
8 группы ФТТС
Проверил:
Магамадов А.Р.
Одесса – 2013
Содержание:
биография А. Смита. Его главные работы. 3
Значение экономических работ А.Смита. 8
Действие "невидимой руки". 10
Идея децентрализованной конкуренции. 12
Предмет – экономическое развитие. 18
Вывод. 20
список использованной литературы. 21
Введение
Адам
Смит являлся одним из тех немногих
людей, после которого остался не
только прочерк между датой рождения
и датой смерти. Он фактически явился
основателем экономики как
Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде, расположенном неподалеку от ее столицы Эдинбурга, в семье таможенного чиновника. С детства проявив способности к учебе, в 14 лет поступил в Глазговский университет, который закончил спустя три года в 1740 г. В числе лучших студентов он был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете, где учился вплоть до 1746 г. Уровень преподавания здесь не устраивал его в том числе и по той причине, что большинство профессоров даже не читали своих лекций. Из Оксфорда А.Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма и особенно принципа свободы торговли. В 1751 г. А.Смит был назначен профессором логики в Глазговском университете (в 28 лет!), а в конце того же года перешел на кафедру моральной философии, на которой преподавал до 1764 г. Крупная научная работа "Теория моральных чувств", изданная им в 1759 г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес А.Смита все более смещается к экономической науке, что было связано отчасти с активным его участием в своеобразном Глазговском клубе политической экономии, а отчасти — дружбой с философом и экономистом Давидом Юмом.
В 1764 г. в
жизни А.Смита произошло
По возвращении в Шотландию А.Смит решает поселиться у своей матери, где с 1767 г. уединяется для завершения работы над "Богатством народов". Книга вышла в свет в 1776 г. и упрочила и без того широкую известность ее автора. Она четырежды переиздавалась при жизни А.Смита и еще три раза со дня его смерти (1790 г.) и до конца века.
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:
- с позиций морали и
- с позиций гражданских и
- с позиций экономических.
Он попытался объяснить экономические отношения людей именно с учетом особенностей их натуры, считая, что человек – существо, эгоистичное от природы, и его цели вполне могут противоречить интересам окружающих.
Но
люди все же ухитряются каким-
Адам
Смит не идеализировал
В
отличие от своих
Именно поэтому Смит так много писал о разделении труда, поскольку видел в нем источник роста благосостояния любого народа мира.
Он
дал ответ и на вопрос о
том, почему разделение труда
и обмен так неуклонно
Великий
шотландец показал, что обмен
товарами происходит тогда и
только тогда, когда он
До Смита на обмен и торговлю смотрели в соответствии с шутливым утверждением древних греков: “ Рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга”. Иными словами, считалось, что в любой сделке одна сторона выигрывает, а другая соответственно обязательно проигрывает.
Смит
доказал, что на самом деле
существует универсальная
Эта
выгода – экономия участниками
обмена своего труда. Иными
словами, человек соглашается
на обмен только тогда, когда
полагает, что затратил на изготовление
отдаваемого товара меньше
Если обмен происходит свободно и его участники вольны в выборе партнеров и согласовании цен, то такой обмен – благо для всех его участников и страны в целом.
Помешать
росту богатства страны может
только неблагоразумие ее
Если
же власти не мешают людям
трудиться, создавать
В процессе изучения основного вопроса данной курсовой работы мной было просмотрено несколько, на мой взгляд, наиболее подходящих источников. В этих книгах я нашла много часто совершенно противоречивых мнений о роли и месте учений Смита в экономической науке.
К.Маркс, например,
следующим образом
Примечательна оценка
трудов Смита, которую дают Ш.Жид
и Ш.Рист. Она заключается в
следующем. Смит заимствовал у своих
предшественников все важные идеи,
чтобы "перелить" их в "более
общую систему". Опередив их, он сделал
их бесполезными, так как на место
их отрывочных взглядов Смит поставил
истинную социальную и экономическую
философию. Таким образом, эти взгляды
получают в его книге совершенно
новую ценность. Вместо того чтобы
оставаться изолированными, они служат
иллюстрацией общей концепции. От нее
они, в свою очередь, заимствуют больше
света. Как почти все великие "писатели",
А.Смит, не утрачивая своей
А наиболее интересное мнение о работах Смита, на мой взгляд, опубликовал Блауг М.: "Не надо изображать Адама Смита основателем политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть удостоены Кантильон, Кенэ и Тюрго. Однако "Эссе" Кантильона, статьи Кенэ, "Размышления" Тюрго – это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах богатства народов" – это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения, затем анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет вест мир".
Центральный мотив – душа "Богатства народов" – это действие "невидимой руки". Сама идея, по-моему, является довольно оригинальной для XVIII в. и не могла быть не замечена современниками Смита. Тем не менее, уже в XVIII в. имела место идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество.
Адам Смит развил эту идею и применил ее к политической экономии. Созданное ученым представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие "homo oeconomicus" ("экономический человек") возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой руке", может быть, является чаще всего цитируемым местом из "Богатства народов". Адам Смит сумел угадать ту плодотворнейшую мысль, что при определенных общественных условиях, которые мы в наши дни описываем термином "работающая конкуренция", частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества.
Ход мыслей Смита
можно представить себе так. Главным
мотивом хозяйственной
Смит резко выступает
против меркантилизма, ограничивающего
"естественную свободу" человека
– свободу продавать и
"Невидимая рука"
– это стихийное действие
Подобно тому, как в физике были смоделированы "идеальные" газы и жидкости, Смит вводит в экономику понятие "экономического человека" и свободной (совершенной) конкуренции. Реальный человек не может быть сведен к своекорыстному интересу. Точно также при капитализме никогда не было и не может быть абсолютно свободной конкуренции. Однако наука не смогла бы изучать "массовидные" экономические явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция "экономического человека" и свободной конкуренции была вполне оправданной и сыграла важнейшую роль в экономической науке (в особенности она соответствовала реальности XVIII – XIX столетий).
Примечательна также следующая мысль. Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на рыночную ситуацию действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать только количество товара по этим ценам, исходя из своей наибольшей выгоды. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, "невидимая рука" рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.
Информация о работе Экономические работы и теория конкуренции Адама Смита