Электроакустика и звуковое вещание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

В данном курсовом проекте, решается задача акустического расчета кинотеатра. Расчет включает в себя: расчет формы и размеров помещения, расчет его акустических характеристик (время реверберации, фонд поглощения) а также система озвучения.

Содержание работы

1 Введение…………………………………………………………………….…..3
2 Выбор варианта реконструкции и планировки помещения…………............4
2.1 Планировка помещения и определение числа зрителей…………....4
2.2 Построение лучеграмм………………………………………………..9
2.3 Расчет общей площади всех поглощающих и отражающих поверхностей……..………………………………………………………12
3 Определение оптимального времени реверберации………………………..16
4 Расчет необходимого звукопоглощения…………………………………….18
4.1 Расчет требуемого фонда поглощения……………………………..18
4.2 Выбор звукопоглощающего материала…………………………….21
5 Составление эскиза размещения звукопоглощающих материалов…….…28
6 Расчет системы звукоусиления………………………………….…….…….30
6.1 Расчет требуемой акустической мощности громкоговорителя и уровней прямого звука……………………………………………..…...30
6.2 Выбор системы озвучения и типов громкоговорителей………….32
6.3 Расчет звукового поля в рабочих точках ……………..…………...32
6.4 Выбор звукоусилительной аппаратуры …………………………...37
7 Заключение…………………………………………………………………...38
Приложение А – Библиография…………………………………………….…39

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  РФ по связи и информатизации

Сибирский Государственный Университет

Телекоммуникаций  и Информатики 
 
 

Кафедра электроакустики 

и радиовещания 
 
 

Курсовой  проект

по курсу  «Электроакустика и звуковое вещание» 
 
 
 
 
 
 

                                                   Студент: Лупашко  Е.М.

                                                              группа Р-73

                                                   Руководитель: Ищук А.А. 
 

Новосибирск 2010

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………….…..3

2 Выбор варианта реконструкции и планировки помещения…………............4

      2.1 Планировка помещения и определение числа зрителей…………....4

      2.2 Построение лучеграмм………………………………………………..9

    2.3 Расчет общей площади всех поглощающих и отражающих поверхностей……..………………………………………………………12

3 Определение оптимального времени реверберации………………………..16

4 Расчет необходимого звукопоглощения…………………………………….18

      4.1 Расчет требуемого фонда поглощения……………………………..18

      4.2 Выбор звукопоглощающего материала…………………………….21

5 Составление эскиза размещения звукопоглощающих материалов…….…28

6 Расчет системы звукоусиления………………………………….…….…….30

    6.1 Расчет требуемой  акустической мощности громкоговорителя  и уровней прямого звука……………………………………………..…...30

      6.2 Выбор системы озвучения и  типов громкоговорителей………….32

      6.3 Расчет звукового поля в рабочих точках ……………..…………...32

      6.4 Выбор звукоусилительной аппаратуры …………………………...37

7 Заключение…………………………………………………………………...38

Приложение А – Библиография…………………………………………….…39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Введение

     Работа  аудио-инженера заключается не только в отладке оборудования, но и понимании  того, как она работает. Распространение  звуковых волн в помещении один из важных аспектов изучения инженера. Акустический расчет параметров помещения – задача, которую должен решать при необходимости  каждый инженер, работающий со звуком.

В данном курсовом проекте, решается задача акустического  расчета кинотеатра. Расчет включает в себя: расчет формы и размеров помещения, расчет его акустических характеристик (время реверберации, фонд поглощения) а также система  озвучения.

В своих  расчетах я планирую использовать программу  MathCAD.

 

2 Выбор варианта реконструкции и планировки помещения

2.1 Планировка помещения  и определение  числа зрителей

     Размеры и форма помещения заметно  влияют на его акустические свойства. Поэтому очень важно выбрать  правильное соотношение размеров помещения.

     Для зала без балкона при его длине  l = 30 м рекомендуются следующие соотношения длины, ширины и высоты: 

     При этом необходимо, чтобы данные соотношения  выполнялись с точностью ±10%

     Размеры помещения для моего варианта составляют 30:14/19:6.5

     Для ширины найдем среднее значение: 

(2.1.1) 

     Найдем  погрешность: 
 

     Как видно из расчетов, все соотношения  выполняются с заданной точностью, поэтому перепланировка помещения  не требуется.

     Для кинотеатра выбираем размер экрана. Для современных широкоформатных фильмов формат кадра 16:9. Исходя из формата кадра и размеров передней стены, выбираем размер 9 м ×5 м. Материал экрана – стандартный.

     Далее выбираем размеры авансцены. Длина  l = 1 м, ширина b = 14 м (во всю ширину зала), высота h = 0.5 м.

     Затем выбираем расстояние между рядами кресел lР = 1 м и ширину кресла hКР = 0.5 м, а также высоту поднятия одного ряда относительно другого hР = 0.12 м

     Поднятие  пола начинаем с первого ряда.

     Выбор размеров проходов. Расстояние между  авансценой и первым рядом зрителей – 3 м, ширина основного поперечного  прохода (между 12 и 13 рядами) – 2 м, ширина основного продольного прохода  – 2 м, ширина продольных боковых проходов – 1.5 м.

     Затем размещаем двери. На стене 2-3 размещаем 3 двери – по одной напротив каждого  прохода. Размеры дверей – 2×1.5 (напротив боковых проходов), 2×2 (напротив главного прохода). По одной двери размещаем на боковых стенах напротив друг друга в центре поперечного прохода между авансценой и первым рядом зрителей. Размеры дверей – 2×1.5. Эти двери используются в качестве пожарных выходов.

     Определяем  возможное число зрителей, обусловленное  свободной площадью пола: 

(2.1.2)

     Определяем  возможное число зрителей, обусловленное  свободным объемом (для кинотеатра требуемый объем на одного зрителя составляет 4.5 м3), для этого сначала находим общий объем помещения: 
 

(2.1.3)

     Найдем  объем авансцены: 

(2.1.4) 

     Далее находим объем поднятия пола. Так  этот объем имеет сложную форму, разобьем его на 3 малых объема – V1 (объем под рядами 1-12), V2 (под центральным поперечным проходом), V3 (под рядами 13-24) и найдем их по отдельности.

     Сначала найдем площадь S1. Величины h1 и l1 равны: 

(2.1.5) 

(2.1.6)

     Площадь S1: 

(2.1.7)

     Затем найдем площадь S2: 

(2.1.8)

     Далее найдем площадь S3. Величины h1 и l2 равны: 

(2.1.9) 

     Площадь S3 

(2.1.10)

     Теперь  найдем среднюю ширину каждого из объемов. Для этого необходимо найти  tg угла α: 

(2.1.11)

     Средняя ширина каждого из объемов находится  по формуле: 

(2.1.12) 
 
 

     Найдем  объемы V1, V2, V3: 
 
 
 

     Общий объем поднятия пола: 

(2.1.14)

     Число зрителей, обусловленное свободным  объемом: 

(2.1.15)

     NS и NV должны совпадать с точностью до 10% 

(2.1.16)

План и вертикальный разрез помещения со всеми обозначениями  – на рисунке 2.1.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Построение лучеграмм

      На  данном этапе определяем условия  прослушивания для зрителей, сидящих  в зале. Лучеграмма позволяет определить время запаздывания между прямым и отраженным сигналом. Допустимое время запаздывания определяется характером звукового сигнала. Для кинотеатра время запаздывания выбирается как среднее между речью и музыкой (ближе к речи). Таким образом, выберем допустимое время запаздывания: 

     Строим  вертикальный разрез помещения в масштабе и размещаем источник звука на высоте 1.6 м над авансценой. Считаем, что все пришедшие и отраженные лучи падают на плоскость, проходящую на высоте 1.2 м от пола (уши слушателей).

     Затем строим луч, вышедший из точки А (источник звука), отразившийся от потолка и  пришедший в первый ряд (точка  В1), а также прямой луч, соединяющий источник А и первый ряд В1. Измеряем при помощи линейки длину прямого (АВ1) и отраженного (АОВ1) лучей и находим время запаздывания как отношение разности хода лучей к скорости звука: 

(2.2.1)

     Далее строим прямой (АВ2) и отраженный (АО2В2) лучи к последнему ряду и определяем время запаздывания: 

(2.2.2)

     Наиболее  опасен с точки зрения возникновения эха дважды отраженный луч (от потолка и задней стены). Построим луч, вышедший из источника А, отразившийся от потолка в точке 01, от задней стены в точке С1 и пришедший в первый ряд (точка В1). Определим время запаздывания: 

(2.2.3)

     Так как время запаздывания значительно  превышает заданную величину, строим критический дважды отраженный луч, для которого время запаздывания будет на уровне допустимого. На рисунке в приложении Б критический луч обозначен АО3С3В3. Находим время запаздывания: 

(2.2.4)

     Данное  значение примерно соответствует предельному времени запаздывания, выбранному нами. Отсюда можно сделать вывод, что все лучи, отразившиеся от потолка на участке от точки О3 до задней стены, доходя до слушателей, будут иметь время запаздывания больше допустимого. Поэтому необходимо покрыть заднюю стену, а также часть потолка помещения звукопоглощающим материалом.

      Строим  горизонтальный разрез помещения в  масштабе и размещаем источник звука  посередине авансцены. Выбираем точку  В1 в первом ряду как можно ближе к центру зала и строим два луча – прямой (АВ1) и отраженный от боковой стены АО1В1. Определяем время запаздывания: 

(2.2.5)

     Строим  прямой и отраженный лучи до точки  в последнем ряду В2 и определяем время запаздывания: 

(2.2.6)

     Значения  времени запаздывания для данных лучей не превышают допустимого  значения.

     Дважды  отраженный луч на горизонтальном разрезе  не строится, поскольку луч, проходящий в горизонтальной плоскости, испытывает сильное поглощение со стороны кресел и зрителей. После отражения от задней стены его уровень будет  незначительным и он не окажет заметного  влияния на слух. План и вертикальный разрез помещения с лучеграммой – на рисунке 2.2.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Расчет общей площади всех поглощающих и отражающих поверхностей

     На  данном этапе необходимо рассчитать суммарную площадь всех поглощающих  и отражающих поверхностей, с учетом материалов, из которых они выполнены.

     Площадь экрана: 

(2.3.1)

     Площадь дверей: 
 

(2.3.2)

     Далее находим площадь материала стен, которая складывается из площади  материала боковых, задней и передней стены.

     Площадь материала передней стены находим  как разность общей площади стены и площади экрана (при этом считаем, что фронтальная часть авансцены выполнена из того же материала, что и стена): 

(2.3.3)

     Площадь материала задней стены находим, отнимая от общей площади стены  площадь поднятия пола и площадь  трех дверей, расположенных на ней: 
 

(2.3.4)

     Площадь материала боковой стены находим, отнимая от общей площади стены  площадь авансцены, площадь поднятия пола и площадь двери. Сначала  необходимо найти истинную длину  боковой стены (по теореме Пифагора): 
 

(2.3.5)

     Затем необходимо найти площадь, закрываемую  поднятым полом. Так как она имеет  сложную форму, разобьем ее на три  площади более простой формы  – площадь, закрываемая поднятием  рядов 1-12(прямоугольный треугольник); площадь, закрываемая центральным поперечным проходом (прямоугольник); площадь, закрываемая поднятием рядов 13-24 (трапеция).

Информация о работе Электроакустика и звуковое вещание