Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 17:20, реферат
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость
Введение 2
1.Конфликт и поведение индивидуумов в ситуации конфликта. 3
2. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Содержание
Введение
1.Конфликт
и поведение индивидуумов в ситуации конфликта.
2. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. 6
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Большинство людей предпочитает избегать конфликтных отношений, не говорить о них, скрывать их, пока возможно.
Межличностные конфликты
– это конфликты между
Личностные причины конфликтов
связаны с индивидуально-
Всем понятно, что конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.
Несоответствие между
желаемым и действительным, между
мечтой и реальностью, взрыв эмоций
и нежелание их обуздывать приводят
к частым конфликтам в межличностном
общении. Разрабатываются
Путь к пониманию часто бывает непростым в связи с недостаточным представлением об условиях понимания, что порождает трудности для нормальных общественных отношений.
1.Конфликт и поведение индивидуумов в ситуации конфликта.
Важную роль в конструктивном
разрешении конфликтов играют следующие
факторы: адекватность отражения конфликта;
открытость и эффективность общения
конфликтующих сторон; создание климата
взаимного доверия и
Адекватное восприятие конфликта
Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся2:
"Иллюзии собственного
благородства" – в конфликтной
ситуации мы нередко полагаем,
что являемся жертвой нападок
злобного противника, моральные
принципы которого весьма
"Поиск соломинки в
глазу другого" – каждый
из противников ясно видит
недостатки и погрешности
"Двойная этика" –
даже тогда, когда противники
осознают, что совершают одинаковые
поступки по отношению друг
к другу, все равно
"Все ясно" – очень
часто каждый из партнеров
чрезмерно упрощает ситуацию
конфликта, причем так, чтобы
это подтверждало общее
Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. В любом конфликте партнеры испытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой – у оппонентов есть, хотя и очень приглушенные, более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих взаимоотношений, а также стремлением к взаимопониманию и согласию.
Если искажение восприятия
при конфликте чрезмерно
Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон3.
Это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники охотнее пользуются способами общения, затрудняющими понимание того, что, собственно, происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.
Действительно, когда человек
"обуреваем" эмоциями и захвачен
конфликтом, ему трудно выражать свои
мысли и внимательно
Взаимное выражение чувств, хотя бы частичное, может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:
- что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
- каких реакций я жду со стороны другого?
- что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю?
- на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
Вероятно, конструктивному
решению конфликта могут
высказывания, передающие то, как я понял его слова или действия, и стремление получить подтверждение того, что я понял их правильно;
открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся моего состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как я воспринимаю партнера и толкую его поведение;
демонстрация того, что
я принимаю партнера как личность
вопреки критике или
Можно также упомянуть, хотя это и кажется очевидным, о том, что следует избегать угроз, вранья, попыток скрывать манипуляции партнером, потому что эти действия продиктованы стремлением взять верх над противником, а не добиться обоюдного согласия.
Создание климата взаимного доверия и сотрудничества5.
Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с разрешением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это – момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.
Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумела согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов6.
1. Определение основной проблемы
Исчерпывающее определение характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными:
как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?
как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?
соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?
как можно наиболее лаконично и полно определить нашу общую проблему?
в каких вопросах мы с партнером расходимся?
в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?
2. Определение причины конфликта.
Даже если мы точно знаем,
что нам нравится и что не нравится
в нашем поведении, все равно
существует большая вероятность, что
конфликт, подобный нынешнему, повторится
и в будущем. Поэтому важно
понять причины возникновения
нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемлемым;
нужно понять, какие мои действия в конфликтной ситуации неприемлемы для партнера;
необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.
3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.
что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
что мог бы сделать для этого мой партнер?
каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?
4. Совместное решение о выходе из конфликта.
Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последствия каждого из способов разрешения конфликта и осознавать, что только совместные усилия партнеров могут привести к желаемому результату:
каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?
что нужно сделать для достижения намеченных целей?
какой из способов разрешения конфликта вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?
5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта.
6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.
Если проблему разрешить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желанных результатов.
Перечисленные выше предложения не являются рецептом чудодейственного способа разрешения конфликтов. Не существует универсальных приемов, позволяющих справиться с любой ситуацией. Единственным нашим "средством" является наша личность. Описанные этапы разрешения конфликта содержат лишь некоторые указания, реализация которых требует с нашей стороны вовлечения всей нашей личности, усилий, умения, упорства и доброй воли.
Все последовательные шаги на пути к выходу из конфликта, более или менее сходные с теми, что описаны здесь, должны быть в каждом конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных поисков может стать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу каждого очередного этапа. Это требует, как видим, тесного сотрудничества. Поэтому поиск следует начать, заручившись согласием на такое сотрудничество.