Корпоративная социальная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью работы является анализ возможных технологий вложения инвестиций в социальную сферу, а также оценка результатов этого вида инвестирования.

Файлы: 1 файл

КОНТР.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Введение

Современная стадия социально-экономического развития, для которой характерно возрастание роли человеческого  фактора, активное развитие сферы услуг  и широкое внедрение информационных технологий, получила название эпохи  постиндустриализма. В условиях становления  общества нового типа осуществляется переход от материальных ценностей  индустриальной эпохи к постэкономической системе ценностей, ядром которой становится не традиционная экономическая целесообразность, а социальная справедливость и экологическая безопасность. Смена парадигмы общественного развития, сложность и масштабность возникающих проблем приводят к возникновению принципиально новой концепции в рамках корпоративного управления - концепции корпоративной социальной ответственности (КСО).Для изменения ситуации в положительную сторону необходимо на государственном уровне переоценить роль вложений в социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные инвестиции.

Социальные инвестиции, как  и материальные блага, содействуют  образованию национального продукта, поскольку целью любой экономики  является удовлетворение человеческих потребностей с помощью материальных, духовных или иных благ.

Исследование процессов  социального инвестирования занимает важное место в экономической  науке и социально-экономической  практике. Особенно это необходимо для современного российского общества, стоящего перед решением двух стратегических задач: построения социально-ориентированной  рыночной экономики и перехода от индустриального к постиндустриальному, преимущественно инновационному пути развития.

Социальные инвестиции это  новая ступень во взаимоотношениях между обществом, бизнесом и властью. Однако, очень важно, чтобы они  были актуальными, востребованными, отражали ожидания и учитывали приоритеты всех участников и, главное, повышали уровень  и качество жизни населения.

Таким образом, целью работы является анализ возможных технологий вложения инвестиций в социальную сферу, а также оценка результатов этого  вида инвестирования.

 

  1. Понятие «социальные инвестиции»

В основе КСО лежит процесс социального  инвестирования, который предполагает гармонизацию интересов бизнеса, общества и власти посредством механизма  социальных инвестиций. В самом общем  виде социальные инвестиции можно рассматривать  как «материальные, технологические  и иные ресурсы, а также финансовые средства, направляемые на реализацию социальных программ»[1].

В структуре КСО можно выделить 2 основных контура: внутренний (реализация социальной активности на микро уровне внутри корпорации) и внешний (осуществление политики КСО на макро уровне во взаимодействии с внешней средой). Внутренние социальные программы связаны с развитием персонала, охраной здоровья и созданием безопасных условий труда, с решением вопросов социально ответственной реструктуризации компании, с повышением эффективности ведения бизнеса. Внешние социальные программы направлены на развитие местного сообщества, ведение добросовестной деловой практики, природоохранную деятельность, а также на укрепление репутации и имиджа корпорации. За счет использования разнообразных направлений социально ответственной активности, КСО становится эффективным инструментом поддержания и постоянного повышения конкурентоспособности бизнеса. Конечная цель КСО состоит в обеспечении социально-экономической стабильности как основы долгосрочного и конкурентоспособного функционирования корпорации.

Для целей данной работы понятие «социальные  инвестиции»  необходимо конкретизировать с учетом специфики социально-экономического  развития России. Для этого определение должно соответствовать следующим условиям:

• Быть  максимально  приемлемым  с точки  зрения  отражения  реального процесса  участия  бизнеса  в разработке и реализации внешних и внутрикорпоративных  социальных программ.

• Учитывать  наличие  и  специфику информации  о  вкладе  российского бизнеса в жизнь социума.

• Отличаться  от  близких  по  названиям, но имеющих иной смысл и интерпретацию  понятий,  используемых  за  рубежом  и  привносимых  в российскую действительность.

• Предусматривать  возможность  последующего уточнения и дополнения без  каких-либо  кардинальных  правок.

• Исключать двусмысленность в трактовке термина. Например, когда активность  бизнеса  рассматривается либо как «затыкание дыр», возникающих в социальной сфере из-за неэффективности работы госструктур, либо  как  способ  «отбеливания»  бизнеса.

• Не  уводить  всю  эту  проблематику только в PR-пространство.

• Не позволять местным и отраслевым  чиновникам  применять  административные  рычаги  для  изъятия дополнительных  денежных  средств из корпораций для покрытия своих просчетов в социальной сфере.

В результате анализа существующих в  мировой  практике  терминов  и  понятий,  с  учетом  совокупности  представ-енных  выше  условий,    возникло  следующее  определение  термина «социальные инвестиции бизнеса».

Социальные инвестиции –  это  материальные,  технологические, управленческие  или  иные  ресурсы,  а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на  реализацию  социальных  программ, разработанных  с  учетом  интересов  основных внутренних и внешних заинтересованных  сторон  в  предположении, что в стратегическом отношении компанией  будет  получен  определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый)  социальный  и  экономический эффект.

В рамках ограниченности средств, выделяемых на социальное развитие, в  конкретных социально – экономических  условиях конечными целями системы  социального обеспечения можно  считать достижение различными группами общества потребления на уровне, обеспечивающем не только существование, но и социальный и духовный прогресс, удовлетворенность качеством жизни при оптимальном сочетании форм и методов обеспечения для каждого человека.

Социальные инвестиции по аналогии с фондовыми инвестициями (вложениями в ценные бумаги) или  реальными инвестициями (вложениями в реальный сектор экономики) предполагают вложения в социальную сферу. Отрасли  социальной сферы удовлетворяют  материальные, духовные и социальные потребности населения.

К социальной сфере в широком смысле относятся: образование; здравоохранение; жилищное строительство; фундаментальная наука; государственное управление и социальные услуги, страхование и пенсионное обеспечение; услуги корпоративного сектора; деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг; деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений; розничная торговля, ремонт личных автомобилей, бытовых приборов; гостиничный и ресторанный бизнес; пассажирский транспорт; услуги связи; а также деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием. Основная часть отраслей социальной сферы - непроизводственный сектор. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: органы государственной власти и муниципального самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц – доход, для некоммерческих организаций – повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей.

 

 

2 Технологии социального  инвестирования

Технология внедрения  социальных инвестиционных проектов подразделяется на точечный, массовый, рыночный и агрессивный виды.

Технология точечного  вида социального инвестирования предусматривает создание специальных экспериментальных объектов или сегментов с режимом наибольшего благоприятствования для реализации социального инвестиционного проекта. При достижении положительных результатов экспериментальные, точечные зоны расширяются, и в процесс реализации проекта втягиваются все новые субъекты инвестирования.

Примером внедрения подобной технологии может быть открытие магазинов эконом-класса или торговых предприятий, реализующих товары среди социально незащищенных слоев населения в отдельных районах города. По мере получения данных реализации проекта, в том числе тех, что позволяют сделать выводы об эффективности произведенных затрат и упущениях при разработке, сеть таких торговых точек расширяется.

Технология массового  вида социального инвестирования предполагает разработку типовых нормативов, основанных на представлениях разработчиков проекта и инвесторов о свойствах и качествах социального инвестиционного продукта. В случае, если проект затрагивает несколько отраслей народного хозяйства и социальной сферы — возникает необходимость в разработке специальных межведомственных нормативов, создании специальных органов или структур по его внедрению.

Примером подобного вида социального инвестирования может быть издание специальной или учебной литературы, которое требует согласований органов управления образованием, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, предусматривает задействование в реализации проекта типографий, поставщиков бумаги, художников, книготоргующих предприятий.

Технология рыночного  вида социального инвестирования основывается на рыночной составляющей проекта, предположении, что рынок как механизм способен сам отрегулировать стихийный процесс реализации, а экономическая эффективность социального инвестиционного проекта базируется в основном на прибыльности инвестиционного продукта.

Наиболее ярким примером рыночного подхода является ставший уже хрестоматийным эпизод из перестроечных времен: во второй половине 80-х гг. предприниматель из Минска наладил выпуск наборов "Сам сапожник", куда входили две набойки для каблуков и два сапожных гвоздя.

Технология агрессивного вида социального инвестирования характеризуется максимальной активностью при внедрении социального инвестиционного проекта: рекламной кампанией в СМИ, по ТВ и радио, использованием сетевого маркетинга с привлечением большого числа реализаторов, открытием точек распространения или внедрения в уже имеющиеся точки нового продукта в качестве приоритетного.

Наиболее ярким примером агрессивной технологии социального инвестирования последнего времени может быть активно внедряемое и пропагандируемое потребительское кредитование, которое фигурирует и как самостоятельная банковская услуга, и как способ реализации того или иного товара.

Социальные инвестиции –  необходимый элемент в стратегии  устойчивого  развития  любой  компании.  Большинство  международных  компаний инвестируют средства в  различные социальные сферы, поддерживая культуру, образование, экологию и пр.

Компания Procter & Gamble, активно занимаясь мировыми социальными инвестициями, реализует собственную социальную инициативу «Живи, учись и процветай» («Live, Learn, and Thrive»). Это более ста программ в 60-ти странах: вакцинация и чистая питьевая вода в Африке; программы раннего развития в Латинской Америке; школы в Индии и пр. Компания оказывает поддержку регионам, оказавшимся в зоне бедствия (землетрясение в провинции Сычуань). Инициатива «Живи, учись и процветай» отмечена на уровне правительства США.

 

2.1  Передовая  практика корпоративной социальной  ответственности  и социальных  инвестиций российских компаний

Корпоративный медицинский  центр, ОК РУСАЛ.

С целью повышения эффективности  работы каждого сотрудника, минимизации ущерба здоровью от производственной деятельности, снижения уровня трудопотерь из-за заболеваемости ОК РУСАЛ приняла долгосрочную корпоративную медицинскую программу. Первым шагом программы стало основание в 2005 году медицинской службы – РУСАЛ Медицинский центр (РМЦ). Главная цель РМЦ – снижение ежегодных трудопотерь среди работников по причине заболеваний до уровня 600 дней на 100 работающих. Общий подход компании к медицинскому обслуживанию персонала заключается в том, что здоровье сотрудников должно быть обеспечено в равной мере благодаря продуманной системе оказания медицинской помощи и здоровому образу жизни самих сотрудников. В РМЦ применяются методы ранней диагностики профзаболеваний, организованы регулярные проверки предприятий ОК РУСАЛ на соответствие принятым стандартам по безопасности, проводятся модернизация оборудования и пропаганда здорового образа жизни.

В рамках реализации программы  ОК РУСАЛ создала собственную поликлиническую базу со специализацией на характерных для работников алюминиевой промышленности заболеваниях. Таким образом, РМЦ работает в двух направлениях – осуществляет все обязательные мероприятия по снижению трудопотерь, а также участвует в реализации корпоративной программы ДМС.  РМЦ уникален по своим масштабам – его филиалы есть во всех регионах присутствия компании и в планах открыть отделения во всех странах и городах присутствия компании, которых несколько десятков. Использование современных механизмов регулирования медицинского обеспечения на производстве позволяет не только поднять его результативность, но и обеспечить эффективность социальной политики, что в конечном итоге повлияет на увеличение средней продолжительности жизни и сохранит трудовой ресурс при снижении притока трудоспособного населения.

Информация о работе Корпоративная социальная ответственность