Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 15:16, реферат
Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений.
Введение.
Логичность как коммуникативное качество речи.
Виды логических ошибок в речи.
Отклонения от требований образцовой речи в СМИ начала 21 века.
Литературная грамотность текста в рекламе.
Список литературы.
План:
Еще Аристотель утверждал: «Речь должна отвечать законам логики».
Нелогичность высказывания несовместима с красноречием. Как же сделать нашу
речь логичной? Как не нарушить законов логики в том или ином высказывании?
Обратимся к простому примеру. Вспомним гоголевское описание сада одного
из героев «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем»:
Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Отворите только окно —
так ветви и врываются в комнату. Это все перед домом; а посмотрели бы,
что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, черешни, огородина всякая,
подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница.
Эти строчки не могут не вызвать улыбку: вначале нам кажется, что
рассказчик спутал сад и огород, потому что «огородина всякая», а тем более
огурцы и стручья, не растут в саду, а дыни зреют на бахче. И тут мы
замечаем, что речь идет не только о «дарах природы»: в саду у этого
«прекрасного человека Ивана Ивановича» есть гумно и кузница... Нелогичность
речи очевидна.
Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Логика служит одним из инструментов почти любой науки.
Логичность как коммуникативное качество речи – одно из важнейших коммуникативных качеств, характеризующееся как последовательность, непротиворечивость высказывания или построение речи в соответствии с законами логики, с отношениями и связями реальной действительности. Иначе говоря, выражение смысловых связей и отношений между частями и компонентами мысли посредством языковых единиц, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры (Б.Н. Головин), как и точность, характеризует речь со стороны содержания.
Для соблюдения логичности речи важны условия как экстралингвистические (умение логически мыслить, знание формально-логических законов), так и собственно лингвистические. Одни лингвистические условия могут действовать на пространстве одного высказывания, другие – в пределах объединения высказываний, третьи – лишь на уровне целого текста.
Условием логичности речи на уровне высказывания является непротиворечивое сочетание слов. Утверждение взаимоисключающих понятий (напр.: Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.), соединение логически неоднородных понятий (напр.: В море плавали спасательные круги, лодки и матросы.) и их сопоставление (Кругом, кроме трупов, ни живой души.) очень часто, как видно из примеров, создают комический эффект.
Нарушения Л. возникают при неправильном порядке слов, например.: Интересно и содержательно освещают работу выставки по рекламе продукции отечественных предприятий газеты, что также создает комический эффект, напр.: В продажу поступила одежда для детей отечественного производства.
Важным условием создания Л. речи является обозначенность переходов от одной мысли к другой. Пропуск звеньев в развитии мысли приводит к смещению плана изложения (напр.: В семье Татьяну Ларину не понимали. Она часто сидела у окна.) или к нарушению причинных связей (В нашем районе отсутствуют спортивные площадки. Это приводит к тому, что некоторые подростки портят стены, бьют стекла.).
Особую роль в построении логичного текста играют средства внутрифразовой и межфразовой связи (средства связности): лексические (повторы, синонимические замены, антонимы, слова со значением "части и целого"), морфологические (местоимения 3-го лица, указательные местоимения и наречия, наречия времени, порядковые и количественные числительные, предлоги в, к, на, от, по; в отношении и др., союзы и, а, но, не… а…, однако; будто, если, чтобы, хотя, так как, потому что, частицы ведь, вот и, же, ли); синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, вопросительные и восклицательные предложения). Обычно названные средства в тексте выступают во взаимодействии.
Средства внутрифразовой и межфразовой связи должны ясно и правильно выражать связь частей высказывания или между отдельными высказываниями в тексте. Неправильный выбор средств связи приводит к алогичности: Сейчас в Москве 14–16 градусов, а в Санкт-Петербурге тоже 14–16.
Текстовые средства межфразовой связи, как правило, выполняют двойную функцию: обобщают сказанное ранее и открывают следующую микротему повествования. Существуют два способа межфразовой связи: 1) цепная, 2)параллельная. Большую роль в речи играет цепной вид связи (80–85% объема текстов во всех стилях речи), отражающий последовательное движение мысли, при котором каждое последующее предложение развивается из предыдущего: "…теперь жена казалась в полтора раза старше его. Это была женщина высокая, с темными бровями, прямая, важная, солидная…" (А.П. Чехов).
Речь приобретает эмоциональный,
экспрессивный характер при параллельной связи,
когда предложения не развиваются одно
из другого, а сопоставляются. Каждое последующее
предложение развивается по типу предыдущего.
Не случайно параллельная связь очень
часто дополняется фигурами речи, усиливающими
ее выразительность, например анафорой(
Логичность речи на уровне текста проявляется в умело построенной композиции . Представление о композиции как логике развития темы возникло в древности. Законы композиции во многом определяются конкретным жанром произведения, но трехчастное построение речи (вступление, основная часть, заключение) – почти универсальный закон конструирования нехудожественного текста.
Вступление предполагает введение в тему, ознакомление с предметом речи. Основная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения, суть дела. В заключении обычно подводится итог, формулируются со всей определенностью выводы, суммируется сказанное.
Цельность, стройность логической организации текста, выраженные переходы от одной части к другой помогают создать внутренне стройный и завершенный текст. Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли). Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание.
Л. как общее коммуникативное качество свойственно текстам любых функц. стилей. Но проявляется это речевое качество весьма специфично – в зависимости от конкретных условий коммуникации. Требования, предъявляемые речи со стороны ее логичности, особенно высоки в науч. стиле, которому свойственна подчеркнутая Л. (см. Стилевые черты). В художественных и публицистических стилях могут использоваться алогизмы в стилистических целях как средство создания комического эффекта, например: Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал по тюлю (Н.В. Гоголь). Алогизмы могут быть положены в основу афоризмов, басен, т.е. целых художественных произведений.
Неотъемлемое качество правильной речи — ее логичность, то есть соответствие речи законам логики. Автор не только хорошо должен знать тему, но и умело располагать материал, точно его изложить, не противоречить себе в суждениях, последовательно переходить от одной мысли к другой, к месту использовать доказательства.
Существует четыре основных закона логики, о которых должен знать каждый автор: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.
Закон тождества (первый закон логики).
Предмет мысли на протяжении всего высказывания должен оставаться неизменным.
Типичная ошибка в этом случае — подмена тезиса, когда говорящий незаметно для себя изменяет тему и начинает говорить о другом.
Небывалый ураган пронесся над Москвой в июне 1998 года: перевернутые машины, сломанные и вырванные с корнем деревья, непрекращающийся ливень... Ураган — это атмосферное явление, выражающееся.... Скорость
ветра при ураганах достигает.... Самый известный ураган прошел в Страна, постоянно подвергающаяся
воздействию ураганов, — ... Там, в 1996 году... Как видим в данном примере, конкретная тема урагана 1998
года переходит в более широкую тему об ураганах вообще.
Закон противоречия (второй закон логики).
Не могут быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же.
Типичная ошибка — расположение в одном тексте предложений, з которых утверждается совершенно противоположное.
Как известно, у Гитлера не было какого-либо таланта .Какие же таланты были у Гитлера? В данном случае истинным может быть только одно утверждение: У Гитлера не было какого-либо таланта или У Гитлера были таланты. Сба утверждения, как взаимоисключающие, истиннынли быть не могут.
Закон исключения третьего (третий закон логики).
Между двумя противоречащими друг другу высказываниями не может быть третьего, верного в том же отношении.
Типичные ошибки — уточняющее высказывания, которые противоречат одному из высказываний.
У них совсем не было оружия. На пятерых только два пистолета и одна граната. В данном случае между двумя взаимоисключающими утверждениями У них не было оружия / У них было оружие оказывается третье, близкое по истинности ко второму утверждению. Исправленный вариант может быть таким: У них было мало оружия. На пятерых только два пистолета и одна граната.
Закон достаточного основания (четвертый закон логики).
Всякое истинное высказывание должно быть обосновано, доказано другими высказываниями, истинность которых несомненна.
Типичная ошибка — утверждение, которое не доказано ни на примерах, ни рассуждением.
Роман А.С. Пушкина « Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах и ранее не было ничего подобного ни в русской жизни, ни в русской литературе. Уникальным его делает также и Тезис о том , что «Евгений Онегин» — уникальное произведение не имеет достаточного основания, то есть не доказан.
Однако в языке могутбыть допустимые логические нарушения:
- формула вежливости, вопрос с отрицанием:
Не подскажете, как пройти? Не знаете, который час?
- обороты с кроме:
Пришли все, кроме Иванова (нельзя говорить: Пришли все, кроме Иванова, Петрова, Калугина).
В языке существуют специальные средства, которые подчеркивают логичность изложения.
Например, такими средствами являются:
Логические ошибки могут быть связаны с разными явлениями в языке.
Виды логических ошибок.
Алогизм — сопоставление несопоставимых понятий.
Информация о работе Логичность как коммуникативное качество речи. Логичность в литературе и СМИ