Манипуляции в СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современном мире, стремительно меняющемся под влиянием научно-технического прогресса и связанного с ним усиления интенсивности информационных потоков, всё большую значимость приобретают средства массовой коммуникации. Выполняя множество функций для всего общества в целом и конкретного индивида в частности, СМК являются также и инструментом, с помощью которого на сознание как массовое, так и индивидуальное, оказывается сильнейшее воздействие, большая часть из которого носит скрытый для аудитории характер и является манипуляцией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ 7
1.1 МАНИПУЛЯЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. 7
1.2. ОСНОВНЫЕ МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. 11
1.3 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗУЮЩИЕ МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. 19
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ СМК В СФЕРАХ ПОЛИТИКИ И РЕКЛАМЫ. 23
2.1 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В СМК 23
2.2 СПЕЦИФИКА И ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ В РЕКЛАМЕ. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

Файлы: 1 файл

Манипуляция в СМК.docx

— 89.80 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет культуры и искусства

Кафедра связей с общественностью и рекламы

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Манипуляция в СМК»

 

 

Выполнил:

Бухлаев Александр,

студент 2 курса,

                             специальности «Реклама и связи с общественностью»  

                                                                                                 _____________

(подпись, дата)

 

Научный руководитель:

профессор, доктор соц. наук

Рассадина Татьяна Анатольевна                                                                       

_____________________

(оценка)

                              _____________________

(подпись, дата)

 

Ульяновск, 2014

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема курсовой работы — манипуляция в СМК.

Актуальность исследования. В современном мире, стремительно меняющемся под влиянием научно-технического прогресса и связанного с ним усиления интенсивности информационных потоков, всё большую значимость приобретают средства массовой коммуникации. Выполняя множество функций для всего общества в целом и конкретного индивида в частности, СМК являются также и инструментом, с помощью которого на сознание как массовое, так и индивидуальное, оказывается сильнейшее воздействие, большая часть из которого носит скрытый для аудитории характер и является манипуляцией. Как социально-психологический феномен, манипуляция интересна ещё и тем, что это явление встречается повсеместно, во всех сферах жизни общества и проявляется в многообразных формах. Техники манипуляции используются как отдельными индивидами при межличностном общении для извлечения собственной выгоды, так и целыми социальными институтами с целью воздействия на чувства и волю человека или управления сознанием и поведением. Именно повсеместность манипуляции, интенсивность её влияния на сознание и всё большее усиление этого влияния, связанное с развитием СМК, обуславливают актуальность исследования проблемы использование манипулятивных техник в СМК.

Степень исследованности. Проблема манипулирования сознанием вызвала активный интерес во второй половине XX столетия в рамках психологии, политологии, социологии. Осмысливались отдельные моменты, связанные с манипулированием сознанием, такие как использование пропаганды, идеологическое воздействие, исследовались механизмы формирования общественного мнения, особенности информационной и психологической войны, технологии манипулирования и функционирование средств массовой информации. Также были попытки дать анализ манипулирования массовым сознанием в социально-философском и этическом аспектах.

Так, одним из первых ученых, изучавших данную проблему, был П. Лазерсфельд, анализировавший поведение избирателей, находящихся под воздействием предвыборных методов манипулирования1. Изучению различных факторов, влияющих на эффекты массовой коммуникации, посвящены работы К. Ховланда2. Проблемой «социальной технологии» занимался К. Манхейм, подразумевая под этим термином совокупность методов, оказывающих влияние на поведение человека и служащих средством социального контроля3. Г. М. Маклюэн рассматривал вопросы, связанные с воздействием технических средств информационной связи на культуру, сознание людей. Г. Шиллер изучал основные аспекты воздействия средств массовой информации на сознание, формирование общественного мнения, управление обществом4.

К современным исследованиям относятся работы таких авторов, как Г.Джоветт и В.О'Доннелл, которые описывают модели воздействия, характерные для пропаганды5; Л.Войтасик особое внимание обращает на проблемы пропаганды, природу и функции процессов пропагандистского воздействия6; А.Эдельстейн выявляет тенденции многовариантности пропаганды7; З.Бауман говорит о возрастающей роли неопределённости и прогрессирующей незащищённости личности перед лицом социальных перемен8; Г.Маркузе анализирует характер подчинения человека информационным технологиям9; С.Московичи описывает особенности процесса манипулирования сознанием применительно к толпе10. Э. Ноэль-Нойман провёл анализ взаимосвязей между массовой коммуникацией, межличностной коммуникацией и тем, как индивид соотносит своё мнение с мнением других людей11. Г.Лассуэлл исследовал процессы коммуникации в политической сфере, выделил основные функции коммуникации в обществе12; У. Липпманн проанализировал проблемы коммуникативно-информационного манипулирования13; П. Рикёр рассматривал логократию или «власть слова» в условиях информационного общества14.

Дж. Клаппер насчитал свыше 1000 исследований, работ и статей, затрагивающих аспекты манипулирования массовым сознанием.15 Но, несмотря на весь накопленный теоретический и эмпирический материал по проблеме манипулирования сознанием в современной науке, по мнению данного автора, не существует общепризнанной, обобщающей социально-философской теории.

Объект исследования — информационные сообщения в СМК, оказывающие манипулятивное воздействие на сознание аудитории

Предмет исследования — определение, характеристики термина «манипуляция», технологии, способы, особенности и специфика использования манипуляций через СМК.

Цель данной работы - анализ манипулятивных технологий и их способов применения через СМК.

Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

    • проанализировать литературу по теме исследования.
    • проанализировать понятие «манипуляции» как явления в целом и как процесс воздействия на общественное сознание;
    • определить основные технологии манипуляции в СМК
    • определить  способы манипулятивного воздействия через СМК в сферах политики и рекламы

Структура исследования работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются основные подходы и технологии применения манипуляции в СМК. Во второй главе описываются основные приемы в двух сферах, в которых наиболее часто прибегают к манипуляции через СМК: политика и реклама.

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования манипуляции

1.1 Манипуляция: определение понятия.

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку.

Отсюда произошло и современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка"16. "Современный словарь социологии", изданный в 1969 году в Нью-Йорке определяет манипуляцию как "вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает"17.

Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек» В ней дается такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама».

Несмотря на достаточно продолжительный опыт применения понятия «манипуляция», как русские, так и зарубежные авторы демонстрируют разброс в понимании этого термина в политологическом и социальном контекстах контексте. В монографии доктора психологических наук, профессора и заведующего кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ Е. Л. Доценко «Манипуляция: феномен, механизм, защита» представлены 11 авторских контекстов манипуляции18:

  • Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём (Б. Н. Бессонов)19
  • Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира (Д. А. Волкогонов)20
  • Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого (Р. Гудин)21
  • Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов (О. Т. Йокояма)22
  • Скрытое влияние на совершение выбора (Л. Прото)23
  • Способ структурирования мира, позволяющий выиграть (П. Рикер)24
  • Инициация поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого. (Дж. Рудинов)25
  • Отношение к другому как к средству, объекту, орудию. (В. Н. Сагатовский)26
  • Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения (Г. Шиллер)27
  • Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей. (Э. Шостром)28
  • Мастерское управление или использование (П. У. Робинсон)29

С. Кара-Мурза даёт определение манипуляции путём выделяет её трех главных, родовых признаков30. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Во вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации – обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя "предельное самораскрытие", игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.

В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Встречаются, конечно, талантливые самородки с мощной интуицией, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощью доморощенных средств. Но размах их действий не велик, ограничивается личным воздействием – в семье, в бригаде, в роте или банде. Если же речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями).

Из этого следует, что манипуляция – способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться»31. Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия – наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на "неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.

1.2. Основные манипулятивные технологии в средствах массовых коммуникаций.

Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет32: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику, упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Здесь можно отметить такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).

Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи - это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?». А. Моль пишет, что искажение реальности достигается чаще через процесс «кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных, бросающихся в глаза действий. «Honesty is the best policy» - всегда гораздо выгоднее быть честным, если речь идет о фактах, чем их сознательно замалчивать»33. Подчеркивается также, что малые сдвиги, приводящие к «поляризации» потока сообщений, должны быть ниже порога семантической восприимчивости среднего получателя (то есть, в среднем должны не замечаться).

Информация о работе Манипуляции в СМК