Методы и методики изучения общественного мнения на примере ОАО ««Пикра»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические аспекты о понятии «Общественное мнение»
1.1. Сущность понятия «Общественное мнение» и его роль ……………...…..5
1.2. Опыт изучения общественного мнения ……………………………………7
Глава 2. Методы и методики изучения общественного мнения
2.1. Прямое наблюдение …………………………………………………………9
2.2. Документальные источники ……………………………………………….14
2.3. Опросы ………………………………………………………………………17
Глава 3. Изучение общественного мнения в ОАО ««Пикра»
3.1. Краткая характеристика ОАО ««Пикра» …………………………………20
3.2. Обоснование, цель, задачи, описание проекта и план проведения мероприятий в ОАО ««Пикра» ………………………………………………...21
Вывод ……………………………………………………………………….……25
Список использованной литературы ……………………………………….…26

Файлы: 1 файл

Методы и методики изучения общественного мнения.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И  ПРАВА

 

Дисциплина  «Теория и практика связей с общественностью»

 

 

 

Курсовая

На тему: «Методы  и методики изучения общественного  мнения на примере 

ОАО ««Пикра»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет: Управления

 

Студента(ки) дистанционной формы обучения

 

Осенний семестр 2012-2013 года (УЗВДп122/0-11))

 

Ф.И.О.Ларионова Я.А

 

 

 

Содержание:

 

Введение ……………………………………………………………………….….3

 

Глава 1. Теоретические аспекты о понятии «Общественное мнение»

1.1. Сущность понятия «Общественное мнение» и его роль ……………...…..5

1.2. Опыт изучения общественного мнения ……………………………………7

 

Глава 2. Методы и методики изучения общественного мнения

2.1. Прямое наблюдение …………………………………………………………9

2.2. Документальные источники ……………………………………………….14

2.3. Опросы ………………………………………………………………………17

 

Глава 3. Изучение общественного мнения в ОАО ««Пикра»

3.1. Краткая характеристика ОАО ««Пикра» …………………………………20

3.2. Обоснование, цель, задачи, описание проекта и план проведения мероприятий в ОАО ««Пикра» ………………………………………………...21

 

Вывод ……………………………………………………………………….……25

Список использованной литературы ……………………………………….…26

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значение общественного  мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. 1 Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.

Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

Актуальность  данной тем курсовой работы обусловлено  тем, что общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного мнения, как правило, попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

Все это говорит  о том, что эта тема актуальна и значима. В данной работе рассматривается вопрос что такое общественное мнение, что влияет на общественное мнение, общественное настроение

Объектом исследования данной курсовой работы являются методы и методики изучения общественного мнения.

Цель изучения данной курсовой работы является рассмотрение методик и методов изучения общественного мнения.

В задачи исследования курсовой работы входит изучение следующих  вопросов:

  • Изучит сущность понятия «Общественное мнение» и его роль.
  • Рассмотреть опыт изучения общественного мнения.
  • Изучить методы и методики изучения общественного мнения.
  • Произвести исследование общественного мнения в ОАО ««Пикра».
  • Произвести краткую характеристику ОАО ««Пикра».
  • Дать обоснование, выявить цель, задачи, описание проекта и план проведения мероприятий в ОАО ««Пикра».
  • Выявить оценку эффективности проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты о понятии  «Общественное мнение»

1.1. Сущность  понятия «Общественное мнение»  и его роль

 

Роль общественного  мнения всегда возрастает в сложные, переломные моменты человеческой истории, поэтому повышенный интерес современных социологов к общественному мнению вполне закономерен. Российский социолог Б.А. Грушин утверждает, что «оно напоминает атмосферное давление: невидимо невооруженным взглядом, но весьма ощутимо». 2

Первым упоминанием  понятия «общественное мнение»  считают использование латинского выражения «publica opinion» в сочинении «Поликратик» английского философа Йоханеса фон Солсбери в 1159 году. Однако идеи о власти «publica opinion» он воспринял от классиков античной философии, и поэтому, вероятно, вопросы, связанные с изучением общественного мнения поднимались еще во времена греческой демократии.

В современном  мире особую роль играет общественное мнение, которое формируется в  том числе и тем, как представлена та или иная структура в СМИ. Новый статус информационного пространства привел к тому, что событие имеет смысл только тогда) когда о нем сообщили СМИ. Если же такого сообщения не было, то можно считать, что не было и самого события. Информационное пространство служит полем влияния на массовое сознание, на политиков, конкурентов, власть. Укрепление статуса информационного пространства в принятии тех или иных решений приводит и к усилению роли тех профессий, которые работают в нем. А это не только журналисты, но и специалисты в области паблик рилейшнз. 3

Общественное  мнение стало важной составляющей нашей  действительности.

Общественное  мнение — это состояние массового  сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Это совокупность суждений о действительности. Мнение может быть положительным, отрицательным (негативным), нейтральным, несуществующим, т.е. отсутствующим.

Общественное  мнение в коммерческой сфере определяется как синтез частных мнений относительно продукта (товара, услуги), которые выясняются, как правило, на основе рыночных исследований, информации о конъюнктуре рынка, рыночной политике конкурентов и т.д.

В процессе своей  деятельности фирма постоянно сталкивается с деловой общественностью, т.е. с финансовыми учреждениями, местными, муниципальными и федеральными органами власти, с партнерами, собственными акционерами, покупателями и т.д.

Рационально организованная работа ПР помогает оперативно вскрывать недостатки в планировании и организации своей предпринимательской деятельности. Без знаний ПР невозможно устанавливать эффективное сотрудничество с общественностью.4

Таким образом, работа с общественностью заключается  в создании позитивного имиджа организации. PR - организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования фирмы и повышения ее репутации. Осуществляется разными путями, прежде всего через СМИ. Основными инструментами, использующимися в работе с общественностью являются: установление хороших контактов с прессой, радио и телевидением; проведение пресс – конференций; выпуск хорошо оформленных годовых отчетов; выпуск юбилейных изданий и т.д.

 

 

1.2. Опыт  изучения и функции общественного  мнения

 

Прежде всего, необходимо отметить, что нельзя отождествлять социологию общественного мнения (специальную социологическую дисциплину) и само общественное мнение с опросами общественного мнения и получаемой в ходе их проведения информацией. Ведь феномен общественного мнения существовал задолго до появления опросов, и сейчас и ранее информация об общественном мнении «добывается» не только с помощью опроса. Поэтому ряд социологов проводят различия между социологическими исследованиями и опросами общественного мнения. Все чаще опросы общественного мнения называют поллингами, а специалистов, которые их осуществляют – поллстерами.

Первые опросы общественного мнения появились  в еще в ХІХ веке, позже они были названы «соломенными опросами» (strow polls). Это был неофициальный подсчет голосов избирателей, которым занимались в период избирательных компаний газеты и журналы. Известно, что первый из таких опросов был осуществлен летом 1824 года газетой «Хэррисберг Пенсилвэниэн», которая через своих корреспондентов выяснила настроения общественности в нескольких округах в отношении четырех кандидатов на президентский пост и верно определила кандидата, набравшего наибольшее число голосов. 5

Всемирную известность  получила деятельность журнала «Литерари  Дайджест», который рассылал миллионы бюллетеней сначала своим подписчикам, а затем владельцам телефонов и автомобилей (то есть лицам, списки которых имелись с указанием адресов). В 1924, 1928 и 1932 годах журнал правильно предсказал результаты выборов. Но на выборах 1936 года журнал, как и используемый им метод постигла катастрофа. Журнал предсказывал победу Лэндону со счетом 57,1% голосов и поражение Рузвельту со счетом 42,9%. В действительности Рузвельт одержал победу, получив 62,5% голосов. Ошибка, допущенная журналом в предсказании результатов выборов, составила 19,6%. Ошибка была связана с тем, что владельцами автомобилей и телефонов в то время были люди с высоким уровнем доходов, а Рузвельта поддерживали менее состоятельные слои населения. Это была ошибка методики «соломенных», то есть бессистемных, нерепрезентативных опросов. Их время завершилось, и начался переход к научному, профессиональному изучению общественного мнения.

Новый этап в  изучении общественного мнения связан с именем американского социолога  Дж. Гэллапа, успешный опрос которого был осуществлен в ходе тех же президентских выборов, на которых потерпел поражение «Литерари Дайджест». Он проанализировал выборку, предсказал ошибку журнала и обосновал вывод о победе Рузвельта. Постепенно центры изучения общественного мнения создаются во всех демократических странах мира. Благодаря работам Гэллапа и других социологов, был сделан вывод о том, что общественное мнение по социальным, экономическим и политическим вопросам может бать определено, причем достаточно объективно, с использованием действительно научного метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы и методики изучения общественного  мнения

2.1. Прямое наблюдение

 

Существует  три основных класса методов сбора  социологической информации:

1) Прямое наблюдение

2) Анализ документов

3) Опросы, которые  делятся на два подкласса:

а) интервью

б) анкетный опрос

Под наблюдением  в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение  может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. 6

Наблюдение  бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено  плану и ведется без определенно  разработанной системы. Научное  наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено  ясной исследовательской цели и  четко сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение  классифицируется:

1) По степени  формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) В зависимости  от положения наблюдателя различают  соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри". В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны", не вмешиваясь в события.

В обоих случаях  наблюдение может производиться  открыто или инкогнито.

Одна из модификаций  включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя  на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

3) По условиям  организации наблюдения делятся  на полевые (наблюдения в естественных  условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать? ”, “Как наблюдать? ” и “Как вести записи? ”. Постараемся  найти на них ответы.

На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

Информация о работе Методы и методики изучения общественного мнения на примере ОАО ««Пикра»