Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:23, курсовая работа
Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.
Американские психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе подчеркивают, что мы свободны в своем выборе, но будучи, как и все остальные, составной частью социального мира, не в состоянии избежать мягкого или жесткого воздействия окружающих, способного склонить чашу весов наших решений в ту или иную сторону. Более того, мы далеко не всегда хотим избежать влияния со стороны тех, кто мудр, справедлив и заботится о нашем благополучии.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Понятие межличностной коммуникации.
1.1. Виды межличностной коммуникации……………………....….…5
1.2. Речевая сторона коммуникации………………………………………6
Глава 2. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.
2.1. Коммуникативная цель, приемы для достижения этих целей…………………………………………………………………………………………………...10
2.2. Анализ коммуникативного поведения…………………..………13
Глава 3. Модели коммуникативной личности.
3.1. Понятие коммуникативной личности…………………………….16
3.2. Типы коммуникантов………………………………………………….…..20
Заключение……………………………………………………………………….…….……24
Список литературы…………………………………………
Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.
Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.
В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода).
3.2. Типы коммуникантов.
Один из параметров «на контроле» у коммуникатора – тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?
Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для «борьбы» с таким коммуникантом бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).
Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.
Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (вступительная часть «о погоде», фатическое общение).
Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.
Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть и из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния Я или ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.
Родитель: критический (руководитель: Когда вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) и кормяще-заботливый (преподаватель студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните! руководитель: Давайте, я сделаю это за Вас!).
Взрослый: консультант фирмы клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса? работник директору: Я готов предоставить Вам сведения к четвергу!
Ребенок: приспосабливающийся (работник руководителю: А как я должен был составить справку? Я полностью согласен с Вами!) и естественный (работник фирмы клиенту: Это будет прекраснейшая поездка! коллега коллеге: Ну старик, ты гений!).
Индивид и коммуникативная личность – не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные личности. В психологии сейчас также распространена концепция множественности личности (многоголосие, по Бахтину). Крайним проявлением этого является клиническая раздвоенность личности (психическое расстройство), но и здоровый человек проявляет себя в различных сферах, на различных «лингвистических рынках» (в терминололгии П.Бурдье).
Ю.В.Рождественский выделяет типы языковой личности в зависимости от сфер словесности. Для всех видов устной словесности создатель речи совпадает с языковой личностью – индивидуальным речедеятелем. В письменной словесности при рукописной технике создатель речи также совпадает с индивидом (кроме документов). В документах создатель речи может быть коллегиальным, один документ может создаваться разными юридическими лицами (копия диплома: вуз + нотариус). Такую языковую личность можно назвать коллегиальной. В печатной словесности разделен труд автора и издательства (создание и тиражирование текста). Здесь перед нами кооперативный речедеятель. Тексты массовой коммуникации совмещают в себе черты коллегиальной и кооперативной речевой деятельности (информагентство + аппарат редакции + издательство), следовательно, перед нами коллегиально - кооперативная языковая личность. Информатика как вид словесности содержит три вида деятельности (реферирование и аннотирование как комплексная работа по анализу первичного текста и синтезу вторичного + информационный поиск + автоматизированное управление), поэтому представляет собой коллективную речедеятельность.
Итак, с точки зрения социологии речи, словесность возникает в разделении труда, а индивид и речедеятель не совпадают. Например, документы: канцелярия передает, рассылает, воспроизводит, хранит, побуждает к прочтению документов и составлению новых, осуществляя в своей деятельности внешние правила словесности; исполнители документов составляют и читают документы, применяя внутренние правила словесности; более дробное разделение труда: верификация документа подписями, визами, предварительная работа, воплощаемая в других текстах и т.п. Еще пример: создание имени (создатель имени, апробатор имени и пользователь имени, то есть, родители – ЗАГС – все остальные). Но один человек может совмещать в себе эти функции в разное время (работник ЗАГСа – родитель – пользователь). Отдельные функции могут социально институционализироваться. Так, право именовать, скажем, корабль (перформатив), дается не каждому, а исполнители этих функции при этом становятся воплощенной функцией. Их поэтому и называют: функционеры. Воплощенной функцией является и коллегиальная коммуникативная личность: академия, редакция газеты, партия и правительство ( физическое лицо и юридическое лицо).
Заключение
Коммуникативная личность –
самая главная составляющая личности
вообще, ведь коммуникация занимает 80%
всего человеческого
Для специалиста по связям
с общественностью важно
1. Убеждение – сознательное
воздействие на другого
2. Самопродвижение – открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, чтобы быть оцененным по достоинству, благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов (реальная демонстрация своих возможностей, предъявление своих сертификатов и дипломов).
3. Внушение – сознательное
воздействие на человека, направленное
на изменение его состояния,
отношение к чему-либо и т.
д. (личный магнетизм или
4. Заражение – передача
своего состояния или
5. Пробуждение импульса
к подражанию – способность
вызывать стремление быть
6. Формирование благосклонности
– развитие у адресата
7. Просьба – обращение
к адресату с призывом
8. Принуждение – требование
выполнять распоряжения
9. Деструктивная критика
– субъективно принуждение
10. Игнорирование – умышленное
невнимание, рассеянность по отношению
к партнеру, его высказываниям
и действиям. Чаще всего
11. Манипуляция – скрытое
от адресата побуждение его
к переживанию определенных
Список литературы
1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.- 342с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. – 456 с.
3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. – 344 с..
4. Гунина Е.В Курс лекций по формированию имиджа руководителя и организации: учеб. пособие / Е.В. Гунина, Е.А. Кирюшина. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. 134с.
5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Спб., 2000.
6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
7. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М.: МУБУ, 1997. – 456 с.
8. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Приложения. М.: Ось-89, 1998. – 486 с.
9. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена,политика. - М.: Ось-89, 2002. – 512 с.
10. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – 236 с.