Национальные особенности деловой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть национальные аспекты деловой коммуникации.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучение теоретических материалов по данному вопросу.
2. Рассмотреть деловые культуры России, Запада и Востока с точки зрения различных подходов к измерению.
Объектом исследования моей работы является деловая культура и ее национальные особенности. Предметом исследования – тактика ведения переговоров с иностранцами (межнациональные особенности).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения деловой коммуникации…………..5
1.1 Содержание делового общения………………………………………………5
1.2 Человеческая речь как источник информации……………………………...7
1.3 Деловой разговор…………………………………………………………….11
Глава 2. Межкультурные аспекты деловой коммуникации…………………..15
2.1 Культурные особенности и сферы их возникновения. Этикет общения...15
2.2. Особенности деловой коммуникации в различных культурах………......19
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Нац. особ. дел. коммун..docx

— 66.60 Кб (Скачать файл)

Вежливость в речи как  внешнее выражение мысли может  приобретать в зависимости от разных обстоятельств то один, то другой вид, отличающиеся друг от друга характером присущих им норм и средств выражения, специфическим набором слов, системой построения предложения, формой обращения и т.д. Символы, формулы, знаки в языке со временем переходят в культурные ценности того или иного народа, показывают историческую преемственность поколений.

Международное общение предусматривает  необходимость понимания и учета  особенностей характера и отличительных  черт поведения разных народов. Эта  задача упрощается в случае, если отношения  связывают представителей народов  и культур, имеющих общие корни - языковые, этнические, религиозные  и другие14.

Известны определенные черты  характера и поведения, влияющие на этику общения, общие для целых  групп народов. Так, немецкий психолог Х. Гюнтер условно разделил народы Европы на четыре подтипа - нордийцы, динарцы, средиземноморцы и остийцы15.

К нордийцам он относит народы Скандинавии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Северной Германии и Северной Франции. По темпераменту они холодны, сдержанны, упрямы, скупы на слова, чужды всякому панибратству, обладают силой воли. Характерные черты - уверенность в себе, правдолюбие, лояльность к власти, любовь к порядку, аристократические наклонности, любовь к свободе. Нордийцы обладают высоким чувством долга и ответственности перед собой и другими, имеют творческий дух, отличаются волей к власти и умением руководить другими.

К динарцам немецкий психолог относит народы Сербии, Боснии, Хорватии, Албании, Греции, Австрии. Это люди, склонные к веселости и открытому проявлению своих настроений. Их отличают чувство гордости, честь, воинственность, приверженность собственному образу жизни, обычаям. Динарцы обидчивые и одновременно добродушные люди, склонны к грубым шуткам. Им не хватает дисциплины и четкости мысли, присущей нордийцам.

К средиземноморскому подтипу  принадлежат жители Пиренейского полуострова (испанцы, португальцы), Корсики, Сардинии, Италии, юга Франции, юга Балканского  полуострова, а также севера Африки и испаноязычные народы Латинской Америки. Это люди по темпераменту неспокойные, энергичные, переменчивые в настроении, любящие жизнь, склонные к переменам, увлекающиеся, находчивые, быстро схватывающие идеи и талантливые. Суждения у средиземноморцев чувственные или интуитивные, они часто попадают в курьезные ситуации из-за своей неугомонности. В общественно-политической жизни эти люди пророки, обновители морали, организаторы духовной жизни нации.

Подтип остийца распространяется на народы Восточной Европы. По мнению Х.Гюнтера, остийцев характеризует отсутствие четко выраженных привязанностей, твердо сформировавшихся чувств, неумение владеть собой, склонность поддаваться соблазнам, любовь к однообразию и твердо установленному заработку. Нередко имеет место отсутствие острой мысли, ненадежность в делах и предприятиях, бюрократизм. В жизни они реалисты, по взглядам - демократы, но, как правило, вступают в партию большинства. В искусстве любят расплывчатые формы, теплоту и мягкость линий. Труд остийцев имеет невысокое качество16.

 

2.2 Особенности деловой коммуникации в различных культурах

Голландский ученый Герт Хофстеде осуществил большой исследовательский проект по изучению различий национальных культур в деятельности дочерних компаний многонациональной корпорации в 64 странах. Он опросил более 160000 менеджеров и сотрудников организаций об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях.

Г. Хофстеде выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой.

Согласно Хофстеду, одну культуру от другой отличают пять так называемых «культурных измерений»:

- индивидуализм – коллективизм;

- дистанция власти (большая  – малая);

- неприятие неопределенности (сильное – слабое);

- мужественность – женственность;

- ориентация на будущее  (краткосрочная – долгосрочная)17.

Первое измерение, индивидуализм  – коллективизм, отражает отношение  индивидуума к обществу и себе подобным. В индивидуалистических обществах  люди движимы главным образом  личными интересами. Основными ценностями индивидуалистических обществ является уважение прав человека и высокая  ценность человеческой жизни. В коллективистских обществах каждый индивидуум с рождения включен в некоторое сообщество, такое как клан, деревня и т.д. Коллективизм означает, что каждый индивидуум соблюдает интересы своей  группы и не имеет мнений или убеждений, отличных от тех, что в ней приняты.

Проявление сфокусированности национальной культуры на индивидуализме или коллективизме иллюстрируется таблицей 1.

Таблица 1. Индивидуализм  – коллективизм.

В обществе с коллективной направленностью (Страны третьего мира, Азиатские страны, Россия)

В обществе с индивидуалистической направленность (Америка, Канада, Великобритания)

Двойной стандарт. «Нам» можно все, «Им» - нет

Общие законы для всех людей

Учатся только в молодости, в  группе

Учатся всю жизнь, причем часто  – потом индивидуально

Враждебность к представителям другой группы

Проявление отношений добрососедства к представителям других групп

Другие – либо друзья, либо враги

Другие люди – это ресурсы, соратники  или потенциальные партнеры

Отношения (особенно в группе) выше цели

Цель выше отношений

Отношения между начальником и  подчиненным – на основе эмоций

Отношения между начальником и  подчиненным – на рациональной основе


В индивидуалистических культурах, например США, менеджеры или сотрудники компаний одинаково любезно относятся  ко всем. В коллективистских обществах  наблюдается наоборот высокий уровень  агрессивности, или «холодности», по отношению к чужим, то есть не членам группы. Что проявляется даже в  форме приветствия.

Нелогичность поведения: следование эмоциям, а не доводам  разума. В индивидуалистических обществах  ценится рационализм и когнитивная  последовательность. В России логика и рационализм не всегда учитывается.

Второе измерение, дистанция  власти, показывает насколько в обществе неравенство по физическим и интеллектуальным способностям перерастает со временем в неравенство во власти и богатстве  и насколько такое положение  дел в культурном плане считается  допустимым.

Проявление такого параметра, как дистанция власти, иллюстрируется таблицей 2.

Таблица 2. Дистанция власти.

В обществе с большой  дистанцией власти (Страны третьего мира, Азиатские государства, Франция)

В обществе с малой дистанцией власти (Америка, Канада, Великобритания)

Установка – люди не равны по физическим и интеллектуальным качествам, поэтому  не равны их состояния, большая дистанция  между нищими и богатыми

Люди равны в социальных правах и свобода, министр ездит на обычной машине, а бедные получают пособие

Строгая иерархия в обществе на службе. Власть строго централизована

Структура очень подвижна, люди перемещаются из одного уровня в другой. Делегирование

Подчиненные ожидают, что им будут  говорить, что делать

Подчиненные знают, что от них ждут инициативы

Отношения между начальником и  подчиненным – строгое подчинение

Отношения между начальником и  подчиненным – возможность спора

Идеальный начальник – благодушный  аристократ

Идеальный начальник – компетентный демократ


 В культурах с низкой дистанцией власти (например, Германия, США) наибольшее значение придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивидуальная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит консультативный характер, чем в культурах с высокой дистанцией власти. В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незначительна. Например, сотрудники всегда могут подойти к своему шефу с вопросом или высказать критические замечания. Открытое несогласие или активное противоречие начальнику также рассматривается как норма. 

В культурах с высокой дистанцией власти (очень показательный пример – Япония) устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными. Сотрудники должны либо признавать власть своего начальника, либо полностью отклонять ее и прерывать отношения. В этом случае эмоциональная дистанция между начальниками и подчиненными очень большая. Сотрудники лишь в редких случаях могут себе позволить задать вопросы своему шефу, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть его критике.

Третье измерение, неприятие  неопределенности, показывает, как  общество и его отдельные члены  относятся к тому, что вынуждены  жить в условиях неопределенности. Общества с сильным неприятием неопределенности подготавливает своих членов к принятию неопределенности, и добиваются ослабления ее давления. Общества с сильным неприятием неопределенности настраивают своих членов на попытки контролировать будущее, для таких обществ характерна повышенная нервозность.

Неприятие неопределенности иллюстрируется таблицей 3.

Таблица 3.

В обществе с высоким  неприятием неопределенности (Страны третьего мира, Азиатские государства)

В обществе с низким неприятием неопределенности (Америка, Канада, Великобритания)

Люди боятся обновления, придерживаются традиций

Люди не бояться новой оригинальной информации

С трудом и неохотно, только под  давлением обстоятельств идут на риск

Легко идут на риск и пробуют новые  виды деятельности

Страх перед будущим и попытки  его контролировать

Большие надежды на будущее

Люди нервозны и эмоционально взвинчены

Люди с оптимизмом пытаются изменить жизнь к лучшему

Отношения к начальнику у подчиненных  – ожидание защиты и сохранения ситуации

Отношения подчиненных к начальнику – ожидание продвижения вперед


Как известно, японцы довольно сильно отличаются от других народов своей культурой. Их уникальность обусловлена исторической изоляцией, перенаселенностью и особенностями японского языка. Они характеризуются трудолюбием, сильно развитым эстетическим чувством, приверженностью традициям, дисциплинированностью.

Совсем другое дело Америка, для них характерен демократизм  в деловом общении, который проявляется в стремлении к неформальной атмосфере при ведении переговоров и деловых бесед, в отказе от строгого следования протоколу. Между членами американской делегации довольно распространены партнерские отношения. Часто они обращаются друг к другу по имени независимо от возраста и статуса. Аналогичное обращение возможно и к зарубежным партнерам.

Четвертое измерение, мужественность – женственность, представляет собой  попытку классифицировать общества по тому, насколько сильно или слабо  развито социальное разделение ролей  между полами. Общества с жестким социальным разделением ролей между полами названы Хофстедом «мужественными», а общества со слабыми разделениями ролей – «женственными».

В «мужественных» обществах  доминируют социальные ценности, традиционно  характерные для мужчин: это результативность, стремление к осязаемым результатам, зарабатывание денег. В «женственных» обществах и является ценности, традиционно ассоциируемые с женскими ролями: скромность, приоритет человеческих взаимоотношений по сравнению с материальным богатством.

Определить какие ценности доминируют в обществе, поможет    таблица 4.

Таблица 4. Мужественность –  женственность.

В обществе, где приоритет  имеют мужские ценности (Япония, Америка, Канада, Великобритания)

В обществе, где приоритет  имеют женские ценности (Страны третьего мира, Азиатские государства)

Ценится активность, энергия, предпринимательство

Ценится скромность, умеренность

Люди открыто стремятся к  благосостоянию

Люди ориентированы на сохранение добрых отношений

Риск считается благородным  делом

Уважается взвешенность поступков

Отношения между начальником и  подчиненным – более суровые

Отношения между начальником и  подчиненным – на основе заботы

Идеал общества – победитель, сильный  лидер, преуспевающий человек

В центре внимания – слабый побежденный, страдалец


Для стран, мужественной культуры, например Германии, характерно чрезмерное демонстрирование успеха, стремление выделиться, характерна сильная дифференциация ролей, люди нацелены на достижения и успех. Для Франции, относящаяся к женственной культуре, характерна забота о ближних, слабая дифференциация ролей, во всем приветствуется мягкость, миниатюрность, скромность, сдержанность, недосказанность.

Пятое измерение, ориентация на будущее, показывает насколько далеко люди в разных культурах, заглядывают в будущее. Согласно исследованию Хофстеде, менеджеры в одних странах (например в Японии) ориентированы на долгосрочное видение будущего и в соответствии с этим строят свой бизнес. В других странах бизнес строится на основе краткосрочного видения будущего.

Информация о работе Национальные особенности деловой коммуникации