Невербальные средства коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................ 3
Глава 1. Невербальные средства коммуникации ............................................... 6
1.1 Общие характеристики коммуникации ......................................................... 6
1.2 Обмен невербальной информацией ............................................................. 11
1.3 Общее представление об языке телодвижений .......................................... 14
1.4 Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы ................................................................................................................. 15
Глава 2. Жесты – древнейшие универсальные сигналы ........................ ……..17
2.1.Основные коммуникационные жесты и их происхождение ..................... 17
2.2.Совокупность жестов .................................................................................... 19
2.3 Конгруэнтность - совпадение слов и жестов .............................................. 20
Глава 3. Проксемика ............................................................................................ 21
3.1 Зоны и территории ........................................................................................ 21
3.2 Зональные пространства ............................................................................... 21
3.3 Практическое использование зонального пространства ........................... 22
3.4 Различие пространственных зон у горожан и жителей сельской
местности ............................................................................................................. 25
Заключение ...............................................................................................,,,,,,,,,,,. 26 Список использованных источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.............................. 27

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение ................................................................................................................  3

Глава 1. Невербальные средства коммуникации ............................................... 6

1.1 Общие характеристики коммуникации ......................................................... 6

1.2 Обмен невербальной информацией ............................................................. 11

1.3 Общее представление об языке телодвижений .......................................... 14

1.4 Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы ................................................................................................................. 15

Глава 2. Жесты – древнейшие универсальные сигналы ........................ ……..17

2.1.Основные коммуникационные жесты и их происхождение ..................... 17

2.2.Совокупность жестов .................................................................................... 19

2.3 Конгруэнтность - совпадение слов и жестов .............................................. 20

Глава 3. Проксемика ............................................................................................ 21

3.1 Зоны и территории ........................................................................................ 21

3.2 Зональные пространства ............................................................................... 21

3.3 Практическое использование зонального пространства ........................... 22

3.4 Различие пространственных зон у горожан и жителей сельской

местности ............................................................................................................. 25

Заключение ...............................................................................................,,,,,,,,,,,. 26 Список использованных источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.............................. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения  всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».

Жесты рассматриваются  как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.

Люди часто не могут  найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Чувства, также как  информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении.

Невербальная коммуникация – не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно.

Условно, можно разделить  всю невербальную коммуникацию на две большие части: это то, что мы передаем телом и голос. В язык тела входят: движение рукой, покачивание ногой, поза, улыбка, нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи. К голосу относится все то, что вы можете передать при его помощи: крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух), цыканье, повышенный тон и т.д.

Актуальность выбранной  темы данной курсовой работы «Жесты как средство коммуникации» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми. А для специалиста в области рекламы это важно вдвойне, так как мы должны уметь управлять своим невербальным языком для достижения желаемого результата. Выступая перед аудиторие, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит.

Проблемы невербальной коммуникации привлекают особое внимание ученых, так как изучение поведения  людей помогает лучше понять других, понять самих себя и на основе полученных данных сделать свой образ наиболее обаятельным [14, с. 110].

Наиболее влиятельной  работой в исследованиях проблемы языка тела начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году. Многие идеи Дарвина и  его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения [2, с. 5].

Объектом курсовой работы является процесс невербального  общения между людьми, а предметом  – содержание, виды, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.

Цель данной курсовой работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. дать понятие невербальной коммуникации;
  2. проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации;
  3. выделить сущность процесса невербальной коммуникации;

В данной курсовой работе использованы общенаучные и частнонаучные  методы. Общенаучными методами является совокупность исследовательских приёмов  и процедур, которые широко применяются  в социально-гуманитарных и естественнонаучных областях научного знания. Частнонаучные методы – это способы, исследовательские приёмы и процедуры познания, применяемые в той или иной отрасли науки.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, указываются методы исследования.

В первой главе - «Невербальные  средства коммуникации» - рассматривается обмен невербальной информацией  и общее представление об языке телодвижений.

Во второй главе - «Жесты - древнейшие универсальные сигналы» - рассматриваются основные коммуникационные жесты и их происхождение, совокупность жестов и конгруэнтность.

В третьей главе  описывается  такая наука как Проксемика, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Глава 1. Невербальные средства коммуникации

 

1.1Общие характеристики  общения

 

Общение как особого  рода деятельность - это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).

Субъектом общения выступают  индивид, группа, целевая или массовая аудитория, все общество в целом. Мотивы общения субъектов могут  не совпадать в начальных стадиях  обмена суждениями. Точно так же могут не совпадать и цели общения каждой из сторон деловых бесед (переговоров). Сближение мотивов и целей поведения партнеров - генеральное направление оптимизации всего процесса общения, главное условие и база достижения в итоге взаимопонимания и выработки конструктивных взаимоприемлемых результатов. В сближении позиций собеседников - глубокий внутренний смысл общения (проистекающего в форме беседы, совещания, диалога, переговоров, дискуссий и пр.). Деловое общение, сближая позиции собеседников, строит тем самым доброжелательные и честные отношения партнеров друг с другом и с обществом в целом.

Потребность в общении  возникает в проблемной ситуации, оказываясь в которой, человек ощущает  недостаток собственных знаний (опыта, умения, навыков), чтобы разрешить  противоречие. Он обращается к собеседнику, чтобы усвоить его опыт, воспользоваться его сове том, вместе подумать, как преодолеть общие препятствия. Такая ситуация возникает в сфере практической деятельности, а также в мире человеческих отношений.

Программа общения заранее  вырабатывается каждым участником диалога, переговоров, делового совещания и пр. Однако в ходе общения все программы всех участников изменяются.

Совместная программа  общения возникает как результат  разно стороннего обсуждения точек  зрения, мнений, оценок и пр. Общая  программа, включая согласованные мнения сторон, служит далее основой сотрудничества, базой выработки взаимовыгодных отношений.

Процесс общения распадается  на ряд действий, совершающихся попеременно.

“Вопрос - ответ”, “реплика - возражение”, “утверждение - отрицание” упорядочивают процесс общения, задают интуитивно принимаемый участниками общения ритм обмена мнениями, очередность вступления в беседу.

Диалог - универсальная  форма общения, модель всего процесса общения. Он связывает все высказывания в единое пространство соразмышления, создает эмоциональное и интеллектуальное поле общения. При этом крайние (радикальные), взаимоотрицающие суждения создают полюсы напряжения, точки роста общей программы, взаимоприемлемых положений и тезисов.

Взаимосвязь высказываний - основное условие не только плодотворного процесса общения, но и самого его существования. Это, по сути, взаимозависимость партнеров общения от высказываний друг друга побуждает в ходе диалога мгновенно реагировать на возражение, корректировать ход собственных мыслей, ориентировать собеседника относительно собственных намерений (программы общения), учитывать сиюминутное изменение общей программы и т. п.

Обратная связь, т. е. оперативный  учет реакции собеседника и корректировка  в связи с этим собственных  действий, оптимизирует, постоянно совершенствует весь ход беседы.

Переход к действиям, связь с практическими действиями все время чувствуется в подтексте  общения (готовность к действиям  как итог процесса общения).

Функции общения многообразны - в соответствии с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога и т. д. Обобщенная группировка функций допускает выделение трех их разновидностей.

Коммуникативная функция  реализуется как передача и прием  сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).

Регулятивная функция  “управляет” процессом общения  людей, в ходе которого уточняются (а  порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или  индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно поддерживает обратную связь высказываний собеседников. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики-ответа собеседника (т. е. стимулирование беседы) - в этих двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения.

Эмоционально-психическая  функция проявляется как создание комплекса чувств и психических  состояний каждого собеседника  в ходе общения. Эмоции способны придать  дополнительную значимость и вес  самым обыденным словам. Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность “отвести душу”, выговориться и т.п., приводит в итоге к особому эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности общением. И напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны “досрочно” оборвать деловой контакт.

Единство функций, одновременность  их проявления в процессе общения  активизирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы собеседников, превращает общение в событие  личной (а может быть, и не только личной) жизни людей. Не случайно так плодотворны диалогические формы общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности (“мозговой штурм”, например), в искусстве (театр), политике (дискуссия, дебаты).

Результаты общения не принадлежат только одному из собеседников - в них концентрируются взаимообусловленные побуждения участников диалога:

  • сформировать общее сознание, включить его в индивидуальные сознания каждого из партнеров беседы;
  • изменить поведение в соответствии с изменившимся сознанием;
  • научиться по-новому реагировать на новые обстоятельства;
  • усвоить новую информацию, новые знания и на этой основе выработать соответствующие качества характера, новые приемы общения, межличностных отношений.

Средства личного общения соединяют людей в процессе непосредственного обмена мнениями, идеями, различного рода текущей информацией. Здесь на ход беседы влияют такие очевидные факторы, как эмоциональное состояние собеседников, обстановка (интерьер) общения, активное участие каждой стороны в диалоге.

Межличностное общение  протекает в диалогической форме  путем поочередного высказывания суждений, сообщений, оценок и т. д. В неофициальной  обстановке эта форма общения  носит эмоциональный характер, служит поддержанию дружеских отношений, выработке единых взглядов и укреплению взаимопонимания. В рамках служебных отношений межличностное общение выступает средством реализации управленческо-распорядительских отношений (начальник - подчиненный, руководитель отдела - служащий, шеф - чиновник, строевой командир - адъютант и т. д.). Этот тип межличностных отношений регулируется специальными правилами и нормативными актами (например, знаменитая Табель о рангах, введенная Петром 1 в 1722 году).

Информация о работе Невербальные средства коммуникации