Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:48, автореферат
Актуальность исследования. Информационное общество XXI в. предоставляет огромные технические возможности коммуникации и объединения любой профессиональной сферы деятельности в единое целое. Переходный период для библиотек – определение организационно-правовых форм, усиление конкурентной среды и другие жизненно-важные вопросы - побуждают библиотечное сообщество совместно искать варианты оптимального выбора.
Библиотечное сообщество – это центр общественной активности в библиотеке, в системе библиотек, затем в местных сообществах и далее в масштабах региона. Библиотеки активизируют человеческий потенциал библиотечного дела и, объединившись, могут решать важные для библиотечного дела задачи.
- профессия как жизненное самоопределение личности, способ самоактуализации, источник самоуважения и путь к желаемому социальному статусу поддерживается профессиональным сообществом;
- существуют деловые потребности в профессиональной сетевой коммуникации библиотекарей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий доступа и мировым информационным ресурсом, которые позволяют нейтрализовать такие недостатки существующего коммуникационного пространства, как его дискретность, замкнутость, иерархизированность;
- осознана потребность в профессиональном самосовершенствовании библиотечно-информационных специалистов, что ведет к практико-ориентированному процессу сетевого взаимодействия библиотечно-информационных специалистов.
Целью исследования является изучение влияния организационно-сетевых аспектов коммуникации как условия формирования профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов региона.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику и уровень развития профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов, условия его формирования в масштабе региона.
2. Создать классификацию профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов в условиях сетевых коммуникаций с целью выявления наиболее актуальных и эффективных форм взаимодействия субъектов профессионального библиотечного сообщества, противоречия их формирования и развития.
3. Определить основания готовности специалистов к профессиональному взаимодействию в сетевых сообществах в различных регионах.
4. Проанализировать активность использования виртуальных форм коммуникации субъектов профессионального библиотечного сообщества.
5. Выявить условия формирования и развития профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов региона с использованием организационно-сетевых коммуникаций.
Методологической базой исследования являются:
- концептуальные подходы: к изучению формирования профессиональных библиотечных сообществ, разработанные российскими библиотековедами (С.А. Мамаевой, Т.И. Заславской, А.С. Некрашевич и др.),и методологическим основам формирования профессионального библиотечного объединения в условиях современных мобильных технологий доступа (Я.Л. Шрайберг, Д.А. Губанов, А.В. Назарчук и др.);
- рассмотрение ряда аспектов, в том числе специфики организационного и функционального развития, продиктовало необходимость использования системного (системно-компонентного и системно-функционального) подхода, при изучении места и роли профессионального библиотечного сообщества в библиотечном деле региона;
- принципы политической,
культурной и социальной
- применяется
компаративистский подход, позволяющий
выявить существенные
Методы исследования. Основными методами исследования стали теоретический анализ философской, социологической, библиотековедческой профессиональной литературы по исследуемой проблеме; теоретическое и практическое моделирование процесса становления профессионального библиотечного сообщества; анализ условий становления профессиональных сообществ; анализ библиотечных блогов; метод экспертных оценок (анкетный опрос). Практическая часть исследования реализована на основе метода моделирования. Привлекались результаты исследований «Библиотекари в блогах и социальных сетях», проведенное в 2011г. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки; «Перепись библиотечных блогов – 2012», проведенное МБОУ «СОШ №55» г. Новоуральска.
Основная эмпирическая база исследования – библиотеки Чувашской Республики и Республики Татарстан.
Научная новизна исследования
1. Уточнен понятийно-терминологический аппарат в аспекте профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов, в том числе возникающих в виртуальном пространстве, включая рабочее определение «профессиональное сообщество библиотечно-информационных специалистов» и «сетевая коммуникация специалистов».
2. Теоретически обоснован дифференцированный подход к оценке видов профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов и их иерархии.
3. Выявлены условия формирования профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов региона с использованием сетевых коммуникаций.
4. Установлена зависимость уровня профессиональной идентификации специалистов региона, активность организационно-сетевых коммуникаций и степень консолидации сообщества библиотечно-информационных специалистов региона.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен комплексный анализ исторического опыта и современного состояния общественно-профессионального движения библиотечного сообщества региона как составной части всего библиотечного сообщества России, определены перспективы развития библиотечного сообщества региона с использованием сетевых принципов.
Теоретическая значимость диссертационной работы подтверждается некоторым расширением проблемного поля библиотековедения, пополнением его понятийного аппарата.
Применение теоретических моделей и концепций других наук (социологии организаций, социологии общественных движений, социологии профессий, педагогики, психологии) в комплексном изучении объекта исследования привело к методологическому развитию такого раздела библиотековедения, как управление библиотечным делом – библиотечный менеджмент.
Практическая значимость исследования
Сформулированные в
Проведена классификация
профессиональных сообществ библиотечно-
Установлены закономерности структурного и функционального развития профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов региона. Рекомендации исследования могут быть полезны при решении вопроса оптимизации взаимоотношений библиотечного сообщества как внутри себя, так и с другими социальными партнерами.
Положения и выводы диссертации могут оказать практическую помощь органам управления библиотечного сообщества в обеспечении эффективности их деятельности.
Материалы исследования могут стать основой при подготовке курсов и спецкурсов по библиотечной тематике, при написании методических пособий и рекомендаций по проблематике общественно-профессиональных движений в библиотечном деле.
Достоверность результатов диссертационного исследования определяется использованием научных публикаций по теме исследования, применением современных общенаучных и специальных методов для сбора и обработки данных, аргументированностью научных положений и выводов, представлением основных результатов исследования в научных работах и на научных конференциях различного уровня.
Соответствие диссертации области исследования специальности.
В соответствии с формулой специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), включающей исследования и разработки в области теории, методики и организации библиотечной деятельности, а также в области исследования библиотек как профессионального библиотечного сообщества, представленная диссертационная работа является теоретическим и практическим исследованием реализации профессионального библиотечного сообщества в контексте современных мобильных технологий доступа.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Полученные результаты соответствуют паспорту специальности по 5 пункту в части «Организация и государственная политика в области библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книгораспространительской деятельности <…> Изучение опыта этих видов деятельности за рубежом и международное сотрудничество в этой области.», а также по пункту 8 в части «Разработка технического и технологического обеспечения библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книгораспространительной деятельности <…> Проблемы использования электронных сетей, электронная доставка документов».
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение трех лет (2011-2013гг.) и включало три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2011-2012гг.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определялись основные направления дальнейшей работы, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (2012-2013гг.) – разработка анкет и проведение социологического опроса среди библиотекарей Чувашской Республики и Республики Татарстан по вопросам информированности специалистов о профессиональных библиотечных сообществах, их членства в профессиональных сообществах мнения о перспективах развития библиотечного дела в контексте профессиональных добровольных объединений.
На третьем этапе (2013г.) – формирование и апробирование основных результатов практического исследования, осуществлялся анализ и обобщение накопленного материала, его обработка, анализировались результаты анкетирования, готовилось литературное оформление диссертации и публикация статей по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональное библиотечное сообщество - это объединение специалистов одной профессиональной области, уровень развития которого определяется: степенью опосредования межличностных отношений в группе, содержанием совместной деятельности; общей значимостью совместной деятельности; нравственной направленностью группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; организационным единством группы; групповой подготовленностью к той или иной сфере деятельности; психологическим единством - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного общения и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
2. Классификация профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов в условиях сетевых коммуникаций характеризуется разнообразием по интересам участников (сообщества библиотек, сообщества библиотечно-информационных специалистов, сообщества читателей конкретного информационного ресурса и т.п.), по структуре (традиционные и интернет-сообщества), по каналам коммуникации (блоги, форумы, сетевые сообщества, порталы и др.), по совокупности правил и процедур принятия высказываний (конференции, семинары, комментарии и др.), в библиотечном сообществе ключевую коммуникативную роль играют социальные сети, блоги, порталы. В отличие от традиционных социальных структур коммуникативные сети способны воспринимать и самостоятельно создавать новые коммуникативные конфигурации, недоступные для традиционных институтов.
3. Наблюдаемые противоречия проявляются в том, что численно преобладают коллективные библиотечные блоги, а более активное общение библиотечно-информационных специалистов проходит в индивидуальных библиотечных блогах, разработчиками которых являются отдельные авторы, размещающие информацию (личного или коллективного характера) в блоге на свое усмотрение. Но индивидуальные авторские блоги – более нестойкие по продолжительности существования, из 15 сформированных через год остается лишь три действующих.
4. Основаниями готовности библиотечно-информационных специалистов к профессиональному взаимодействию в сетевых сообществах являются направленность на профессию, желание многовариантного профессионального самосовершенствования, подкрепляемые коммуникационными возможностями сетевых сообществ в реализации профессиональных целей библиотечного дела региона.
5. Становление профессионального сообщества возможно под влиянием как внешних (стремление к совместной деятельности, общие ценности, защита своих интересов и др.), так и внутренних условий (идентификация себя по профессиональной принадлежности с представителями сообщества). Критериями результативности становления профессионального сообщества являются:
- повышение
востребованности услуг
- повышение
профессионального мастерства
- рост влияния
системы сопровождения на
- развитие партнерских отношений между библиотечным сообществом и государством на условиях взаимных договорных обязательств с постепенным переходом к законодательному оформлению.