Организационно - сетевые аспекты коммуникации как условие формирования профессионального сообщества библиотечно - информационных специа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:48, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Информационное общество XXI в. предоставляет огромные технические возможности коммуникации и объединения любой профессиональной сферы деятельности в единое целое. Переходный период для библиотек – определение организационно-правовых форм, усиление конкурентной среды и другие жизненно-важные вопросы - побуждают библиотечное сообщество совместно искать варианты оптимального выбора.
Библиотечное сообщество – это центр общественной активности в библиотеке, в системе библиотек, затем в местных сообществах и далее в масштабах региона. Библиотеки активизируют человеческий потенциал библиотечного дела и, объединившись, могут решать важные для библиотечного дела задачи.

Файлы: 1 файл

Autoreferat_MaslovaUV.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

- профессия  как жизненное самоопределение  личности, способ самоактуализации, источник самоуважения и путь к желаемому социальному статусу поддерживается профессиональным сообществом;

- существуют деловые потребности в профессиональной сетевой коммуникации библиотекарей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий доступа и мировым информационным ресурсом, которые позволяют нейтрализовать такие недостатки существующего коммуникационного пространства, как его дискретность, замкнутость, иерархизированность;

- осознана потребность в профессиональном самосовершенствовании библиотечно-информационных специалистов, что ведет к практико-ориентированному процессу сетевого взаимодействия библиотечно-информационных специалистов.

Целью исследования является изучение влияния организационно-сетевых аспектов коммуникации как условия формирования профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов региона.

Задачи  исследования:

1. Выявить специфику и уровень развития профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов, условия его формирования в масштабе региона.

2. Создать классификацию профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов в условиях сетевых коммуникаций с целью выявления наиболее актуальных и эффективных форм взаимодействия субъектов профессионального библиотечного сообщества, противоречия их формирования и развития.

3. Определить основания готовности специалистов к профессиональному взаимодействию в сетевых сообществах в различных регионах.

4. Проанализировать активность использования виртуальных форм коммуникации субъектов профессионального библиотечного сообщества.

5. Выявить условия формирования и развития профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов региона  с использованием организационно-сетевых коммуникаций.

 Методологической базой исследования являются:

- концептуальные подходы: к изучению формирования профессиональных библиотечных сообществ, разработанные российскими библиотековедами (С.А. Мамаевой, Т.И. Заславской, А.С. Некрашевич и др.),и методологическим основам формирования профессионального библиотечного объединения в условиях современных мобильных технологий доступа (Я.Л. Шрайберг, Д.А. Губанов, А.В. Назарчук и др.);

- рассмотрение ряда аспектов, в том числе специфики организационного и функционального развития, продиктовало необходимость использования системного (системно-компонентного и системно-функционального) подхода, при изучении места и роли профессионального библиотечного сообщества в библиотечном деле региона;

- принципы политической, культурной и социальной детерминированности. Исследование строится на основе принципа всестороннего комплексного рассмотрения объекта, т.е. имеет черты монографического исследования;

- применяется  компаративистский подход, позволяющий  выявить существенные отличительные  признаки исследуемых явлений  и проблем, рассмотреть их соотношение друг с другом, выявить черты сходства и различия.

Методы исследования. Основными методами исследования стали теоретический анализ философской, социологической, библиотековедческой профессиональной литературы по исследуемой проблеме; теоретическое и практическое моделирование процесса становления профессионального библиотечного сообщества; анализ условий становления профессиональных сообществ; анализ библиотечных блогов; метод экспертных оценок (анкетный опрос). Практическая часть исследования реализована на основе метода моделирования. Привлекались результаты исследований «Библиотекари в блогах и социальных сетях», проведенное в 2011г. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки; «Перепись библиотечных блогов – 2012»,  проведенное  МБОУ «СОШ №55» г. Новоуральска.

Основная эмпирическая база исследования – библиотеки Чувашской  Республики и Республики Татарстан.

Научная новизна исследования

1. Уточнен понятийно-терминологический аппарат в аспекте профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов, в том числе возникающих в виртуальном пространстве, включая рабочее определение «профессиональное сообщество библиотечно-информационных специалистов» и «сетевая коммуникация специалистов».

2. Теоретически обоснован дифференцированный подход к оценке видов профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов и их иерархии.

3. Выявлены условия формирования профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов региона с использованием сетевых коммуникаций.

4. Установлена  зависимость уровня профессиональной идентификации специалистов региона, активность организационно-сетевых коммуникаций и степень консолидации сообщества библиотечно-информационных специалистов региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен комплексный анализ исторического опыта и современного состояния общественно-профессионального движения библиотечного сообщества региона как составной части всего библиотечного сообщества России, определены перспективы развития библиотечного сообщества региона с использованием сетевых принципов.

Теоретическая значимость диссертационной  работы  подтверждается некоторым  расширением проблемного поля библиотековедения,  пополнением его понятийного аппарата.

Применение теоретических  моделей и концепций других наук (социологии организаций, социологии общественных движений, социологии профессий, педагогики, психологии) в комплексном изучении объекта исследования привело к  методологическому развитию такого раздела библиотековедения, как управление библиотечным делом – библиотечный менеджмент.

Практическая  значимость исследования

Сформулированные в исследовании выводы и предложения могут быть использованы при определении стратегического  курса развития библиотечного сообщества региона и при выборе ориентиров, способных обеспечить эволюционное развитие профессионального библиотечного сообщества.

Проведена классификация  профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов в условиях сетевых коммуникаций:  по интересам участников, по структуре, по специфике профессиональной деятельности. Были выделены следующие виды сообществ по интересам участников: сообщества библиотек, сообщества библиотечно-информационных специалистов, сообщества читателей конкретного информационного ресурса и т.п. Определены виды сообществ согласно различиям в организационной структуре сообщества: традиционные и  виртуальные сообщества. Выявлены виды профессиональных сообществ информационных специалистов по каналам коммуникации (блоги, форумы, сетевые сообщества, сетевые сообщества, порталы и др.), по совокупности правил и процедур принятия высказываний (конференции, семинары, комментарии и др.).

Установлены закономерности структурного и функционального развития профессионального сообщества библиотечно-информационных специалистов региона. Рекомендации исследования могут быть полезны при решении вопроса оптимизации взаимоотношений библиотечного сообщества как внутри себя, так и с другими социальными партнерами.

Положения и выводы диссертации могут оказать практическую помощь органам управления библиотечного сообщества в обеспечении эффективности их деятельности.

Материалы исследования могут  стать основой при подготовке курсов и спецкурсов по библиотечной тематике, при написании методических пособий и рекомендаций по проблематике общественно-профессиональных движений в библиотечном деле.

Достоверность результатов диссертационного исследования определяется использованием научных публикаций по теме исследования, применением современных общенаучных и специальных методов для сбора и обработки данных, аргументированностью научных положений и выводов, представлением основных результатов исследования в научных работах и на научных конференциях различного уровня.

Соответствие  диссертации области исследования специальности.

В соответствии с формулой специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), включающей исследования и разработки в области теории, методики и организации библиотечной деятельности, а также в области исследования библиотек как профессионального библиотечного сообщества, представленная диссертационная работа является теоретическим и практическим исследованием реализации профессионального библиотечного сообщества в контексте современных мобильных технологий доступа.

Соответствие  диссертации паспорту научной специальности.

Полученные  результаты соответствуют паспорту специальности по 5 пункту в части «Организация и государственная политика в области библиотечной, библиографической, книгоиздательской и книгораспространительской деятельности <…> Изучение опыта этих видов деятельности за рубежом и международное сотрудничество в этой области.», а также по пункту 8 в части «Разработка технического и технологического обеспечения библиотечной,  библиографической,  книгоиздательской  и  книгораспространительной  деятельности  <…>  Проблемы  использования  электронных сетей,  электронная  доставка  документов».

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение трех лет (2011-2013гг.) и включало три взаимосвязанных этапа.

На  первом этапе (2011-2012гг.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определялись основные направления дальнейшей работы, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

На  втором этапе (2012-2013гг.) – разработка анкет и проведение социологического опроса среди библиотекарей Чувашской Республики и Республики Татарстан по вопросам информированности специалистов о профессиональных библиотечных сообществах, их членства в профессиональных сообществах мнения о перспективах развития библиотечного дела в контексте профессиональных добровольных объединений.

На  третьем этапе (2013г.) – формирование и апробирование основных результатов практического исследования, осуществлялся анализ и обобщение накопленного материала, его обработка, анализировались результаты анкетирования, готовилось литературное оформление диссертации и публикация статей по теме исследования.

На  защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональное библиотечное сообщество - это объединение специалистов одной профессиональной области, уровень развития которого определяется: степенью опосредования межличностных отношений в группе, содержанием совместной деятельности; общей значимостью совместной деятельности; нравственной направленностью группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; организационным единством группы; групповой подготовленностью к той или иной сфере деятельности; психологическим единством - интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного общения и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

2. Классификация профессиональных сообществ библиотечно-информационных специалистов в условиях сетевых коммуникаций характеризуется разнообразием по интересам участников (сообщества библиотек, сообщества библиотечно-информационных специалистов, сообщества читателей конкретного информационного ресурса и т.п.), по структуре (традиционные и интернет-сообщества), по каналам коммуникации (блоги, форумы, сетевые сообщества, порталы и др.), по совокупности правил и процедур принятия высказываний (конференции, семинары, комментарии и др.), в библиотечном сообществе ключевую коммуникативную роль играют социальные сети, блоги, порталы. В отличие от традиционных социальных структур коммуникативные сети способны воспринимать и самостоятельно создавать новые коммуникативные конфигурации, недоступные для традиционных институтов.

3. Наблюдаемые противоречия проявляются в том, что численно преобладают коллективные библиотечные блоги, а более активное общение библиотечно-информационных специалистов проходит в индивидуальных библиотечных блогах, разработчиками которых являются отдельные авторы, размещающие информацию (личного или коллективного характера) в блоге на свое усмотрение. Но индивидуальные авторские блоги – более нестойкие по продолжительности существования, из 15 сформированных через год остается лишь три действующих.

4. Основаниями готовности библиотечно-информационных специалистов к профессиональному взаимодействию в сетевых сообществах являются  направленность на профессию, желание многовариантного профессионального самосовершенствования, подкрепляемые коммуникационными возможностями сетевых сообществ в реализации профессиональных целей библиотечного дела региона.

5. Становление профессионального сообщества возможно под влиянием как внешних (стремление к совместной деятельности, общие ценности, защита своих интересов и др.), так и внутренних условий (идентификация себя по профессиональной принадлежности с представителями сообщества). Критериями результативности становления профессионального сообщества являются:

- повышение  востребованности услуг библиотечно-информационных  специалистов;

- повышение  профессионального мастерства специалистов, обеспечивающего стабильность и  результативность профессиональной деятельности;

- рост влияния  системы сопровождения на проектирование  и реализацию программ развития библиотечного дела региона;

- развитие партнерских  отношений между библиотечным  сообществом и государством на  условиях взаимных договорных  обязательств с постепенным переходом к законодательному оформлению.

Информация о работе Организационно - сетевые аспекты коммуникации как условие формирования профессионального сообщества библиотечно - информационных специа