Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:02, доклад
Каждый бизнесмен в процессе своей профессиональной деятельности ежедневно общается с огромным количеством людей: подчиненными, партнерами, клиентами. От того, насколько грамотно будет построен деловой разговор, часто зависит возможность успешного функционирования всей фирмы.
Деловой разговор - это устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем. Деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника, что делает возможность непосредственно воздействовать на него.
Основные требования, предъявляемые к деловому разговору
Каждый бизнесмен в процессе своей профессиональной деятельности ежедневно общается с огромным количеством людей: подчиненными, партнерами, клиентами. От того, насколько грамотно будет построен деловой разговор, часто зависит возможность успешного функционирования всей фирмы.
Деловой разговор - это устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем. Деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника, что делает возможность непосредственно воздействовать на него.
Ежедневно ведя деловые разговоры друг с другом, люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал.
К деловому разговору предъявляются требования правильности,
точности, краткости и доступности речи.
Первое и непременное требование к деловому разговору — ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. Необходимость
соблюдения этого требования продиктована
тем, что большинство участников деловой
беседы, которые сами допускают речевые
погрешности, не упустят случая отметить
(если не вслух, то про себя) наиболее очевидные
ошибки в речи беседующего с ними партнера.
К тому же пока вы не будете твердо знать,
что ваша речь с точки зрения ее лексико-стилистических
норм является правильной, вам не избавиться
от ощущения неуверенности. Только полная
уверенность в этом отношении дает возможность
сосредоточиться не на словах, а на деле.
Чтобы
речь была правильной, слова следует употреблять
в строгом соответствии с их значением.
Между тем ошибки в словоупотреблении
— наиболее распространенный речевой
недостаток участников деловых разговоров.
Возьмем такой пример: «Погода СОПУТСТВОВАЛА
разгрузке платформ» (вместо «БЛАГОПРИЯТСТВОВАЛА»).
В данном случае использовано слово без
учета его семантики (раздел языкознания, изучающий значение
единиц языка). Подобные ошибки возникают в результате
стилистической небрежности говорящих,
невнимательного отношения к слову или
плохого знания языка.
Не всегда говорящие умело пользуются в своей речи антонимами. Рассмотрим следующую довольно часто звучащую в деловых разговорах фразу: «В СИЛУ СЛАБОГО контроля…». Здесь первое из слов антонимической пары, выступая в функции предлога, не должно было бы сохранить первоначальное лексическое значение, но из-за близкого соседства его антонима это значение «проявилось», и соединение несовместимых понятий стало причиной нелогичности высказывания.
В отдельных случаях совершенно исказить мысль может пропуск слов: «Для ускорения погрузки товара нужно объединить все портовые службы» (надо: объединить УСИЛИЯ всех портовых служб).
Очень часто в деловом разговоре наблюдается смешение паронимов (т. е. слов, имеющих сходство в звучании, но различающихся по значению), что приводит к грубым лексическим ошибкам. Чаще всего это вызывает нарушение лексической сочетаемости, например, красивая и ПРАКТИЧЕСКАЯ одежда (надо: практичная).
Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать лексическую сочетаемость слов, т.е. их способность соединяться друг с другом. Нельзя просторечные слова соединять с книжными или сочетать высокие, торжественные обороты с обычными, нейтральными, например: «После этого он стал ПОБОРНИКОМ экономии на каждой операции» (можно было бы сказать проще: «Он предложил экономить на каждой операции»).
Очень важно не только правильно выбирать слова, но и строить из них предложения. Между тем в деловых разговорах очень часто не обращают внимания на правильность построения высказываний.
Нередко встречается неправильный выбор предлога или неуместное его использование, например: «Дирекция указала О ТОМ, что…» (надо: указала НА ТО, что…). «Фирма-поставщик настаивает О ТОМ, чтобы…» (надо: настаивает НА ТОМ, чтобы…).
При пользовании причастными оборотами следует учитывать присущие им грамматические особенности, чтобы предупредить возможные нарушения литературной нормы.
В деловом разговоре используются различные типы сложных предложений. Но при этом говорящие не всегда соблюдают нормы их построения. Например, предложение «Расходимость товара повышается лишь тогда, ЕСЛИ активно ведется его реклама» говорит о неправильном употреблении союза (вместо «если» нужен союз «КОГДА»).
ТОЧНОСТЬ И ЯСНОСТЬ РЕЧИ - важнейшее требование к любому деловому разговору. Под точностью деловой речи понимается соответствие высказываний мыслям говорящего. Чтобы речь делового человека была точной, нужно употреблять слова в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены. Точность и ясность высказываний взаимосвязаны. Точность придает им ясность, а ясность высказываний вытекает из их точности.
Между тем в деловом разговоре не всегда добиваются точности словоупотребления. Дурная привычка щеголять мудреной книжной лексикой мешает говорить просто и понятно. Особенно вредит ясности и точности высказываний злоупотребление иностранными словами. Часто этому сопутствует и элементарное незнание смысла слова.
В деловой речи часто встречаются слова, не ставшие общеупотребительными, но активно используемые в деловой сфере. Это так называемые профессионализмы, которые служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, получаемой продукции и т.д. Например, в производстве и эксплуатации автомобильной техники бытуют профессионализмы БАРАНКА — рулевое колесо, КОРЗИНКА — механизм сцепления.
Использование специальной лексики для людей одной профессии является средством точного и лаконичного выражения мысли. Однако информационная ценность профессионализмов утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист. Поэтому использование профессионализмов в речи бизнесменов нежелательно, и его следует отнести к недостаткам словоупотребления.
Следует сказать о таком языковом явлении как слова – паразиты. Они делают речь водянистой, отбирают у нее силу и эмоциональность. Как правило, эти слова доказывают: вы не уверены в том, что говорите. Однако многие так привыкли к ним, что заполняют ими все паузы в речи.
Паузы между предложениями, группами слов, выражающими законченную мысль, должны быть. Нет необходимости заполнять их чем-либо. Кроме того, непрерывно произнося какие-либо звуки, вы лишаете себя тех ничем не занятых мгновений, во время которых можно спокойно подумать о том, что сказать собеседнику.
Некоторая доля ошибок, связанных с неточностью речи, возникает от того, что многие отечественные бизнесмены не имеют должного образования и слабо разбираются в специальной терминологии. Поэтому они часто заменяют непонятное им слово знакомым или близким по звучанию. Так, некоторые слово «движитель» заменяют на «двигатель», «остойчивость судна» — на «устойчивость судна», «реф-люкс» — на «рефлекс», «уайт-спирит» — на «спирт», «цилиндровый» — на «цилиндрический» и т. д.
КРАТКОСТЬ — важнейшее требование к любой форме деловой речи,. Говорящий не должен злоупотреблять временем и терпением слушателя. Он должен избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из деловой речи.
Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов, которые свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают также на нечеткость, неопределенность представлений говорящего о предмете речи, что часто идет в ущерб информативности, затемняя главную мысль высказывания.
Речевая избыточность может принимать форму ПЛЕОНАЗМА, под которым понимается одновременное употребление близких по смыслу и потому лишних слов (предчувствовать заранее, темный мрак, главная суть, повседневная обыденность, ценное сокровище и т.п.). Часто плеоназмы рождаются при соединении синонимов (долгий и продолжительный; смелый и мужественный; только лишь; однако тем не менее). Разновидностью плеоназма является ТАВТОЛОГИЯ, то есть повторение того же самого другими словами. Повседневные разговоры деловых людей буквально переполнены повторениями одинаковых или близких по значению слов, например: «в августе МЕСЯЦЕ», «СХЕМАТИЧЕСКИЙ план», «пять ЧЕЛОВЕК шахтеров», «семь ШТУК трансформаторов» и т. п.
К речевой избыточности деловой речи следует отнести и употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Зачем, например, говорить «ничего экстраординарного», когда можно сказать «ничего особенного».
Известно, что «каждый слышит то, что понимает». Поэтому следует максимально заботиться о ДОСТУПНОСТИ речи, особенно в процессе делового разговора, когда требуется излагать свои мысли как можно проще и доходчивее.
Для того чтобы добиться этой цели, известный американский ученый П. Сопер в своей книге «Основы искусства речи» рекомендует использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры. Начнем с определений.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ нужны для слов, значения которых собеседники не знают, и для терминов, употребляемых говорящим в особом смысле. Обычно самый выразительный способ дать определение какого-нибудь понятия заключается в том, что вы скажете: «Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду» — и затем изложите конкретный случай, который типичен для этого понятия.
Очень важны в речи СРАВНЕНИЯ. Умственный процесс сравнения — существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем понять ее. Сравнения служат одной цели — сделать более ясными и убедительными те высказанные мысли, к которым они имеют непосредственное отношение.
ПРИМЕР — наиболее эффективный и доходчивый прием речи. При его помощи удается как бы приблизить предмет к слушателю. Существенное качество примера — конкретность. Краткие примеры незаменимы, когда приходится в условиях ограниченного времени пояснять многочисленные подробности. Большое впечатление производит фактический пример. У слушателя обычно возникает интерес уже при словах: «А теперь позвольте рассказать вам об одном случае, действительно имевшем место…».
В заключении, я хотела бы сказать, что очень сложно научиться говорить правильно за короткие сроки. К счастью, сейчас есть масса ораторских курсов, на которых можно получить необходимые навыки. Но и самообучение дает неплохие результаты. Просто нужно работать над собой регулярно и постоянно практиковаться. Только тогда можно будет поражать партнеров по бизнесу грамотной речью, лишенной малейших недочетов.
Информация о работе Основные требования, предъявляемые к деловому разговору