Основы библиотечно-информационного дела. Справочно-правовые системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Значение справочно-правовых систем для современного гражданского общества трудно переоценить. В настоящее время в нашей стране вокруг правовой информации сложилась целая индустрия. Одним из направлений деятельности в этой сфере стало создание компьютерных справочных правовых систем.

Содержание работы

1.2. Распространение правовой информации 6
2.1. КонсультантПлюс 8
2.2. Гарант 10
2.3. Кодекс 11
3. Состав и Содержание справочного фонда 12
4. ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ. 14
4.1. Специальные энциклопедические издания 15
4.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СПРАВОЧНИКОВ 17
4.5. Виды словарей: 18
5. Методика поиска фактографический информации. 19
Вывод 22

Файлы: 1 файл

ОБИД. Реферат. Харченко К.И. Б1108мрт.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где  действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги. Так, на российском рынке СПС в настоящее время есть три основных игрока — компании «Консультант Плюс» и «Гарант», а также консорциум «Кодекс» из Санкт-Петербурга. Они являются разработчиками одноименных СПС, о которых мы далее расскажем более подробно.

2.1. КонсультантПлюс

Компания "КонсультантПлюс", образованная в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс - самой распространенной СПС (по исследованию ВЦИОМ 2010 г.). Система КонсультантПлюс содержит свыше 6 800 000 документов.

Общероссийская Сеть распространения  правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны.

Вся информация в системе КонсультантПлюс  достоверна и надежна: нормативные  акты поступают из официальных источников (федеральных и региональных органов  власти и управления) на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве. Кроме того, налажены тесные связи непосредственно со специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также с независимыми экспертами-профессионалами, которые специально для СПС готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.

Одним из преимуществ СПС КонсультантПлюс  ее разработчики считают простой  поиск документов. Все документы  в системе образуют единый информационный массив с четкой структурой: документы  включаются в информационные банки, которые образуют тематические разделы («Законодательство», «Судебная практика» и т.д.). В системе реализован сквозной поиск в едином информационном массиве (используются общие поля для поиска, например тематика, дата, номер документа и др.) и локальный поиск в разделах (по специальным полям для поиска).

Карточка поиска системы позволяет  искать информацию по реквизитам документов (вид документа, принявший орган, дата принятия, номер документа, дата регистрации в Минюсте, название документа). Также поиск можно  проводить по тематике, по любым словам и словосочетаниям из текста документа.Осенью текущего года, по словам разработчиков, планируется внедрить в СПС новые возможности, которые позволят в десятки раз ускорить поиск документов по любым фразам из их названия и текста.

Быстро находить основные документы по интересующей пользователя проблеме помогает правовой навигатор — средство интеллектуального поиска документов. Правовой навигатор состоит из двух столбцов: в правом расположены ключевые понятия, а в левом — группы, которые объединяют близкие ключевые понятия. Пользователь отмечает галочкой необходимые понятия, и система строит список документов по этому вопросу. Правовой навигатор эффективно дополняет возможности карточки поиска.

Начиная с 1997 года с выходом новых  версий Microsoft Windows все программные продукты КонсультантПлюс сертифицируются на совместимость с ними. Система КонсультантПлюс — единственная на российском рынке СПС, которая получила логотипы на совместимость со всеми версиями ОС Microsoft (Windows 95/98/Mе/2000/XP). Наличие логотипов указывает, что система:

• корректно и стабильно работает в среде Microsoft Windows;

• оптимально подходит для работы как на отдельном компьютере, так  и в сети;

• обеспечивает эффективное взаимодействие с различными приложениями Microsoft Windows и др.

Все пользователи КонсультантПлюс  получают постоянную сервисную поддержку. Комплекс сервисных услуг КонсультантПлюс  включает:

• установку и настройку систем;

• оперативное обновление информации;

• информирование о новостях законодательства, о новых продуктах и услугах компании «Консультант Плюс»;

• техническую поддержку;

• обучение работе с системами;

• консультирование по вопросам работы с системами;

• горячую линию информационно-технической  поддержки;

• поиск документов по индивидуальным заказам;

• замену программных версий систем.

Общероссийская сеть распространения  правовой информации КонсультантПлюс  — крупнейшая сервисная сеть, работающая на отечественном рынке информационно-правовых услуг. В настоящее время сеть КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах России, и более чем из 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

2.2. Гарант

Справочная правовая система «Гарант» содержит более 1 млн. 200 тыс. документов и комментариев к нормативным актам. Здесь представлены различные типы правовой информации: федеральное законодательство, правовые блоки по законодательству субъектов Российской Федерации (законодательство 79 регионов РФ), международные договоры, комментарии, проекты законов, судебная и арбитражная практика, а также бизнес-справки, налоговый календарь, формы бухгалтерской и статистической отчетности, таблицы и схемы по вопросам законодательства, материалы из популярной бухгалтерской прессы (рис. 3).

Современный интерфейс — новый интерфейс системы «Гарант» создан в стиле современных офисных приложений (в частности, MS Office) и предоставляет пользователю возможность работать в привычной среде и применять знакомые методы и правила работы.

 «Машина времени» — это  возможность поиска текстов документов, действовавших в тот или иной период. С помощью «машины времени» специалист может быстро получить ранее применявшиеся нормативные акты. При работе с документом в режиме включенной «машины времени» все окружение документа также перестраивается на заданную пользователем дату. Ссылки на другие документы из текста данного акта ведут на редакции документов, которые удовлетворяют условиям «машины времени».

Система «Гарант» поставляется в локальной  и сетевой версиях и работает под управлением операционной системы Windows.

Сервисная поддержка пользователей  системы «Гарант» включает:

• формирование индивидуального информационно-правового  комплекта для каждого пользователя. Сегодня разработаны специальные  предложения для бухгалтеров, юристов, руководителей, а также для строительных, фармацевтических и медицинских организаций;

• регулярное обновление информации;

• поиск редких документов по индивидуальным запросам пользователей;

• горячая линия поддержки —  консультации и разъяснения специалистов по работе с системой «Гарант»;

• ежедневные и еженедельные бесплатные мониторинги законодательства.

Партнерская сеть компании «Гарант» включает более 250 компаний по всей России.

2.3. Кодекс

Системы «Кодекс» разработаны информационно-правовым консорциумом «Кодекс» (Санкт-Петербург). В настоящее время в банке документов «Кодекс» содержится более 1 млн. документов. Среди разработок консорциума «Кодекс»:

    • профессиональные юридические системы, содержащие документы федерального и регионального законодательства, судебную практику, образцы правовых и деловых документов, формы отчетности, справочные материалы, консультации, комментарии и другие материалы, необходимые для работы любому профессионалу, — «Законодательство России», «Региональное законодательство», «Международное право», «Бухгалтерский учет и налогообложение организаций» и др.;
    • специализированные справочные системы, включающие действующие на территории России нормы, правила и стандарты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д.), — «Стройэксперт-Кодекс», «Эксперт: ТЭК», «Нормы, правила, стандарты России» и др.;
    • технологии работы с документами и информацией: корпоративные системы электронного документооборота и делопроизводства, системы информационной поддержки законотворческой деятельности, автоматизированные системы судопроизводства и др. — «Кодекс: Документооборот», «Кодекс: Судопроизводство», «Кодекс: Законопроект» и др.

В состав профессиональных юридических  систем «Кодекс» входят универсальные  и специализированные разделы, содержащие документы международного права, России и СССР, выпущенные высшими органами государственной власти и управления, а также разделы с законодательством субъектов Российской Федерации (рис. 5). В универсальные разделы включаются документы, относящиеся ко всем отраслям права. Специализированные разделы содержат полный комплект документов и сопроводительную аналитическую информацию по определенной тематике. Пользователи в дополнение к универсальным или специализированным разделам могут установить справочные и консультационные разделы.

Основные возможности систем «Кодекс»:

1. Единое информационное пространство  является главенствующим принципом,  который объединяет весь спектр  информационно-правовых и программных  продуктов, выпускаемых под маркой  «Кодекс». Модульность систем «Кодекс»  дает пользователю возможность подключать любое количество различных баз данных — от «Законодательства России» до «Судебной практики арбитражных судов округов» — и работать с ними так же, как он работает с одной системой. При этом пользователь может свободно, обращаться от нормативно-правового акта к документам судебной практики, освещающим отдельные статьи или положения данного акта. Кроме того, все необходимые документы в «Кодексе» можно сохранить в одну или несколько папок пользователя. При этом каждый сохраненный документ будет отсортирован по соответствующим ярлыкам («Документы», «Типовые формы», «Материалы»).

2. Поисковые сервисы — в «Кодексе»  существует несколько видов поиска:

• поиск по ситуации;

• интеллектуальный поиск 

• атрибутный поиск 

• интегрированные поисковые сервисы

Кроме того, и программный комплекс «Кодекс» имеет другие возможности: позволяет сортировать и фильтровать  полученные в результате поиска списки документов, устанавливать в тексте документов закладки и хранить документы  в специально создаваемых пользовательских папках, переносить документы в Microsoft Word или в Excel и т.д.

В комплекс сервисных услуг входят установка и обновление систем, консультирование пользователей по работе с системой, экспресс-обучение пользователей, горячая линия. Поставка систем производится в локальной и сетевой версиях.

Сегодня консорциум объединяет более 220 компаний, занимающихся разработкой  и распространением информационных и программных продуктов под  торговой маркой «Кодекс». Ведущие  предприятия консорциума сосредоточены в Санкт-Петербурге.

3. Состав и Содержание справочного фонда

Согласно ГОСТ 7.26-80 «Библиотечное  дело. Основные термины и определения» справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

В то же время в органах НТИ  и во многих научно-технических библиотеках  получил распространение и официальное признание другой термин: справочно-поисковый аппарат (СПА). В ГОСТ 7.27-80 «Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения» СПА определен как «совокупность упорядоченных массивов вторичных документов, предназначенная для поиска научно-технической информации».

Таким образом, в официальных определениях СБА и СПА выделены разные функции: в первом случае - пропагандистско-педагогическая (оценочная), во втором - поисковая. В  этом - ограниченность обоих определений. Для того чтобы они были более точными, их содержание следует объединить в одном определении.

Поэтому в целях достижения необходимого терминологического единообразия эти  термины, вероятно, будут заменены другим, более точным единым термином. На такую  роль может претендовать, например, термин «справочный аппарат библиотеки» или органа НТИ. Его главные достоинства - простота, отсутствие излишней детализации. Вместе с тем суть обозначаемого объекта в самой общей форме отражена в нем достаточно ясно.

В самом общем смысле СБА библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями.

СБА любой библиотеки состоит из двух основных частей: справочно-библиографического фонда (СБФ) и системы каталогов  и картотек.

В составе СБА обычно выделяют:

    • фонд справочных изданий; фактографические поисковые системы;
    • каталоги;
    • библиографические издания и картотеки (базы данных); архив выполненных справок;
    • единый алфавитно-предметный указатель или ключ к СБА.

Такой состав СБА - результат его  длительного исторического развития. Первоначально в него входили  каталоги, раскрывающие состав и содержание документального фонда библиотеки. Затем в СБА стали включаться различные справочные издания, библиографические пособия, в том числе создаваемые в библиотеке, библиографические картотеки, а также копии наиболее значительных, ранее выполненных письменных библиографических справок, как в данной, так и в других библиотеках.

Информация о работе Основы библиотечно-информационного дела. Справочно-правовые системы России