Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:26, отчет по практике
Сегодня уже ни для кого не является спорным тот факт, что наше государство вступило в эру постиндустриального развития и построения информационного общества, где основной производительной и движущей силой прогресса становятся знания, информация, методы её получения, обработки, хранения и передачи.
Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется: нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т.д.
Введение
Характеристика и проекты компании
1.1 О компании
1.2 Ключевые проекты в нашем регионе
1.3 Перспективные проекты для Ульяновского региона
Региональная система межведомственного электронного взаимодействия
2.1 Описание РСМЭВ
2.2 Место РСЭМВ в Электронном Правительстве
2.3 Анализ проблемных мест СМЭВ и пути решения
3. Разработка предложений и рекомендаций
3.1 Анализ опроса ИТ-руководителей госучреждений региона
3.2 Реализация инфраструктурных компонентов «электронного
правительства» в концепции «частного облака» субъекта РФ
3.3 Рекомендации и эффективность перехода госсектора в «облако»
Заключение
Библиографический список
Глава 2. Региональная система межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ)
2.1 Описание РСМЭВ
РСМЭВ – это региональная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Кроме того в состав РСМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Региональная система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя РСМЭВ.
2.2 Место РСЭМВ в Электронном Правительстве
Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.
Однако, всем известно, что
автоматизация различных
2.3 Анализ проблемных мест СМЭВ и пути решения
Проблемы начинаются с тестирования сервисов, у каждого федерального органа есть своя уникальная база данных со своей уникальной архитектурой. По методическим рекомендациям госорганы создавали сервисы, которые затем выводили в продуктивный контур СМЭВ. Эти сервисы должны были раздавать сведения, находящиеся в их базах. Чтобы потребитель мог приступить к взаимодействию, он должен был реализовать для себя адаптер и с его помощью попробовать обратиться к сервису. По такой логике возникала необходимость при разработке каждого адаптера проводить тестирование каждого сервиса. При этом в тестировании должен принимать участие и федеральный орган, который вывел сервис, и регион, который через адаптер хочет к этому сервису обратиться. Только в случае если тест проходит успешно, можно считать, что две конкретные системы - федерального органа и региона - интегрированы и могут обмениваться сведениями.
Если посчитать все тесты, которые федералы и регионы должны были провести, получится около 10 тыс. При этом если федеральный орган произвел доработку своей информационной системы и внес изменение в сервис, это автоматически приводит к необходимости тестировать заново все адаптеры. Кроме того, нет никакой гарантии, что тест будет успешно пройден с первого раза. В результате, «бутылочным горлышком» в этом процессе становится федеральный орган, который не может обеспечить постоянное тестирование с каждым регионом. Аналогичная проблема возникает и в ситуации, когда регионы являются поставщиками сведений.
Было разработано типовое решение, которое позволяет запрашивать для регионов федеральные сведения и отдавать региональные сведения федералам. Такое решение тестировалось с каждым федеральным органом один раз, а затем раздавалось регионам как составная часть региональной инфраструктуры электронного правительства в готовом виде. С использованием этого решения неоптимальная практика тестирования региональных разработок перестала быть критичной.
Сейчас типовое решение раскатано на все регионы. К нему подключены все адаптеры, и регионы имеют возможность запрашивать федеральные сведения. Задача по настройке и использованию типового решения технически не является сложной. В типовом решении есть три рабочих места - администратора, руководителя и сотрудника, который готовит ответы. Решение является облачным. Настроить его администратор может за один день.
Типовое решение является временным и запасным. «Оно не является обязательным. Задачи подменить региональные системы этим решением не стоит. С его помощью необходимо было обеспечить техническую возможность межведомственного взаимодействия для исполнения закона там, где до сих пор не завершена разработка и тестирование собственных систем» [6,c.2].
Постоянным решением проблемы многократного тестирования точек интеграции должен стать автоматизированный подход. «Для того чтобы убедиться, что адаптер работает правильно, нужно в сервис направить запрос и получить ответ, а затем посмотреть, насколько он корректен, - объясняет Алексей Козырев. - Сделав эмулятор сервиса, который использует федеральный орган, и заложив в него протоколы ответов (включая протокол ответа на ошибочные запросы), мы можем исключить сам федеральный орган из тестирования вообще»[6,c.3].
Если федеральный орган решает модернизировать свою ИТ-систему и внести изменение в сервис, он сможет это сделать только после того, как внесет изменение в эмулятор. Оператор системы, таким образом, можем гарантировано контролировать версионность сервисов. Это очень важно, т.к. неконтролируемое внесение изменений в сервисы приводит к дестабилизации системы в целом.
Система автоматизированного
Кроме этого необходимо спланировать и создать библиотеку адаптеров и стандартных сервисов, которые нужны для ведомственного взаимодействия, так чтобы их могли использовать разработчики в своих системах. Фактически это означает переход от текстовых методических рекомендаций к техническим стандартам.
Еще одна проблема, заключалась в том, что система мониторинга СМЭВ даже оператору системы не позволяла определять, на чьей стороне возникала проблема. «Если сервис был недоступен, мы не знали - не работает ли СМЭВ как транспорт, не работает ли сам сервис или адаптер на стороне потребителя сведений. В результате все участники взаимодействия отрицали, что проблема на их стороне».[6,c.5]
Для того чтобы понять, работают ли федеральные сервисы, Минкомсвязи решило использовать то же типовое решение, которое было предложено регионам: «С его помощью мы отправляли контрольный запрос и получали контрольный ответ. Если запрос корректно уходил и на него приходил корректный ответ, мы ставили галочку, что сервис работает. Таким образом, мы протестировали все сведения, которые регионы хотят запрашивать, и убедились, что самые востребованные федеральные сервисы сведения отдают, а при помощи типового решения можно эти сведения запрашивать и получать ответы».[6,c.7]
Проблемы с адресацией. В России 83 региона, от каждого из которых федеральные органы власти должны получать сведения. Если на региональном уровне все сервисы одинаковые, то федералу достаточно разработать свой адаптер и забирать с этих стандартных сервисов необходимые сведения. Но система была спроектирована так, что федеральный орган не знал, в каком именно органе местного самоуправления хранится информация, которая ему нужна. Например, если гражданину для получения услуги требуется выписка из домовой книги, федеральному органу неизвестно, в каком органе местного самоуправления ведется эта домовая книга.
Для решения этой проблемы Минкомсвязи приняло решение внедрить в систему маршрутизацию по коду ОКТМО. Этот код привязан к адресу. Зная адрес гражданина, можно определить, в какой орган местного самоуправления отправлять запрос.[17,c.37]
Организационная сложность заключалась в том, что федеральные органы власти не могли начать выдавать сведения по запросам из регионов до тех пор, пока они не проведут юридическую экспертизу обоснованности запроса. Если регион своими нормативно-правовыми актами устанавливает определенный порядок оказания госуслуги, который подразумевает межведомственное взаимодействие, федеральный орган для того что бы отдать сведения должен был проверить, все ли правильно оформлено в нормативных актах региона, т.е. получить доступ к сведениям становилось отдельной проблемой. По всей России более 24 тыс. органов местного самоуправления, со своей региональной спецификой. Федеральные органы просто не справлялись с этим.
Решение данной проблемы стало, что юридическую обоснованность будут проверять сами регионы - на уровне губернатора, под его ответственность. Таким образом, если запрос совершается в соответствии с нормативными актами и авторизован с ЭЦП, федеральные сведения предоставляют сведения. Это решило проблему огромной очереди на получение доступа к федеральным сведениям.
Инфраструктура СМЭВ, представляющая собой 7 физических ЦОДов, которая является избыточной: «Когда у нас есть 7 дата-центров, к которым подключено 83 региона, федеральный сервис нужно проксировать на каждый из 83 региональных узлов. Эта процедура повторяется каждый раз, когда в сервис вносятся какие-то изменения. Это огромный объем работы, и это значительно увеличивает трудоемкость поддержки системы».[17,c.48]
Выход заключается в упрощении и переходе от фрагментированной инфраструктуры к укрупненной. Необходимы варианты оптимизации.
СМЭВ Ульяновской области представляет собой государственную информационную систему Ульяновской области, включающую информационные базы данных участников СМЭВ Ульяновской области, в том числе содержащие сведения об используемых участниками СМЭВ Ульяновской области программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через СМЭВ Ульяновской области к информационным системам, подключаемым к СМЭВ Ульяновской области, сведения об истории движения в СМЭВ Ульяновской области электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем участников СМЭВ Ульяновской области, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме в Ульяновской области.
Целью создания СМЭВ Ульяновской
области является технологическое
обеспечение межведомственного
информационного взаимодействия в
электронной форме при
СМЭВ Ульяновской области предназначена для решения следующих задач:
- обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты Ульяновской области, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и государственной информационной системы Ульяновской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ульяновской области»;
- обеспечение межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области;
- обеспечение информационного обмена в электронной форме с Единой СМЭВ.
Основными функциями СМЭВ Ульяновской области являются:
- обеспечение передачи запросов заявителей о предоставлении государственной или муниципальной услуги в Ульяновской области, поданных через Единый портал, в подключённые к СМЭВ Ульяновской области информационные системы участников СМЭВ Ульяновской области, обязанных предоставить испрашиваемые государственные или муниципальные услуги;
- обеспечение межведомственных запросов;
- обеспечение передачи в Единую СМЭВ и на Единый портал запросов заявителей о предоставлении государственной или муниципальной услуги в Ульяновской области, документов и сведений, обработанных в информационных системах участников СМЭВ Ульяновской области, а также информации о ходе выполнения запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.