Региональная социально-экономическая асимметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить причины экономической асимметрии в региональном развитии Приволжского федерального округа и выдвинуть способы ее преодоления.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
Рассмотреть сущность асимметрии развития регионов;
Изучить механизмы регионального регулирования экономики;
Рассмотреть методы оценки региональной асимметрии
Рассмотреть причины асимметричного развития регионов;
Дать общую характеристику регионов Приволжского федерального округа;
Рассмотреть основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы региональной социально-экономической асимметрии………………………………………………………………………
5
1.1.Сущность асимметрии развития регионов………………………………… 5
1.2. Механизмы регионального регулирования экономики 7
1.3. Методы оценки региональной асимметрии……………………………… 12
1.4. Причины асимметричного развития регионов…………………………… 14
Глава 2. Экономическая асимметрия развития регионов Приволжского
федерального округа: современные тенденции и перспективы……………...
16
2.1.Общая характеристика регионов Приволжского федерального округа… 16
2.2. Основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа……………………………………………………………
17
2.3.Пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Приволжского федерального округа…………………………………………..
27
Заключение ……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………………... 31

Файлы: 1 файл

курсовая региональная соц экон ассиметрия.doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на  тему:

 

Региональная социально-экономическая  асимметрия: подходы, оценки и 
методы измерения (на примере регионов Приволжского федерального округа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………

3

Глава 1.Теоретические  основы региональной социально-экономической  асимметрии………………………………………………………………………

 

5

1.1.Сущность  асимметрии развития регионов…………………………………

5

1.2. Механизмы регионального регулирования экономики

7

1.3. Методы оценки региональной асимметрии………………………………

12

1.4. Причины асимметричного развития  регионов……………………………

14

Глава 2. Экономическая асимметрия развития регионов Приволжского

федерального округа: современные тенденции и перспективы……………...

 

16

2.1.Общая  характеристика регионов Приволжского федерального округа…

16

2.2. Основные показатели  асимметрии регионов Приволжского  федерального округа……………………………………………………………

 

17

2.3.Пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Приволжского федерального округа…………………………………………..

 

27

Заключение ………………………………………………………………………

30

Список использованной литературы…………………………………………...

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики Российской Федерации все более актуальной становится регионализация экономических процессов. Значимость и актуальность разработки мер региональной политики для преодоления социально-экономической асимметрии в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.

За прошедшие годы в России неоднократно предпринимались  попытки разработки целостной программы  регионального развития, проходившие широкое экспертное и общественное обсуждение. Тем не менее, целостная системная программа, содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны до сих пор отсутствует. Сложность решения этой задачи обусловлена широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическим особенностями, так и характером накопленных проблем.

Объект исследования этой работы – социально-экономическое развитие регионов Приволжского федерального округа.

Предмет – асимметрия в экономическом развитии экономики, ее причины.

Цель – изучить  причины экономической асимметрии в региональном развитии Приволжского федерального округа и выдвинуть способы ее преодоления.

В ходе исследования были выполнены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность асимметрии развития регионов;
  2. Изучить механизмы регионального регулирования экономики;
  3. Рассмотреть методы оценки региональной асимметрии
  4. Рассмотреть причины асимметричного развития регионов;
  5. Дать общую характеристику регионов Приволжского федерального округа;
  6. Рассмотреть основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа;
  7. Разработать пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Приволжского федерального округа.

Состояние изученности проблемы. В настоящее время в России на исследовании проблем региональной экономики, обосновании путей развития регионов Российской Федерации специализируется ряд видных ученых. Различные аспекты данных вопросов рассмотрены в работах СБ. Авдашевой, А.Г.Гранберга, Н.П.Кетовой, Н.Н.Колосовского, В.В.Котилко, Н.И.Лариной, В.Н. Лексина, Т.Г.Морозовой, Г.Г.Муфтиева, Н.Н.Некрасова, Б.Б. Родомана, Н.М. Розановой, А.Н. Швецова.

  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.

Нормативно-правовой основой исследования явились Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, отраслевые нормативные акты, а также результаты исследований, проведенных лично автором.

 

Глава 1.Теоретические основы региональной социально-экономической  асимметрии

1.1.Сущность асимметрии развития регионов

Понятие «асимметрия» является малоизученным и неизвестным широкой общественности. Вместе с тем с ее проявлениями мы сталкиваемся достаточно часто в повседневной жизни: сравнивая, к примеру, цены на товары народного потребления, заработную плату, уровень жизни и безработицы. Естественно, что в силу объективных причин данные показатели отличаются, различны и факторы, приводящие к «перекосам» в социальной и экономической сферах регионов [6 c.202].

Обязательной задачей  любого государства является недопущение  особо острых кризисных социальных, экономических, экологических и иных ситуаций в отдельных регионах как повода к появлению аномально высокой региональной асимметрии, нежелательной ни в одном нормально функционирующем государстве. Следует подчеркнуть, что речь идет именно об аномалиях, поскольку асимметрия социально-экономического развития регионов как таковая – явление обычное и распространенное. В каждой стране есть относительно процветающие и, безусловно, отсталые регионы, почти в каждом городе – кварталы богатых и бедных, «хорошие» и «нехорошие» районы.

Естественная асимметрия социально-экономического развития регионов даже полезна, поскольку именно она  вносит динамизм в экономическое  и социально оправданное размещение мест приложения труда, в структуру  поселений, различную норму прибыли. Тем не менее, негативные последствия региональной асимметрии во много раз превышают позитивные моменты: различная наделенность регионов социально-экономическими, природно-климатическими и другими ресурсами способна сформировать долгосрочные источники экономической отсталости и стать угрозой целостности страны. Поэтому регулирование асимметрии социально-экономического развития регионов неизбежно [4 c.71]

Единства толкования понятия «асимметрия» и ее концептуального выражения среди авторов нет. Часто определения сводятся к простому перечислению сопутствующих явлений асимметрии – неравномерность, различие, дифференциация, диспропорция. Мы считаем приведенные понятия составными частями общего понятия «асимметрия». Противоположным процессом выступает «симметрия», при которой социально-экономическое развитие регионов происходит сбалансированными темпами.

Асимметрию в формально-логическом плане можно охарактеризовать как  отклонение (или отличие) свойств  и параметров данного объекта (объектов) от некоего «стандарта», «нормы», «нормального» или «типичного» состояния свойств и параметров для подобного рода систем [3, С. 9]. Причем сам процесс асимметрии, с нашей точки зрения, можно оценить лишь в динамике соответствующих показателей. «Норма» или «стандарт» выступают в данном случае как единицы шкалы измерения асимметрии. В качестве «нормы» или «стандарта» можно принять средние значения показателей социально-экономического развития регионов, которые будут характеризовать состояние всей совокупности регионов ПрФО.

Асимметричным будем называть такой тип регионального развития за определенный период, при котором регионы, имеющие относительное преимущество или отставание по тому или иному показателю в начале периода от средних значений по округу, в дальнейшем его усугубляют. Симметричным развитием мы признаем тип регионального развития, при котором относительное преимущество регионов по тому или иному показателю от средних значений по округу наращивается, а относительное отставание регионов сокращается. Важным следствием данного понимания асимметрии социально-экономического развития регионов, на наш взгляд, является то, что тип регионального развития будет зависеть от рассматриваемых показателей социально-экономического развития [8 c.29].

Работы многих авторов посвящены проблемам смягчения асимметрии социально-экономического развития регионов. Одни авторы (А. Леш, Д. Смит, А. Предель и Т. Паландер) объясняют асимметрию неравномерным размещением предприятий из-за близости к рынкам сбыта, сырья и минимизации налогообложения. Другие авторы (Дж. Бортс, Х. Зиберт, Г. Мюрдаль и Д. Кейнс) указывают в качестве основных причин возникновения асимметрии социально-экономического развития диспропорциональное распределение среди регионов таких факторов производства, как труд, капитал, земля и технологии. Важность подходов данных авторов к объяснению причин асимметрии состоит, на наш взгляд, в осознании ими необходимости государственного регулирования социально-экономического развития регионов. Это впоследствии дало мощный толчок к разработке инструментов региональной экономической политики С.Р. Дениссоном и Э. Гувером [11, С. 25].

Снижение асимметрии социально-экономического развития регионов путем оптимального размещения предприятий и использования  факторов производства является всего лишь верхушкой айсберга. Необходимость государственного регулирования подтверждена временем и глубокой асимметрией социально-экономического развития регионов в тех странах, где отдавалось предпочтение рыночному саморегулированию.

1.2. Механизмы регионального регулирования экономики

 

Важнейшими направлениями  государственного долгосрочного регулирования  экономики на современном этапе  являются [4 c.134]:

1) эффективное использование  государственной собственности  на средства производства и природные ресурсы;

2) поддержка и стимулирование  роста в отдельных отраслях  промышленности;

3) проведение общегосударственной  инновационной политики;

4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;

5) регулирование регионального  развития.

Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

Только административные методы не могут обеспечить эффективное  решение всех проблем, возникающих  в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими. Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках [6 c.109].

Таким образом, в основе экономических методов регулирования  лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций - субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.

Для российской экономики  характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Изучение практики регионального  управления в субъектах Федерации, имеющих ускоренные темпы экономического и социального развития, реализующих  инновационные подходы к управлению регионами, к разработке стратегий регионального развития, а также мнений наиболее успешных губернаторов о перспективных направлениях развития регионов, позволило выявить ещё один возможный подход к формированию стратегии регионального развития: конкурсное распределение бюджетных средств (поощрение регионов по степени их активности) на основе выделенных критериев качества регионального управления, среди которых могут быть следующие [7 c.56]:

Информация о работе Региональная социально-экономическая асимметрия