Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель – изучить причины экономической асимметрии в региональном развитии Приволжского федерального округа и выдвинуть способы ее преодоления.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
Рассмотреть сущность асимметрии развития регионов;
Изучить механизмы регионального регулирования экономики;
Рассмотреть методы оценки региональной асимметрии
Рассмотреть причины асимметричного развития регионов;
Дать общую характеристику регионов Приволжского федерального округа;
Рассмотреть основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа;
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы региональной социально-экономической асимметрии………………………………………………………………………
5
1.1.Сущность асимметрии развития регионов………………………………… 5
1.2. Механизмы регионального регулирования экономики 7
1.3. Методы оценки региональной асимметрии……………………………… 12
1.4. Причины асимметричного развития регионов…………………………… 14
Глава 2. Экономическая асимметрия развития регионов Приволжского
федерального округа: современные тенденции и перспективы……………...
16
2.1.Общая характеристика регионов Приволжского федерального округа… 16
2.2. Основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа……………………………………………………………
17
2.3.Пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Приволжского федерального округа…………………………………………..
27
Заключение ……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………………... 31
Регион |
Экономическая асимметрия |
Бюджетная асимметрия |
Социальная асимметрия |
Республика Башкортостан |
+ |
- |
+ |
Кировская область |
+ |
+ |
+ |
Республика Марий Эл |
+ |
- |
- |
Республика Мордовия |
+ |
- |
+ |
Татарстан |
- |
+ |
+ |
Удмуртская Республика |
+ |
+ |
- |
Условные обозначения: «+» - присутствует асимметрия развития; «-» - развитие носит симметричный характер
Как видим, симметричное экономическое развитие наблюдается лишь у Республики Татарстан: за анализируемый период регион сумел увеличить свою долю в среднеокружном валовом региональном продукте. По показателю бюджетной асимметрии регионы разделились на две группы: симметричное бюджетное развитие присутствует у Республики Мордовия, Республики Татарстан, и Республика Башкортостан. Остальные регионы развиваются асимметрично. Симметричное социальное развитие наблюдается у таких регионов, как Республика Марий Эл, , Удмуртская Республика.
Республика Марий Эл является единственным субъектом в ПрФО, симметрично развивающимся сразу же в двух областях: бюджетной и социальной.
Естественно, что и экономическая, и бюджетная, и социальная асимметрии негативно влияют на развитие Приволжского федерального округа. Несмотря на то, что значения всех видов асимметрий ниже общероссийских, такую социально-экономическую ситуацию в округе необходимо регулировать.
Достаточно важным моментом, с нашей точки зрения, являются приоритеты регулирования различных видов асимметрий социально-экономического развития. Несмотря на важность бюджетной и социальной асимметрий, они в конечном счете являются отражением ситуации в экономической сфере округа. Поэтому ключом к снижению асимметрии социально-экономического развития ПрФО является регулирование экономической асимметрии.
Для снижения экономической асимметрии регионов ПрФО предлагается ускорить разгосударствление экономики округа и ее дальнейшего поэтапного перехода на частную основу, особенно в тех отраслях, где присутствие государства все еще сохраняется (ЖКХ, газовая промышленность, энергетика и связь). Это повысит конкуренцию в отраслях, приведет к появлению новых предприятий-налогоплательщиков и в конечном счете к снижению тарифов для населения и организаций. Кроме того, предлагается использовать удачный опыт Республики Мордовия и Республики Татарстан в сфере снижения административных барьеров при открытии новых предприятий-работодателей. Именно в этих регионах создан бизнес-климат, который способствует их превращению в центры притяжения инвестиций.
Другим аспектом снижения асимметрии социально-экономического развития Приволжского федерального округа является, на наш взгляд, поиск конкурентных преимуществ на всех уровнях округа: микро-, макро- и мегауровне. Богатые природные ресурсы, вкупе с емким внутренним рынком, способны стать основой для долгосрочного экономического роста.
На микроуровне Приволжского федерального округа предлагается использовать опыт Республики Татарстан области развития туризма и образования.
На макроуровне ПрФО конкурентные преимущества складываются в результате формирования уникальной деловой среды, притягательной для открытия и ведения бизнеса на территории округа. На мегауровне, в рамках мировой экономики, конкурентные преимущества округа будут формироваться в результате комбинирования классических факторов микроуровня (труд, земля, капитал, ресурсы, технологии) и уникальной деловой среды.
В конечном счете, разнообразные природные ресурсы и либеральная деловая среда будут способствовать притоку частного капитала и инвестиций в экономику Приволжского федерального округа, созданию новых предприятий-налогоплательщиков и появлению рабочих мест. В результате такой политики асимметрия социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа снизится. В дальнейшем необходим постоянный мониторинг асимметрии социально-экономического развития и устранение факторов ее усиливающих.
2.3.Пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Приволжского федерального округа
Ослабление асимметрии социально-экономического развития субъектов РФ возможно только на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах, совершенствования функционирования вертикали власти, обеспечения оптимизации учета интересов федерации в целом и ее субъектов.
В последнее время
немало делается по изучению состояния
и обоснованию необходимости
выравнивания уровней социально-
И это вполне обоснованно,
ибо выравнивание уровней социально-
Выравнивание социально-экономи
Необходимы и должны реализовываться меры воздействия на определенные территории, конкретные программы региональной деятельности государства. Выделяются три ее главных направления:
1) помощь «проблемным» территориям (в том числе и депрессивным районам), многие приграничные районы;
2) развитие средств коммуникации;
3) разработка федеральных
программ регионального
«Проблемные» территории, прежде всего депрессивные и слаборазвитые, должны получать помощь государства. Важно, чтобы жители каждого уголка России были уверены, что страна придет к ним на помощь, если они окажутся в беде.
Эта помощь должна преодолевать кризис за счет структурной перестройки хозяйства, переобучения рабочей силы, модернизации инфраструктуры, помощи желающим переехать в другие регионы и т. д. При этом к числу «проблемных» территорий могут быть причислены не только субъекты Федерации, но и отдельные их части, а если такие части разных субъектов соседствуют друг с другом, то из них могут создаваться единые регионы для непосредственного оказания им федеральной помощи.
Федеральная целевая программа предполагает отбор регионов для программной проработки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку, будут признаны те, в пределах которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического положения, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.
Для каждого такого региона разрабатываются определенные комплексы мероприятий, требующие государственной поддержки, направленные на преодоление отсталости.
Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение, как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.
Таким образом, основным путем преодоления социально-экономической асимметрии является развитие специализированных государственных программ, развитие транспортной инфраструктуры в масштабе всей страны, предоставление более широких полномочий региональным властям и рациональное выстраивание вертикали власти.
Заключение
Из данного исследования
можно сделать следующие
Основными причинами
современного состояния сильной
социально-экономической
К новым методам преодоления
социально-экономической
Разнообразные природные ресурсы и либеральная деловая среда будут способствовать притоку частного капитала и инвестиций в экономику Приволжского федерального округа, созданию новых предприятий-налогоплательщиков и появлению рабочих мест. В результате такой политики асимметрия социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа снизится. В дальнейшем необходим постоянный мониторинг асимметрии социально-экономического развития и устранение факторов ее усиливающих.
Основным путем преодоления социально-экономической асимметрии в ПрФО является развитие специализированных государственных программ, развитие транспортной инфраструктуры в масштабе всей страны, предоставление более широких полномочий региональным властям и рациональное выстраивание вертикали власти
Список использованной литературы
Информация о работе Региональная социально-экономическая асимметрия