Региональная социально-экономическая асимметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить причины экономической асимметрии в региональном развитии Приволжского федерального округа и выдвинуть способы ее преодоления.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
Рассмотреть сущность асимметрии развития регионов;
Изучить механизмы регионального регулирования экономики;
Рассмотреть методы оценки региональной асимметрии
Рассмотреть причины асимметричного развития регионов;
Дать общую характеристику регионов Приволжского федерального округа;
Рассмотреть основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические основы региональной социально-экономической асимметрии………………………………………………………………………
5
1.1.Сущность асимметрии развития регионов………………………………… 5
1.2. Механизмы регионального регулирования экономики 7
1.3. Методы оценки региональной асимметрии……………………………… 12
1.4. Причины асимметричного развития регионов…………………………… 14
Глава 2. Экономическая асимметрия развития регионов Приволжского
федерального округа: современные тенденции и перспективы……………...
16
2.1.Общая характеристика регионов Приволжского федерального округа… 16
2.2. Основные показатели асимметрии регионов Приволжского федерального округа……………………………………………………………
17
2.3.Пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Приволжского федерального округа…………………………………………..
27
Заключение ……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………………... 31

Файлы: 1 файл

курсовая региональная соц экон ассиметрия.doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)

Регион 

Экономическая асимметрия

Бюджетная асимметрия

Социальная асимметрия

Республика Башкортостан

+

-

+

Кировская область

+

+

+

Республика Марий Эл

+

-

-

Республика Мордовия

+

-

+

Татарстан

-

+

+

Удмуртская Республика

+

+

-


Условные обозначения: «+» - присутствует асимметрия развития; «-» - развитие носит симметричный характер

 

Как видим, симметричное экономическое развитие наблюдается  лишь у Республики Татарстан: за анализируемый период регион сумел увеличить свою долю в среднеокружном валовом региональном продукте. По показателю бюджетной асимметрии регионы разделились на две группы: симметричное бюджетное развитие присутствует у Республики Мордовия,  Республики Татарстан, и Республика Башкортостан. Остальные регионы развиваются асимметрично. Симметричное социальное развитие наблюдается у таких регионов, как Республика Марий Эл, ,  Удмуртская   Республика.

Республика Марий Эл является единственным субъектом в ПрФО, симметрично развивающимся сразу же в двух областях: бюджетной и социальной.

Естественно, что и экономическая, и бюджетная, и социальная асимметрии негативно влияют на развитие Приволжского федерального округа. Несмотря на то, что значения всех видов асимметрий ниже общероссийских, такую социально-экономическую ситуацию в округе необходимо регулировать.

Достаточно важным моментом, с нашей точки зрения, являются приоритеты регулирования различных видов асимметрий социально-экономического развития. Несмотря на важность бюджетной и социальной асимметрий, они в конечном счете являются отражением ситуации в экономической сфере округа. Поэтому ключом к снижению асимметрии социально-экономического развития ПрФО является регулирование экономической асимметрии.

Для снижения экономической асимметрии регионов ПрФО предлагается ускорить разгосударствление экономики округа и ее дальнейшего поэтапного перехода на частную основу, особенно в тех отраслях, где присутствие государства все еще сохраняется (ЖКХ, газовая промышленность, энергетика и связь). Это повысит конкуренцию в отраслях, приведет к появлению новых предприятий-налогоплательщиков и в конечном счете к снижению тарифов для населения и организаций. Кроме того, предлагается использовать удачный опыт Республики Мордовия и  Республики Татарстан в сфере снижения административных барьеров при открытии новых предприятий-работодателей. Именно в этих регионах создан бизнес-климат, который способствует их превращению в центры притяжения инвестиций.

Другим аспектом снижения асимметрии социально-экономического развития Приволжского федерального округа является, на наш взгляд, поиск конкурентных преимуществ на всех уровнях округа: микро-, макро- и мегауровне. Богатые природные ресурсы, вкупе с емким внутренним рынком, способны стать основой для долгосрочного экономического роста.

На микроуровне Приволжского федерального округа предлагается использовать опыт Республики Татарстан области развития туризма и образования.

На макроуровне ПрФО конкурентные преимущества складываются в результате формирования уникальной деловой среды, притягательной для открытия и ведения бизнеса на территории округа. На мегауровне, в рамках мировой экономики, конкурентные преимущества округа будут формироваться в результате комбинирования классических факторов микроуровня (труд, земля, капитал, ресурсы, технологии) и уникальной деловой среды.

В конечном счете, разнообразные природные ресурсы и либеральная деловая среда будут способствовать притоку частного капитала и инвестиций в экономику Приволжского федерального округа, созданию новых предприятий-налогоплательщиков и появлению рабочих мест. В результате такой политики асимметрия социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа снизится. В дальнейшем необходим постоянный мониторинг асимметрии социально-экономического развития и устранение факторов ее усиливающих.

 

2.3.Пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Приволжского федерального округа

 

Ослабление асимметрии социально-экономического развития субъектов  РФ возможно только на основе ускоренного  роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах, совершенствования функционирования вертикали власти, обеспечения оптимизации учета интересов федерации в целом и ее субъектов.

В последнее время  немало делается по изучению состояния  и обоснованию необходимости  выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов РФ как одного из важнейших факторов укрепления и развития российского федерализма.

И это вполне обоснованно, ибо выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, как верно отмечает И.В. Бочарников, является важнейшим направлением обеспечения внутриполитической стабильности в стране. Однако результаты проводимой политики выравнивания уровней развития субъектов РФ не всегда свидетельствуют об успехах в продвижении по этому пути.

Выравнивание социально-экономического положения населения различных субъектов РФ возможно только на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах. Кстати, в этом отношении и в советские годы в стране делалось немало. Одним из средств ослабления асимметрии в социально-экономическом развитии субъектов РФ являлось, в частности, перераспределение полученной государством в виде налогов части общенациональных доходов в пользу наименее обеспеченных регионов. Необходимостью такого подхода правительства России объясняли, и ныне объясняет перераспределение в интересах федерального центра доли доходов, получаемых в регионах. Так, если в 2008 году в субъектах РФ оставалось 47 % общенациональных доходов, то в 2009 году — около 40 %, в 2010 году — около 30 %.Однако на деле эта схема работает пока неудовлетворительно, не приводит к ослаблению различий в уровне развития субъектов РФ.

Необходимы и должны реализовываться меры воздействия  на определенные территории, конкретные программы региональной деятельности государства. Выделяются три ее главных направления:

1) помощь «проблемным» территориям (в том числе и депрессивным районам), многие приграничные районы;

2) развитие средств  коммуникации;

3) разработка федеральных  программ регионального развития  России.

«Проблемные» территории, прежде всего депрессивные и слаборазвитые, должны получать помощь государства. Важно, чтобы жители каждого уголка России были уверены, что страна придет к ним на помощь, если они окажутся в беде.

Эта помощь должна преодолевать кризис за счет структурной перестройки хозяйства, переобучения рабочей силы, модернизации инфраструктуры, помощи желающим переехать в другие регионы и т. д. При этом к числу «проблемных» территорий могут быть причислены не только субъекты Федерации, но и отдельные их части, а если такие части разных субъектов соседствуют друг с другом, то из них могут создаваться единые регионы для непосредственного оказания им федеральной помощи.

Федеральная целевая  программа предполагает отбор регионов для программной проработки. Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку, будут признаны те, в пределах которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического положения, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.

Для каждого такого региона  разрабатываются определенные комплексы  мероприятий, требующие государственной  поддержки, направленные на преодоление  отсталости.

Программа рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение, как методологии отбора регионов, так и содержания программных мероприятий.

Таким образом, основным путем преодоления социально-экономической асимметрии является развитие специализированных государственных программ, развитие транспортной инфраструктуры в масштабе всей страны, предоставление более широких полномочий региональным властям и рациональное выстраивание вертикали власти.

 

Заключение

 

Из данного исследования можно сделать следующие выводы:

Основными причинами  современного состояния сильной  социально-экономической асимметрии стало ослабление регулирующей роли государства в ходе «перестройки», а также сильные хозяйственные, территориальные и природно-климатические возможности субъектов РФ. Основным путем преодоления социально-экономической асимметрии является развитие специализированных государственных программ, развитие транспортной инфраструктуры в масштабе всей страны, предоставление более широких полномочий региональным властям и рациональное выстраивание вертикали власти.

К новым методам преодоления  социально-экономической асимметрии относятся отработка механизма  эффективного частно-государственного партнерства и повсеместно ввести долгосрочное планирования развития экономики региона.

Разнообразные природные ресурсы и либеральная деловая среда будут способствовать притоку частного капитала и инвестиций в экономику Приволжского федерального округа, созданию новых предприятий-налогоплательщиков и появлению рабочих мест. В результате такой политики асимметрия социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа снизится. В дальнейшем необходим постоянный мониторинг асимметрии социально-экономического развития и устранение факторов ее усиливающих.

Основным путем преодоления социально-экономической асимметрии   в ПрФО является развитие специализированных государственных программ, развитие транспортной инфраструктуры в масштабе всей страны, предоставление более широких полномочий региональным властям и рациональное выстраивание вертикали власти

 

Список использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс РФ, Рид Групп, 2010 г, 256с.
  2. Бочарников И. В. Основные направления противодействия сепаратизму в Российской  Федерации // Власть. 2008. № 11. С. 19.
  3. Видяпин В.И., Степанов М.В. учебник «Региональная экономика», М.:Инфра-М.2009. – 666с.
  4. Григорьев С., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 83; Зубаревич Н. В.  Стратегия пространственного развития в период экономического роста // Вестник МГУ. 2008. № 1.
  5. Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой/ Под ред. Г.В. Гутмана – М.: Финансы и статистика, 2005. – 176с.
  6. Григорьев С., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 83; Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития в период экономического роста // Вестник МГУ. 2008. № 1.
  7. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А. Г. Гранберга, С. Д. Валентея; Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2006.
  8. Доклад Совета Федерации Федерального собрания РФ 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации, 2007. С. 38.
  9. Доктрина регионального развития РФ / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования [Электронный ресурс] Режим доступа: www.rusrand.ru
  10. Ефимов М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 448с.
  11. Игнатов В.Г. ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) 􀂗 2009 Том 7 № 2 с.137
  12. Лавровский Б.Л. Региональная асимметрия в Российской Федерации: измерение и регулирование // Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. – Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение, 2000
  13. Лексин В. Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 2. Реформы и целостность государства. Проблемы территориальной дифференциации и дезинтеграции // Российский экономический журнал. 1999, № 11-12
  14. Малчинов А.С. Региональное измерение государственной экономической политики России / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт, 2007. С. 11.
  15. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005.-404с.
  16. Мамедов О.Ю. Юг России в координатах глобализации и регионализации // Северный Кавказ в национальной стратегии России / под ред. В.А. Тишкова. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008.
  17. Региональная экономика: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина и М.В Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 666с.
  18. Региональное измерение государственной экономической политики России / под общ. ред. А. С. Малчинова; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт, 2007. С. 11.
  19. Фетисов Г.Г, Орешин В.П. «Региональная экономика и управление» Москва, ИНФРА-М 2006г., с 189
  20. http://ru.wikipedia.org/wiki/  Приволжский федеральный округ.

 

 

 

 


Информация о работе Региональная социально-экономическая асимметрия