Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:36, шпаргалка
1. Междисциплинарный характер коммуникативного знания.
2. Объект и предмет теории коммуникации.
3. Функции теории коммуникации
...
30. Коммуникативная компетентность специалиста
5) "закон гетерогенности коммуникативных систем" - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. Однако в реальности такого совпадения потенциалов не бывает: всегда существует большая или меньшая зона их пересечения, которая и обеспечивает возможность коммуникации, является еенеобходимым условием. Отсутствие таких зон пересечения делает коммуникацию невозможной.
Так возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди которых является теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства информации в качестве важнейшего стимула и источника социального развития. По сути, это новый тип цивилизации, который характеризуется ускоренной автоматизацией и компьютеризацией процессов производства и управления, новыми техническими системами получения, переработки, передачи и хранения информации, интеллектуализацией производственной деятельности, информатизацией всех сфер общественной жизни, повышением качества жизни, изменением социальной структуры общества и т.д. Из-за возрастания роли знаний, информации и средств коммуникации такое общество называют информационным.
К категории технократических может быть отнесена концепции канадского социолога и культуролога, теоретика коммуникациных технологий Г. М. Маклюэна. Основным двигателем истории, согласно Маклюэну, является смена технологий, которую в свою очередь вызывает смена способа коммуникации. Канадский ученый считал, что тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие - скоростью передачи информации. Маклюэн полагал, что в результате электронно-коммуникативной революции человечество оказывается на пороге "раскрепощенного и беззаботного мира", в котором действительно может стать единой семьей.
В рамках технократической парадигмы получила свое развитие математическая теория коммуникации инженера и математика К. Шеннона, основанная на общей теории систем биолога Л. фон Берталанфи. Под системой понимается набор объектов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом, формирующей целое. Различаются два типа систем. Закрытая система, которая не имеет обмена с окружающей средой, делающая шаги к внутреннему хаосу и смерти; открытая система, обменивающаяся энергией с окружающей ее средой, ориентированная на рост. Системный подход рассматривает коммуникацию как систему, в которой присутствуют: источник, передатчик, канал, получатель, место назначения, шум. Коммуникация означает, что источник информации выбирает желательное сообщение, передатчик кодирует сообщения в сигналы, а получатель расшифровывает сигналы в сообщения. Успех информационной передачи зависит от способности точно получить сообщение в месте назначения. Проблемами информационной передачи являются: избыточность (повторение, копирование информации); шум (любое искажение, которое возникает при передаче сигнала от источника до места назначения); обратная связь (корректирующая информация от получателя).
Математическая теория коммуникации (передачи сообщений в технических системах связи - телефон, телеграф и т.п.) возникла на базе основополагающих трудов К. Шеннона. Она исходит из следующих посылок: сообщения (точнее, их коды) поступают из источника через канал связи (с возможными помехами) в приемник информации. Эти сообщения изменяют систему знаний (тезаурус) приемника, уменьшая уровень его неопределенности, измеряемый энтропией.
На основе этой теории формулировались теории коммуникации в организациях, популярные в конце 1960-х - начале 1970-х гг., согласно которым коммуникация представлялась как деятельность, направленная на изготовление, передачу и сохранение информации в рамках различных организационных структур.
Технократические
теории вызывали неудовлетворенность, обусловленную их механистичностью,
как правило, ограничивающей коммуникацию
точкой зрения производства, передачи
и обработки информации, а также используемых
при этом технических средств. Преодоление
механистичности формализованно-
Личная, групповая и массовая коммуникация.
По количеству участников
коммуникация делится на:
межличностную (коммуникантом является один человек),
групповую (коммуникантами является небольшая
аудитория численностью не более 10 человек)
и
массовую (имеет численно большую аудиторию).
Для нас наибольший интерес представляет
массовая коммуникация, т. к. реклама представляет
собой массовую коммуникацию с использованием
СМИ. Межличностная коммуникация предполагает
непосредственный контакт людей – лицом
к лицу, тет-а-тет. Здесь возможна известная
психологическая близость партнеров,
наличие сочувствия, понимания и сопереживания.
Групповая коммуникация. О ней говорят,
как правило, в тех случаях, когда имеет
место общение в малых группах. В групповой
коммуникации действуют все закономерности,
присущие межличностной коммуникации.
Вместе с тем, проявляются и специфические
для данного типа коммуникаций особенности:
руководство группой (лидерство): процесс
межличностного влияния, стимулирования
группы, нацеливания её на выполнение
задач; процесс принятия группового решения:
обсуждение значимых для группы проблем,
выяснение позиций её членов, поиск общего
группового решения; формирование структуры
коммуникации в группе: совокупность позиций
членов группы относительно получения
и хранения значимой для группы информации.
Массовая коммуникация - процесс распространения информации
(знаний, духовных ценностей, моральных
и правовых норм и т.п.) с помощью технических
средств (пресса, радио, телевидение и
др.) на численно большие, рассредоточенные
аудитории.
Инфо зародилась и распространяется в
массовой аудитории спонтанно, например
слухи.
Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации: акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д.
отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников;
температурные условия и погодные условия.
Технические барьеры. В технической литературе для их об значения чаще всего используется понятие «шумы», введенное а научный оборот автором математической теории связи К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником.
«Человеческие» барьеры коммуникации. Главная причина возникновения коммуникативных барьеров — сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические (она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода)) и социокультурные (обусловленные принадлежностью к тому или иному этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно).
Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема интерпретации одного и того же текста (сообщения, информации), понимаемой как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие более глубоких значений, заключенных в буквальном значении. Интерпретация — это осознанная или неосознанная попытка преодолеть дистанцию между культурами коммуникантов. Попытки такого рода не всегда бывают удачными, ибо наталкиваются на культурные стереотипы, задающие жесткие параметры «правильного» или «неправильного» истолкования текста (сообщения).
Практические выводы можно сформулировать следующим образом:
-никогда не следует настаивать на том, что единственно правильными являются только те представления, которые сложились данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;
-важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в оценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач; л- необходимо рассматривать сообщения с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах;
Информация о работе Шпаргалка по "Основам теории коммуникации"