Шпаргалка по "Основам теории коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание работы

1. Междисциплинарный характер коммуникативного знания.
2. Объект и предмет теории коммуникации.
3. Функции теории коммуникации
...
30. Коммуникативная компетентность специалиста

Файлы: 1 файл

OTK-ekzamen.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

-нужно использовать различные средства доставки сообщения; следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.

Практически для всех людей важно уметь  общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для многих людей умение «донести» свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера — часть профессии, поэтому они должны уделять первостепенное внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

  1. Понятие и основные характеристики массовой коммуникации. Массовая коммуникация - процесс распространения информации, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с  помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др).

Средства  массовой коммуникации (СМК) — это передатчики, благодаря которым происходит распределение информационных сообщений на большие территории;

Массовая  коммуникация прежде всего характеризуется:

-социальной  значимостью   информации,   способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

-массовостью аудитории, которая вследствие ее анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

-многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.

Массовая  коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений.

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:

диакронностъ -•- коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

диатопностъ — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

мулътиплицирование  — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

симулътанностъ  — свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству л* практически одновременно;

репликация— свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

 

 

  1. Модели массовой коммуникации. Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

Коммуникаторы. На первом месте в модели Лассуэлла располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений. Вследствие особой важности массовой информации для распространения профессионально нанимаются коллективы и группы людей, которые называются адресантами. В их задачу входит подготовка информации для потребителей, находящихся в разных регионах страны, континента или всей планеты.

При исследовании институциональной  природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели».

«Редакции» (коммуниканты) - это непосредственные создатели и передатчики текстов. Сами «редакции» подразделяются на журналистов и пиарменов (кто собирает информацию, создает.

«Издатели» -  владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. «Издатели» подразделяются на медиократов (владельцы средств массовой коммуникации) и спиндокторов (люди, которые в силу авторитета и власти имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщний).

Массовая информация. На втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Природа массовой информации непосредственно  зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная и др. Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию

Средства передачи массовой информации. На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лас-суэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК.

Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

СМИ - это организационно-технические  комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.(пресса, радио, телевидение, информационные службы, PR).

Телекоммуникация - это технические  службы, обеспечивающие передачу и  прием сообщений.

Информатика - это система средств обработки данных при по вычислительных машин (компьютеров).

Массовые аудитории. На четвертом  месте в лассуэллов структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляющие информационные потоки. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории — непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми  или неустойчивыми в своих  предпочтениях, привычках, частоте  обращения, что учитывается при  исследовании взаимодействия источника  и получателя информации. Особенности  аудитории во многом зависят от ее социально-демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение и др.).

Реакция аудитории. На пятом месте  в структуре массовой коммуникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэлл рассматривает реакции аудитории на потребление определенной массовой информации. Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выделить пять основных типов реакций на массовую информацию:

-реакции, связанные с особенностями  деятельности индивидов в социальных общностях;

-явные (доступные непосредственному  наблюдению) и скрытые (ограниченные  областью сознания индивидов  и внешне не являющиеся);

-желательные и нежелательные;  основные и побочные.

 

  1. Социальные функции массовой коммуникации. Социальные функции массовой коммуникации можно сгруппировать следующим образом: во-первых, распространение знаний о действительности; во-вторых, социальное регулирование и управление; в-третьих, распространение культуры и, в-четвертых, развлечение. При этом надо постоянно иметь в виду факт включенности массовых информационных процессов в систему существующих общественных отношений, оказывающий определяющее и далеко идущее влияние на характер их функционирования. Включенность этих процессов в систему общественных отношений создает принципиальные качественные различия между деятельностью этого рода при капитализме и социализме. В условиях капитализма цели массовой коммуникации прежде всего характеризуются объективным противоречием коренным интересам народных масс. Маскируемое сентенциями «о свободе слова», «о праве индивида быть информированным», это противоречие реально приводит оплачиваемую правящим классом систему массовой коммуникации к безудержному восхвалению общественного строя социальной несправедливости, к извращению сознания личности через воспитание черт эгоизма, индивидуализма и агрессивности, к отравлению ее ядом буржуазной «массовой культуры», к разъединению и дальнейшей антагонизации классов и социальных групп.
  2. Содержание и язык массовой коммуникации.
  3. Характеристика интегрированных маркетинговых коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации (англ. integrated marketing communications) — концепция совместного использования всех видов маркетинговых коммуникаций, исходя из единых целей.

Коммуникации при этом взаимодополняют  друг друга. Возникает эффект синергии, который позволяет добиться эффективности, труднодостижимой при использовании отдельных видов маркетинговых коммуникаций.

Преимущества интегрированных  маркетинговых коммуникаций:

  1. единство управления кампанией по продвижению продукта;
  2. единство планирования кампании;
  3. единство финансирования кампании.

В итоге такой подход оказывается  значительно дешевле традиционного.

С другой стороны, интегрированные  коммуникации более трудоемки и  интеллектоемки. Они предъявляют более высокие требования к квалификации сотрудников и качеству управления.

Совершенно новый подход к интегрированным  маркетинговым коммуникациям предоставляет  Интернет. Если в традиционных медиаканалах коммуникация происходит обезличенно, то Всемирная сеть позволяет персонализировать сообщение, отслеживать этап коммуникации с потребителем, применять динамическое ценообразование.

 

  1. Основные концептуальные подходы изучения социальной коммуникации.
  2. Основные модели коммуникативного процесса, их практическое значение.
  3. Основные теории межличностной коммуникации. Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в процессе деловых и творческих контактов - официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга - эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.

В свою очередь, на характер межличностных отношений  оказывают влияние условия, в  которых происходит общение - взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое  общение, личное и интимное общение.

Многоканальность  является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование  нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать  и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений. Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций -- взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: а) типа коммуникативных личностей, б) восприятия смысловой и оценочной информации и в) целенаправленного воздействия друг на друга. Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей, б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, в) воздействие через убеждение.

 

  1. Механизмы коммуникативного воздействия.
  2. Структура личности. Модель коммуникативной личности.
  3. Публичная коммуникация: особенности, жанры, символы.
  4. Понятие межкультурной коммуникации.
  5. Коммуникативная компетентность специалиста. Личность - индивидуальность в коммуникации. Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустриальное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычайную актуальность приобретает формирование духовной, нравственной личности. Это — фундаментальная задача науки и философии. Социальное самоопределение личности детерминировано не только принципиально новым технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, но и характером формирования и поддержания отношений между людьми.

Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуникативная компетентность человека сводится не только к определенному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект.

Комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности:

-ф- знание  норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);

-ф- высокий  уровень речевого развития, позволяющий  человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию

-ф- понимание  невербального языка общения;

-ф- умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;

-ф- умение  вести себя адекватно ситуации  и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;

-ф- умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

-ф- способность  правильно оценить собеседника  как личность, как потенциального  конкурента или партнера и  выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки

-ф- способность  вызвать у собеседника положительное  восприятие собственной личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам теории коммуникации"