Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 22:04, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении процессов манипулирования сознанием читательских масс в газете «ВЕ».
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1. рассмотреть психологическую сущность манипулирования сознанием;
2. изучить методы манипулирования, применяемые в СМИ;
3. проанализировать на примерах текстов периодической печати возможности манипулирования сознанием средствами СМИ.
Как полагает М. Паренти, СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций».
В настоящее время СМИ стали главным инструментом манипулирования общественным мнением. А. Моль пишет о средствах массовой информации: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества».
СМИ зачастую создают символический образ реальности, иначе говоря, квазиреальность. Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами читателей печатных СМИ, телезрителей, пользователей интернета. Из таких телевизионных сюжетов, печатных материалов, образов, идей складывается особый символический мир, по-своему структурирующий жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирующий основу для взаимопонимания и взаимодействия между большими и разнородными группами людей. Этот символический мир обуславливает образ мышления, чувств и поведения значительных масс людей.
СМИ предлагают готовые модели поведения (через сериалы, ток-шоу), предоставляют готовые мнения и толкования, по сути, превращая общество в бездумную массу потребителей информации, которые невольно прекращают анализировать полученную информацию, способствуя процессу манипулирования. СМИ искусственным образом ограничивают рамки информации, достигающей аудиторию ее потребителей. Информации, которая не попадает в СМИ, как бы не придается должного значения
СМИ, будучи в большинстве случаев подвластными доминирующему слою общества, пытаются привить обществу систему общих ценностей, разделяемых представителями этого доминирующего слоя.
СМИ также формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки.
Манипулирование применяется в политической коммуникации, в публичных выступлениях. Большинство манипулятивных техник входит в основу информационного воздействия и нейролингвистического программирования (НЛП).
СМИ, как правило, пользуются двумя главными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используется в практике печатных СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ - фрагментарная подача информации - в основном применяется на телевидении.
Манипулятивными технологиями называют последовательную совокупность методов, приемов и способов психосоматического воздействия, целью которого является побудить субъект на решение какой-либо задачи. Верный, профессиональный подбор психотехнологий позволяет манипулятору добиться запланированных результатов путем формирования в массовом сознании наиболее приемлемых для себя социальных алгоритмов.
С развитием психотехнологий убеждающая коммуникация, основанная на фактах и аргументах, стала все более трансформироваться в коммуникацию внушающую. Основное внимание исследователей было перенесено на разработку средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного с целью целенаправленной модификации психических процессов, состояний и поведения человека, то есть в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. Методы воздействия СМИ на неподготовленных читателей, слушателей и телезрителей, считает А.А. Грабельников, так же невидимы, как и радиация. «Обыденное сознание открыто и доверчиво воспринимает все, что говорят и подсказывают умные и профессиональные журналисты. Благодаря манипулятивным технологиям, люди не подозревают, что ими целенаправленно управляют».
Проанализировав работы С.Г. Кара-Мурза («Манипуляция сознанием»), А. Карпова («Манипулятивные технологии PR»), И.М. Дзялошинского («Манипулятивные технологии в СМИ») и Г. Шиллера («Манипуляторы сознанием»), можно составить следующую классификацию технологических манипулятивных приемов в СМИ.
Манипулирование информационными потоками. Оно достигается, прежде всего, отбором событий для сообщений. Одним из механизмов манипулирования общественным мнением, используемых СМИ, является привлечение внимания к конкретным проблемам. Лишь проблема, освещенная СМИ, становится достоянием внимания общественности. В данном случае СМИ выступает основным «постановщиком проблем» обществу. Но все же информационная картина мира далеко не всегда бывает адекватна реальности. Среди приемов контроля над информационными потоками прежде всего следует включить метод фабрикации фактов (прямой лжи) или дезинформации. Данный прием не применяется лишь в тех случаях, когда его можно обнаружить, в то время как политики и деятели современной прессы нередко заявляют, что пресса не использует прямой лжи, так как того же эффекта можно достичь, представляя правду в определенных дозах. Банальный обман, являясь одним из важных частных приемов во всей технологии манипуляции, сам по себе составить манипулятивное воздействие не способен. Как пишет Е.Л. Доценко, «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск - это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск». Ложь может принимать множество разнообразных форм: приписывание кому-либо или чему-либо не свойственных ему качеств, переиначивание образов действительных событий, преувеличение, перетасовка фактов, чистый вымысел. Согласно И.М. Дзялошинскому, «дезинформация используется, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения, и, когда будет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута».
Одним из важнейших правил манипуляции сознанием является изоляция адресата от постороннего влияния - манипуляция несовместима с диалогом и общественными дебатами. Идеальной ситуацией для достижения эффекта манипуляции является отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации, а также мнений. В настоящее СМИ являются для людей практически единственным источником информации и ориентиром в мире, поскольку реальное межличностное общение постепенно сокращается - его в огромной степени вытесняют телевизор, компьютер, радио, печатные средства СМИ. Основным в манипуляции является создание у адресата видимости независимости и плюрализма каналов информации.
Отбор событий реальности для сообщений. Основная часть СМИ создает виртуальную реальность. Над мнениями господствует тот, кто определяет структуру информационного потока, отбирает факты и проблемы, превращая их в сообщения, иначе говоря, формирует повестку дня. Ясно, что те проблемы, которые освещают СМИ, не всегда настолько сильно волнуют общество, как может сложиться впечатление, они могут быть и не столь важными на фоне других, но уже не освещаемых вопросов. Таким образом, СМИ не оставляют пространства для диалога, не предлагают разнообразия мнений, т.е. обеспечивают выполнение основного правила проведения успешной манипуляции. По мнению Г. Шиллера, «информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности — свою собственную».
Итак, путем замалчивания невыгодной для собственников СМИ информации, они создают, взамен правдивого отражения реальности, «виртуальную (или квазиреальность).
Принцип демократии шума. Этот прием заключается в своеобразном «потоплении» сообщения, которого невозможно избежать, в беспорядочном потоке не имеющей особого смысла и несущественной информации. Г. Шиллер пишет: «Подобно тому как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски мысли».
Также существует прием «серой пропаганды», который позволяет СМИ не нести ответственность за ложное сообщение - это пропаганда, не идентифицирующая свой источник.
Использование слухов. Под слухами понимается передаваемая в межличностном общении информация, касающаяся важных событий в общественной жизни и отражающая стремление людей домыслить неясную для них ситуацию. В основе слухов нередко лежат ложные сведения, слухи могут быть следствием дефицита информации. С одной стороны, они объясняют ситуацию, а с другой, помогают людям снять эмоциональное напряжение.
Повторение. Это главный метод закрепления нужных манипулятору стереотипов в сознании. С.Г. Кара-Мурза приводит слова С. Московичи: «Повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими». Специалисты по манипулированию при этом пользуются простым психологическим эффектом, который заключается в том, что образ, который человек запомнил, становится для него как бы собственным, поэтому он ему доверяет. Важно помнить, что память практически не контролируется сознанием, что, естественно, облегчает манипулирование.
Этот метод воздействует на подсознание человека, побуждая его принимать утверждения полностью и преобразуя их в действие. Неоднократно повторяемая мысль сводит рассуждения людей к минимуму и превращается в очевидность, не зависящую от времени, места и личности.
Дробление. Этот метод состоит в разделении целостной проблемы на отдельные фрагменты для того, чтобы читатель или зритель не смог их соединить и осмыслить проблему целиком. Дробление предполагает множество технических приемов, на пример: разбиение газетной статьи на части и размещение их на разных страницах; текст или телепередача разбиваются рекламой. Г. Шиллер дает такое объяснение этому приему: «Что бы ни было сказано, все полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях». Дробя на части информацию о важном событии, удается снизить его воздействие на массы или вообще лишить его какого-то ни было смысла.
Разновидностью дробления является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания либо видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов практически создается иной смысл. Отдельные «крупинки» сообщения ложью не являются, но то целое, что сделано из них журналистом, может не иметь ничего общего с действительностью.
Срочность. Метод срочности заключается в немедленности информации, придании ей характера неотложности и незамедлительности. М. Паренти полагает, что нагнетаемое ощущение срочности сообщений создает ощущение чрезвычайной значимости предмета информации. Постоянное обновление информации деструктурирует и мешает человеку осмыслить и понять сообщения, поскольку они вытесняются еще более новыми.
Сенсационность. Система сенсаций позволяет дробить информацию так, чтобы аудитория не получила полного и целостного знания о проблеме. «Это - сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики». Посредством этого метода возможно умолчать о событиях, которые публика как бы «не должна» заметить. Чтобы быть «помещенным» в разряд сенсационных, событие должно содержать сигнал высокой запоминаемости, хотя бы на подсознательном уровне (даже аномалии, патологии). Общество под постоянным воздействием сенсаций, особенно несущих негативную информацию, достигает необходимого для манипулятора уровня «беспокойства», ощущения кризисности и напряжения. К примеру, информация, поданная на телевидении в виде сенсации, как правило сопровождается интервью в прямом эфире, репортажами с места события, и это создает у зрителя ощущение полной достоверности информации и отсутствия посредника между ним и преподносимой телевидением реальностью.
Манипуляция посредством формирования и распространения образов. Суть данного способа манипулирования заключается в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируются и распространяются заранее «сконструированные» образы или имидж конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, либо товаров. Такие образы, как правило, совершенно неадекватно представляют реальные характеристики лиц либо товаров и, как следствие, вводят в заблуждение потребителей инофрмации, которые попали под соответствующее информационно-психологическое воздействие, вызывашее некритическое восприятие и/или усвоение информации.
Манипулятивная семантика или использование слов, относящихся к основным ценностям общества. Данный метод состоит в использовании эмоционально окрашенных слов, тесно связанных с основными ценностями, мнениями общества и являющимися вполне убедительными без дополнительной информации. Также данный метод используется для изменения смысла слов и понятий. Разновидностью манипулятивной семантики является прием «сияющего обобщения», который заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием, имеющим позитивную эмоциональную окраску - символом. Цель - побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление. Данный прием утаивает негативные стороны и не вызывает у аудитории нежелательных эмоций (например, «свободный мир», «демократия» и т.д.).
Метод фрагментации - подача информации сплошным потоком, в котором потребителю информации практически невозможно уловить какую-либо тенденцию. Красноречивым выражением этого методы является прием «Белый шум», который создает множество разноплановых комментариев либо мнений безо всякого анализа, усложненными теоретическими выкладками, перенасыщенными терминологией выступлениями специалистов. Все это вызывает эффект снижения восприятия фактов, а также невозможность их правильно оценить, отсортировать.
Метод «ограниченного совпадения точек зрения» - точка зрения, полностью поддерживаемая общественным мнением, но не устраивающая управляющих, не атакуется пропагандой. Работа ведется исподтишка, за основу берутся уже имеющиеся точки зрения и поэтапно изменяются до приемлемых манипулятору.
Метод отвлечения - внимание потребителей отвлекается от важной, но неугодной управляющим информации посредством другой информации, поданной в максимально сенсационной форме. Создается отвлекающая эмоциональная доминанта.
Метод объективного подхода заключается в подборе фактов и умении их комментировать. Путем исключения некоторых мало известных фактов, или их добавления, можно выявить несуществующую тенденцию и тем самым запустить на самом деле.
Метод исторических аналогий - в истории можно отыскать почти любой необходимый пример. Он в значительной степени способствует в конструировании метафор, программирующих объект воздействия.
Информация о работе СМИ как инструмент воздействия на массовое сознание