Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 22:04, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении процессов манипулирования сознанием читательских масс в газете «ВЕ».
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1. рассмотреть психологическую сущность манипулирования сознанием;
2. изучить методы манипулирования, применяемые в СМИ;
3. проанализировать на примерах текстов периодической печати возможности манипулирования сознанием средствами СМИ.
Речевое насилие - это недостаточно аргументированное, открытое или скрытое вербальное воздействие на адресата, имеющая целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т.д.) или его поражения в полемике в пользу адресата.
«Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание».
Изучение языкового насилия представляется актуальным не только в теоретическом плане - для более глубокого понимания механизмов речевого воздействия как такового, но и в практическом, как необходимое условие обеспечения информационной безопасности личности и общества в целом.
В процессе исследования, были выявлены в текстах современных газет «Вечерний Екатеринбург», «Аргументы и факты»: высказывания с установкой на создание отрицательного образа (имиджа) , путем «навешивания ярлыков», например:
Губернаторы, по сути, получают чуть не неограниченный политический и весьма существенный финансовый рычаги давления на муниципалитеты крупных городов (а в их числе все региональные центры плюс ещё сотня-другая крепких муниципалитетов) - с тем чтобы перераспределять бюджетные ресурсы, которые в основном формируются в крупных городах (в Екатеринбурге формируется две трети регионального бюджета!). Как им вздумается. («ВЕ», 20.05.2014 г.);
«На выборах 2 марта якутское отделение ЛДПР главным образом использовалось как «киллерская» структура» («АиФ», 07.11.2008 г.);
«К партии «примазалось» слишком много всевозможных «проходимцев» («ВЕ», 07.04.2014 г.);
Как показал наш материал, сильным средством снижения образа кого- или чего-либо является постановка имени этого объекта в иронической контекст, например:
1)Увы, говорить о том, что российская медицина в целом самая передовая в мире, пока не приходится. Да, у нас численность населения на одного врача и одну больничную койку одна из самых низких в мире, причём ситуация сохраняется все 10 лет, - а вот интенсивность труда врачей и загруженность больниц в развитых странах гораздо выше.
Пожалуй, наиболее близок к стандартам Европы по медицине и физической культуре и спорту (как и по уровню жизни в целом) Екатеринбург. Что, собственно, и послужило выходу нашего города первым в стране на естественный прирост населения - за счёт не только увеличения рождаемости, а главное - снижения смертности. Только с начала этого года уже открыто несколько медицинских учреждений - новых либо после глубокой реконструкции, для взрослых и детей. Всемерной поддержкой муниципальных властей пользуется служба скорой помощи: в 2013 году общие затраты на содержание службы составили 1 144,8 млн. рублей, приобретено 14 автомобилей скорой помощи на сумму более 22 млн., медицинского оборудования - более 5 млн.; открыта новая подстанция на ул. Блюхера в КИРОВСКОМ районе. В 2013 году впервые за многие годы в муниципальной службе здравоохранения увеличилось количество врачей, пришедших работать не только в стационары лечебных учреждений, а, что особенно отрадно, в амбулаторно-поликлиническую службу. («ВЕ», 22 мая 2014 г.);
2)«Кобяйские всегда славились своей сплоченностью. Вот и приходом к власти настоящего кобяйца Михаила Эверстова представители этого землячества сплоченными рядами пришли во власть. На разные должности, с разными зарплатами, но все же вместе»( «АиФ», 03.04.2009);
Высказывания или целые фрагменты текста, содержащие необоснованную (неаргументированную) информации, способствуют манипуляции
1)«сегодня Обломов мог бы стать марафонцем, не слезая с дивана» («АиФ»);
«И самое печальное в том, что интересы избирателя, интересы простого населения при этом всем побоку» («ВЕ», 07.11.2014 г)
В результате исследования мы пришли к выводу, что языковое насилие, или манипулятивное речевое воздействие в современной газете - явление распространенное, обладающее разнообразными способами и средствами своего воплощения.
Яркой разновидностью такого типа речевой манипуляции выступает неявная речевая агрессия, представленная в виде отрицательной оценки.
В курсовой работе обоснована актуальность проблемы манипулирования массовым сознанием посредствам СМИ.
Стремление манипулировать другим человеком во все времена присутствовало в социальном взаимодействии членов любого социума. В настоящее время манипуляция становится отчетливо осознаваемым средством (и иногда - основной предпосылкой) достижения успеха в той или иной деятельности.
Средства массовой информации в жизни современного общества порой играют весьма опасную роль, когда подменяют свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений.
Любое печатное средство массовой информации будет стремиться использовать методы манипулирования сознанием населения для того, чтобы довести свою позицию до максимально возможного числа людей.
Приемы и методы манипулирования общественным сознанием через СМИ многочисленны и зачастую закамуфлированы так, что журналисты легко обходят закон о печати. Умолчание о каких-либо важных событиях, акцентирование внимания на второстепенных деталях, обращение к отрицательным уровням сознания, примитивизация оппонентов журналистами ведут к разжиганию межгрупповых, межэтнических, межнациональных конфликтов, к появлению чувства обмана, унижения, беззащитности, неуверенности, утомления и апатии у читателей, слушателей, зрителей. СМИ, применяющим манипуляцию, это на руку — пассивным населением легче управлять. В последнее время получили распространение в целях воздействия на массовое сознание разработки из сферы психолингвистики, нейролингвистического программирования, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью и рассчитаны, в основном, на подсознательное восприятие.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизованных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток «организованных» новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.
Задача прессы в процессе убеждения — создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Журналистика имеет широкий диапазон целей и задач убеждающего и внушающего явления.
Основная роль отечественных СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Не случайно поэтому прессу все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика/ Аспект Пресс 2010-352с
Информация о работе СМИ как инструмент воздействия на массовое сознание