Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:24, реферат

Описание работы

Стороны конфликта ― это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Подходы к классификации конфликтов могут быть различными. Так, социологи обращают внимание, прежде всего на макро - или микро-уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри - и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики [3, С. 179].

Содержание работы

1.Коммуникативные конфликты и способы их разрешения……………………2
1.1. Сущность и структура конфликта…………………………………………...2
1.2. Роль коммуникации в разрешении конфликта………………………………..3
2. Коммуникативная компетентность личности…………………………………10
3.Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее……………………………………………………………………………………13
3.1. Понятие толпы………………………………………………………………….13
3.2. Классификация толпы…………………………………………………………14
3.3. Психологические свойства толпы…………………………………………….16
3.4.Лидер в толпе и механизмы управления толпой……………………………..21
Библиографический список……………………………………………………..…25

Файлы: 1 файл

отк.docx

— 47.91 Кб (Скачать файл)

Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.

 Еще один очень важный  эффект толпы — коллективные  галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события  претерпевают искажения.

Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.

 Толпа не рассуждает и  не обдумывает. Она принимает  или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы  основываются на ассоциациях, но  они связаны между собою лишь  кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать  лишь те идеи, которые упрощены  до предела. Суждения толпы всегда  навязаны ей и никогда не  бывают результатом всестороннего  обсуждения.

 Толпа никогда не стремится  к правде. Она отворачивается  от очевидности, которая не нравится  ей, и предпочитает поклоняться  заблуждениям и иллюзиям, если  только они прельщают ее.

 Для толпы, не способной ни  к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает  всего сильнее.

 В толпе нет предумышленности. Она может последовательно пережить  и пройти всю гамму противоречивых  чувствований, но всегда будет  находиться под влиянием возбуждений  минуты. Ассоциация разнородных  идей, имеющих лишь кажущееся  отношение друг к другу, и немедленное  обобщение частных случаев —  вот характерные черты рассуждений  толпы. Толпа постоянно подпадает  под влияние иллюзий. Некоторые  важные особенности мышления  толпы следует выделить особо.

Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.

Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.

Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы — это ее восприимчивость к внушению.

 Как бы ни была нейтральна  толпа, она все-таки находится  в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся  в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств  определяется внушением. Как у  всех существ, находящихся под  влиянием внушения, идея, овладевшая  умом, стремится выразиться в  действии. Невозможного для толпы  не существует.

Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.

 Для эмоционально-волевой сферы  толпы характерны также многочисленные  психологические особенности.

Эмоциональность. В толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе.

Высокая чувственность. Чувства и идеи отдельных лиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Рождается коллективная душа, имеющая, правда, временный характер. Толпе знакомы только простые и крайние чувства.

 Различные импульсы, которым  повинуется толпа, могут быть, смотря  по обстоятельствам (а именно  по характеру возбуждений), великодушными  или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже  чувство самосохранения, не в  состоянии их подавить.

 В толпе преувеличение чувства  обусловливается тем, что само  это чувство, распространяясь очень  быстро посредством внушения  и заражения, вызывает всеобщее  одобрение, которое и содействует  в значительной мере возрастанию  его силы.

 Сила чувств толпы еще  более увеличивается из-за отсутствия  ответственности. Уверенность в  безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание  значительного (хотя и временного) могущества дают возможность  скопищам людей проявлять такие  чувства и совершать такие  действия, которые просто немыслимы  и невозможны для отдельного  человека.

 Какими бы ни были чувства  толпы, хорошими или дурными, характерной  их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение  чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

 В своей вечной борьбе  против разума чувство никогда  не было побеждено.

Экстремизм. Силы толпы направлены лишь на разрушение. Инстинкты разрушительной свирепости дремлют в глубине души почти любого индивида. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но находясь в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов. В толпе малейшее пререкание или прекословие со стороны какого-либо оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, — это ярость. Толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения.

 Особенность толпы состоит  и в специфике социально-психологических  явлений, определяющих единообразие  поведения ее участников. Дело  в том, что толпа создается  главным образом на базе противопоставления  данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко  именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть  ко всему, с чем люди себя  не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы»  и «они» достигает социально  значимой, нередко весьма опасной  величины.

 У толпы отсутствует критическое  отношение к себе и присутствует  «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они»  отливаются в образ врага. Толпа  считается только с силой, и  доброта ее мало трогает, для  толпы доброта — одна из форм слабости.

Мотивация. Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность.

Безответственность. Она порождает нередко невероятную жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. Безответственность позволяет толпе топтать слабых и преклоняться перед сильными.

 В темпераменталъной сфере  психологические особенности толпы  проявляются в физической активности  и диффузности.

Физическая активность. Стремление немедленно превратить в действия внушенные идеи — характерный признак толпы.

Диффузность. Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу, весьма разнообразны — этим объясняется ее чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно нарождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.

 Отсутствие ясных целей, отсутствие  или диффузность структуры порождают  наиболее важное свойство толпы  — ее легкую превращаемость  из одного вида (или подвида) в  другой. Такие превращения часто  происходят спонтанно. Знание их  типичных закономерностей и механизмов  позволяет умышленно манипулировать  поведением толпы в авантюристических  целях либо в целях сознательного  предотвращения ее особо опасных  действий.

 В моральной сфере психологические  особенности толпы чаще всего  обнаруживаются в моральности  и религиозности.

Моральность. Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и др.

Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще религиозному чувству.

 Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются  ею лишь в том случае, если  они облечены в религиозную  оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют  религиозную форму.

3.4.Лидер в толпе и механизмы управления толпой

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

 Любое скопление индивидов  инстинктивно подчиняется власти  вождя. Герой, которому поклоняется  толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не  стремление к свободе, а потребность  подчинения. Толпа так жаждет  повиноваться, что инстинктивно  покоряется тому, кто объявляет  себя ее властелином.

 Люди в толпе теряют свою  волю и инстинктивно обращаются  к тому, кто ее сохранил. Всегда  готовая восстать против слабой  власти, толпа раболепствует и  преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа  скоро утомляется своими собственными  беспорядками и инстинктивно  стремится к рабству.

 Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении  авторитета. Она уважает силу  и мало поддается воздействию  доброты, означающей для нее лишь  своего рода слабость. Она требует  от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего  властелина. Власть вожаков очень  деспотична, но именно этот деспотизм  и заставляет толпу подчиняться.

 В толпе людей вождь часто  бывает только вожаком, но, тем  не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг  которого кристаллизуются и объединяются  мнения. Роль вожаков состоит  главным образом в том, чтобы  создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их  большое влияние на толпу.

 Чаще всего вожаками бывают  психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на  грани безумия. Как бы ни была  нелепа идея, которую они объявляют  и защищают, и цель, к которой  они стремятся, их убеждения нельзя  поколебать никакими доводами  рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются  вожаки толпы: они не принадлежат  к числу мыслителей — это  люди действия.

 Класс вожаков подразделяется  на две категории:

  • люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
  • люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

 Один из важных факторов, определяющих влияние лидера  на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь  идеи или личности над умом  индивида. Оно может складываться  из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

 Управление толпой имеет  двойственную природу, ибо толпа  практически всегда — объект  управления двух сил: с одной  стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются  силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

 Возможности управления толпой  существенно различаются в зависимости  от того, кто стремится быть  в ней лидером — демагог  или интеллигент. Как говорят  на Востоке, тот, кто хочет управлять  толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями  много сложней, чем толпой.

Информация о работе Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее