Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать взаимодействие понятий стереотип и межкультурный характер. В процессе работы предстоит решить следующие задачи: - определить понятие и сущность стереотипа; - исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры; - выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.

Содержание работы

стр.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность стереотипа 6
Глава 2. Формирование и усвоение стереотипов 13
Глава 3. Функции стереотипов 17
Глава 4. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации 20
Заключение 24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации.docx

— 51.78 Кб (Скачать файл)

Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности людей путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны большому числу людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.

В целом можно сказать, что стереотипы являются определенными  убеждениями и «привычными знаниями»  людей относительно качеств и  черт характера других индивидов, а  также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и  широко используются людьми. В зависимости  от характера объекта и его  места в социальной структуре  выделяют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Реальным носителем стереотипов  является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повседневной жизни наибольшее распространение  получили этнические стереотипы —  устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки  зрения других. Такого рода стереотипы-клише  становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих  групп, где эти стереотипы распространены.

Например, стереотипны представления  о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Значительную роль в возникновении  и функционировании стереотипов  играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внимательно присмотреться  к их эмоциональной стороне. Эмоциональный  отклик возникает при появлении  предмета соответствующего той или  иной потребности. По эмоции можно судить о степени важности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине  стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или поведение  человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются  как проявление ума, у другого  народа считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается  как упрямство.

Например, европейцев, впервые  вступивших в общение с японцами, шокировало и поныне шокирует то, что  японцы с веселой улыбкой говорят  о таких печальных вещах, как  болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования стереотипа о бездушии, цинизме и  жестокости японцев. Однако в подобных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить окружающих своими личными горестями.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или  ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования  оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При  всем своем схематизме и обобщенности стереотипные представления о других народах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чужой  культурой, ослабляют культурный шок  от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социокультурного окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование и усвоение стереотипов

 

Нет ничего удивительного  и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы. Получая  необходимую для жизнедеятельности  информацию об окружающем мире и преломляя  ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в  этом процессе той информации, которая  отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует  их ценностям и приоритетам. Стереотип  возникает при обращении к  прошлому жизненному опыту — индивидуальному  и групповому и зависит от предшествующего  восприятия. Сам же процесс появления  и формирования стереотипа происходит при непосредственном взаимодействии различных психических элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых  установок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.

Процесс формирования стереотипов  основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три  фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных  или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в высших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ассоциаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступает фаза поисковой реакции, когда слышимое или видимое отождествляется с представлениями и опознается как искомое, заданное. При этом общее схематическое представление обогащается деталями и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для стереотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специализацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствующий стереотип.

Вместе с тем психологический  механизм возникновения стереотипов  основывается также на принципе «экономии  мышления», свойственном повседневному  человеческому сознанию. Данный принцип  означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления  каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под  известные им категории. Постоянно  меняющийся мир просто перегружает  человека новой информацией и  психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные  и привычные модели, которые получили название стереотипов. В этих случаях  познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь  житейским опытом, основанным на обобщении  типичных для данной области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые  у человека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие  также стереотипный характер. Отказ  от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и  превратил бы всю его жизнь  в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружающий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать велосипед».

Причины возникновения стереотипов  разнообразны. Однако самой главной  из них, вероятно, является защитная реакция  сознания на перегрузку мозга от постоянно  увеличивающегося объема информации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.

Усвоение человеком стереотипов  происходит различными путями. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и инкультурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть культуры, то «привычку» думать о других группах определенным образом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между двенадцатым и тридцатым годами жизни, после чего устойчиво закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это касается не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.

Во-вторых, стереотипы формируются  в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком простодушны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают эти стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут  возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке  обманул торговец-азербайджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы  лживы. В этом случае стереотип приобретается  исходя из ограниченной информации.

В-четвертых, особое место  в образовании стереотипов занимают средства массовой информации. Возможности  формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как  по своему масштабу, так и по своей  силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта  общения, люди наделяют иностранцев  строго фиксированными чертами внешности  и особенностями характера.

Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на общественность:

• Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственного мнения или установки.

• Большое значение имеет  статус источника информации. Совершенно очевиден результат информационного  воздействия на людей, проводимого  известным политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника  информации тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепится в  их сознании.

• Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окончательный  выбор осуществляется с помощью  одобрения авторитетом одного из вариантов решения. При этом человек  не испытывает внутреннего конфликта  из-за последствий своего решения  и снимает с себя всю ответственность  за его принятие. В результате принятого  решения у индивида исчезает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за собой  его поведение. Все представляется правильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с  санкции авторитета. В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Функции стереотипов

 

По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие социальный и  психологический опыт общения и  взаимодействий индивидов. Имея такую  природу, стереотипы обладают рядом  качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря  этим качествам стереотипы выполняют  свои разнообразные функции и  задачи, из которых для процесса межкультурной коммуникации особое значение имеют следующие:

• объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социокультурных  особенностях;

• предвидение различных  форм поведения от партнеров по коммуникации;

• формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;

• защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, апология собственной сокультурной группы;

• обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;

• стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе.

Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах «глобального» обобщения, происходящих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения  и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и  упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чужой  культурой начинается классификация  новой информации и формируется  модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения  и генерализации реальности, выделения  наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.

Например, в основе стереотипов  практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских лежат наблюдения за их действительным поведением.

Ориентирующая функция заключается  в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по группам на основе стереотипных признаков и ожидать от них определенного поведения.

Например, если спросить у  любого человека, для членов какой  этнической группы характерно предсказывать  судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, можно предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внешнему облику от членов вашей культурной группы, то такого предположения не возникает.

Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социальное окружение  на обозримые и понятные группы и  тем самым упростить сложность  незнакомого культурного окружения.

Информация о работе Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации