Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать взаимодействие понятий стереотип и межкультурный характер. В процессе работы предстоит решить следующие задачи: - определить понятие и сущность стереотипа; - исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры; - выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.

Содержание работы

стр.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность стереотипа 6
Глава 2. Формирование и усвоение стереотипов 13
Глава 3. Функции стереотипов 17
Глава 4. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации 20
Заключение 24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации.docx

— 51.78 Кб (Скачать файл)

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что  с помощью стереотипов удается  четко разграничить свою и чужую  этнические группы. Стереотипизация позволяет классифицировать поведение окружающих и дать объяснение его причин путем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным механизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.

Такое разграничение связано  также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивного образа собственной культуры по сравнению с другими. Стереотипы, создавая определенную реальность, консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существующие в каждой культуре. «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.

Поскольку стереотип является порождением группового сознания, то адекватно он может использоваться только при межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения этнической или  культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и  определение происходят практически  мгновенно — по различным признакам  групповой принадлежности срабатывает  психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для срабатывания этого механизма совершенно не важно, что в действительности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; главное — не ошибиться в ориентировке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Значение стереотипов  для межкультурной коммуникации

 

При всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

Анализ вопроса роли стереотипов  в межкультурном общении позволяет  выявить их значение во взаимодействии и взаимопонимании культур. В  результате исследования сложились  два подхода. Первый из них можно  назвать «академическим». Он представлен  в работах английского психолога  Р. Стагнера[6], который считает, что стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облегчают восприятие незнакомых или малознакомых явлений чужой культуры, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социокультурное окружение индивида .

Другой подход заключается  в анализе роли стереотипов в  контексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как  проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискриминации.

Несмотря на различия в  подходах, в них отчетливо просматривается  мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы являются результатом этноцентрической реакции — попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей абсолютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональна опыту межкультурного взаимодействия.

Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций  в обществе. По этой причине стереотипы используются в каждой межкультурной  ситуации. Механизмы межкультурного восприятия приводят в действие избирательное  применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно  общих культурно специфических  способов оценки, как собственной  группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись. Представители  другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенности речи, внешний облик, цвет кожи, брачные  обычаи, религиозные убеждения и  т.д.

Зависимость между культурной принадлежностью того или иного  человека и приписываемыми ему чертами  характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что  делает коммуникацию с «единой» позиции  невозможной. Руководствуясь нормами  и ценностями своей культуры, человек  сам определяет, какие факты и  в каком свете оценивать, что  существенно влияет на характер нашей  коммуникации с представителями  других культур.

Например, при общении  с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами  у немцев, привыкших к другому  стилю общения, может сложиться  стереотип о «взбалмошности»  и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может  сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдержанных» и т.д.

В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:

• если его сознательно  придерживаются: индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые  нормы и ценности, групповые черты  и признаки, а не специфические  качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;

• если стереотип является описательным, а не оценочным: это  предполагает отражение в стереотипах  реальных и объективных качеств  и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или  плохих;

• если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты  группы, к которой принадлежит  человек;

• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней: это означает, что первое впечатление о группе не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;

• если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях  и опыте общения с реальными  людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

В ситуации межкультурных  контактов стереотипы бывают, эффективны только тогда, когда они используются как первая и положительная догадка  о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно  верная информация о них.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают  групповые нормы, когда смешивают  стереотипы с описанием определенного  индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях  и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серьезной помехой  при межкультурных контактах.

В целом выделяют следующие  причины, из-за которых стереотипы могут  препятствовать межкультурной коммуникации:

• если за стереотипами не удается  выявить индивидуальные особенности  людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;

• если стереотипы повторяют  и усиливают определенные ошибочные  убеждения и верования до тех  пор, пока люди не начинают их принимать  за истинные;

• если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных  контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь  от них отказываться при их несоответствии реальной действительности.

 

 

Заключение

 

В нашей работе мы исследовали  понятие “стереотип“ как часть  национального характера того или  иного народа. На основе проделанной  работы можно сделать следующие  выводы:

Исследовав понятие стереотипа было выявлено, что этот феномен можно рассматривать в двух аспектах:

как относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, свойственных представителям одного культурного  и языкового пространства, или  представителям других наций в глазах данного народа;

как культурно-детерминированное  представление, существующее как в  виде ментального образа, так и  в виде вербальной оболочки. Стереотип  в этом случае является и процессом, и результатом общения согласно определенным семиотическим моделям. Стереотип (как родовое понятие) включает в себя стандарт, являющийся неязыковой реальностью, и норму, существующую на языковом уровне. В качестве стереотипов  могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что  касается представлений одной нации  о культуре другой нации в целом.

Поведение каждого человека (несмотря на то, что в частных  случаях оно индивидуально) в  любом обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанном в данном обществе индивидуально  и многообразно. Набор стереотипов  для каждого отдельно взятого  общества сугубо специфичен. Культурные стереотипы оказывают влияние на поведение человека в пределах родного  культурного и языкового пространства и начинают усваиваться именно с  того момента, когда человек осознает себя частью определенного этноса, частью определенной культуры.

Следующие явления в культуре отдельного народа относятся к стереотипам:

    • Вербальное поведение
    • Невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения)
    • Национальный характер и представления о нем другими нациями
    • Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях
    • Особенности быта и повседневной жизни нации
    • Национальная кухня
    • Религиозные и национальные обряды

Для успешного осуществления  коммуникативного акта между разными  нациями необходимо не только владение языком, но и также наличие фоновых  знаний. Большую роль в коммуникативном  процессе играют прецедентные имена  – индивидуальные имена, ситуации, широко известные представителям той  или иной нации. нации. Прецедентные имена являются составляющей такого понятия как фоновые знания. Как фоновые знания, так и прецедентные имена важны для “расшифровки” и интерпретации национальных стереотипов культуры, для их осмысления и правильного толкования. Они включают систему мировоззрения, взглядов, господствующих в данном обществе, этических оценок, эстетических вкусов, нормы речевого и неречевого поведения и большую часть знаний, которыми обладают все члены данного общества. Многие стороны жизни народа, традиции быта, обычаи, исторические события, которые известны членам данного языкового общества и неизвестны иностранцу, стали причиной возникновения тех или иных стереотипов в данном культурном пространстве.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Гудков Д. Теория и  практика межкультурной коммуникации. – М., 2003.

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

3. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. – Нижний Новгород, 2003.

4. Казаринова Н.В. Межличностное  общение. СПб., 2000.

5. Красных В. «Свой»  среди «чужих»: миф или реальность. – М., 2003.

6. Леонтович О.А. Россия  и США. Введение в межкультурную  коммуникацию. – Волгоград, 2003.

7. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2004.

8. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1, с.94-104.

9. Рогов Е.И. Психология  общения. М., 2001

10. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: Юнити – Дана, 2004. (серия Cogito ergo sum)

11. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – М.: Альфа – М, Инфра – М., 2004

12. Широканов Д.И., Алексеева Е.А. Стереотипы и динамика мышления. Минск, 1993.

13. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь  – справочник / Отв. Редактор М.И. Панов; Сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина – М.: ООО «Агенство КРПА Олимп», 2005.

14. Bergier R., Six B. Stereotype und Vorurteile//Handbuch der Sozialpsychologie (2. Haebband)/ Hrsg. von C. F. Graumann. Göttingen, 1972

15. LippmanW. Public opinion. N.Y., 1922

16. Quasthoff U. Etnozentrische Verarbeitung von Informationen^Zur Ambivalenz der Funktionen von Stereotypen in der Intrkulturellen Kommunikation// Wie verstehen wer Fremde? Aspekte zur Klaerung von Verstehen prozessen/ Hrsg. P. Matusch. München, 1989

17. Triandis H. Intercultural Education and Training // P. Funke (ed.). Understanding the USA. A Cross – Cultural Perspective. Tübingen, 1989. P. 41.


Информация о работе Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации