Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:10, курсовая работа
Цель работы – исследовать взаимодействие понятий стереотип и межкультурный характер. В процессе работы предстоит решить следующие задачи: - определить понятие и сущность стереотипа; - исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры; - выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.
стр.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность стереотипа 6
Глава 2. Формирование и усвоение стереотипов 13
Глава 3. Функции стереотипов 17
Глава 4. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации 20
Заключение 24
Список использованной литературы
Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифицировать поведение окружающих и дать объяснение его причин путем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным механизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.
Такое разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивного образа собственной культуры по сравнению с другими. Стереотипы, создавая определенную реальность, консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существующие в каждой культуре. «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.
Поскольку стереотип является порождением группового сознания, то адекватно он может использоваться только при межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят практически мгновенно — по различным признакам групповой принадлежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для срабатывания этого механизма совершенно не важно, что в действительности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; главное — не ошибиться в ориентировке.
Глава 4. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации
При всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.
Анализ вопроса роли стереотипов
в межкультурном общении
Другой подход заключается
в анализе роли стереотипов в
контексте социального
Несмотря на различия в
подходах, в них отчетливо
Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы используются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультурного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических способов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенности речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.
Зависимость между культурной
принадлежностью того или иного
человека и приписываемыми ему чертами
характера обычно не является адекватной.
Люди, принадлежащие различным
Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому стилю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдержанных» и т.д.
В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:
• если его сознательно придерживаются: индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;
• если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;
• если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней: это означает, что первое впечатление о группе не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы;
• если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.
В ситуации межкультурных
контактов стереотипы бывают, эффективны
только тогда, когда они используются
как первая и положительная догадка
о человеке или ситуации, а не
рассматриваются как
Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда смешивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серьезной помехой при межкультурных контактах.
В целом выделяют следующие причины, из-за которых стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации:
• если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;
• если стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные;
• если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.
Люди сохраняют свои стереотипы,
даже если реальная действительность
и их жизненный опыт им противоречат.
Поэтому в ситуации межкультурных
контактов важно уметь
Заключение
В нашей работе мы исследовали понятие “стереотип“ как часть национального характера того или иного народа. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Исследовав понятие стереотипа было выявлено, что этот феномен можно рассматривать в двух аспектах:
как относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, свойственных представителям одного культурного и языкового пространства, или представителям других наций в глазах данного народа;
как культурно-детерминированное
представление, существующее как в
виде ментального образа, так и
в виде вербальной оболочки. Стереотип
в этом случае является и процессом,
и результатом общения согласно
определенным семиотическим моделям.
Стереотип (как родовое понятие)
включает в себя стандарт, являющийся
неязыковой реальностью, и норму, существующую
на языковом уровне. В качестве стереотипов
могут выступать как
Поведение каждого человека
(несмотря на то, что в частных
случаях оно индивидуально) в
любом обществе типизировано, то есть
оно подчиняется нормам, выработанном
в данном обществе индивидуально
и многообразно. Набор стереотипов
для каждого отдельно взятого
общества сугубо специфичен. Культурные
стереотипы оказывают влияние на
поведение человека в пределах родного
культурного и языкового
Следующие явления в культуре отдельного народа относятся к стереотипам:
Для успешного осуществления коммуникативного акта между разными нациями необходимо не только владение языком, но и также наличие фоновых знаний. Большую роль в коммуникативном процессе играют прецедентные имена – индивидуальные имена, ситуации, широко известные представителям той или иной нации. нации. Прецедентные имена являются составляющей такого понятия как фоновые знания. Как фоновые знания, так и прецедентные имена важны для “расшифровки” и интерпретации национальных стереотипов культуры, для их осмысления и правильного толкования. Они включают систему мировоззрения, взглядов, господствующих в данном обществе, этических оценок, эстетических вкусов, нормы речевого и неречевого поведения и большую часть знаний, которыми обладают все члены данного общества. Многие стороны жизни народа, традиции быта, обычаи, исторические события, которые известны членам данного языкового общества и неизвестны иностранцу, стали причиной возникновения тех или иных стереотипов в данном культурном пространстве.
Список использованной литературы:
1. Гудков Д. Теория и
практика межкультурной
2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.
3. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. – Нижний Новгород, 2003.
4. Казаринова Н.В. Межличностное общение. СПб., 2000.
5. Красных В. «Свой»
среди «чужих»: миф или
6. Леонтович О.А. Россия
и США. Введение в
7. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. – М.: Логос, 2004.
8. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998, №1, с.94-104.
9. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001
10. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. – М.: Юнити – Дана, 2004. (серия Cogito ergo sum)
11. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. – М.: Альфа – М, Инфра – М., 2004
12. Широканов Д.И., Алексеева Е.А. Стереотипы и динамика мышления. Минск, 1993.
13. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь – справочник / Отв. Редактор М.И. Панов; Сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина – М.: ООО «Агенство КРПА Олимп», 2005.
14. Bergier R., Six B. Stereotype und Vorurteile//Handbuch der Sozialpsychologie (2. Haebband)/ Hrsg. von C. F. Graumann. Göttingen, 1972
15. LippmanW. Public opinion. N.Y., 1922
16. Quasthoff U. Etnozentrische Verarbeitung von Informationen^Zur Ambivalenz der Funktionen von Stereotypen in der Intrkulturellen Kommunikation// Wie verstehen wer Fremde? Aspekte zur Klaerung von Verstehen prozessen/ Hrsg. P. Matusch. München, 1989
17. Triandis H. Intercultural Education and Training // P. Funke (ed.). Understanding the USA. A Cross – Cultural Perspective. Tübingen, 1989. P. 41.
Информация о работе Стереотипы восприятия как феномен межкультурной коммуникации