Технология (модель взаимодействия) «Клиент-Сервер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:59, реферат

Описание работы

Технология «клиент-сервер» пришла на смену централизованной схеме управления вычислительным процессом на мейнфреймах еще в 80-х годах прошлого века. Благодаря высокой живучести и надежности вычислительной системы, легкости масштабирования, возможности одновременной работы пользователя с несколькими приложениями, высокой оперативности обработки информации, обеспечению пользователя высококачественным интерфейсом и другим возможностям эта весьма перспективная и далеко не исчерпавшая себя технология получила свое дальнейшее развитие.

Содержание работы

1. Технология «Клиент – сервер» 3
2. Классическая двухуровневая архитектура «Клиент – сервер» 4
3. Трехуровневая модель 9
4. Различные модели технологии «Клиент – сервер» 12
5. Программное обеспечение технологии «Клиент – сервер» 22
6. Организация обработки данных в СУБД с архитектурой «Клиент-сервер» 26
7. Технология "Клиент-сервер" применительно к Internet 33
8. Технология «Клиент-сервер» применительно к Intranet 39

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 548.54 Кб (Скачать файл)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное  
учреждение высшего профессионального образования

«»

 

Кафедра

 

 

 

Контрольная рабоота

по дисциплине: «Информационные технологии»

на тему: Технология (модель взаимодействия) «Клиент-Сервер»

 

 

 

Выполнил:  студент

 

 

Проверил:  профессор

 

 

 

 

Ставрополь, 2013

 
Оглавление

1. Технология «Клиент – сервер» 3

2. Классическая двухуровневая архитектура «Клиент – сервер» 4

3. Трехуровневая модель 9

4. Различные модели технологии «Клиент – сервер» 12

5. Программное обеспечение технологии «Клиент – сервер» 22

6. Организация обработки данных в СУБД с архитектурой «Клиент-сервер» 26

7. Технология "Клиент-сервер" применительно к Internet 33

8. Технология «Клиент-сервер» применительно к Intranet 39

 

  1. Технология «Клиент – сервер»

Технология «клиент-сервер» пришла на смену централизованной схеме управления вычислительным процессом на мейнфреймах еще в 80-х годах прошлого века. Благодаря высокой живучести и надежности вычислительной системы, легкости масштабирования, возможности одновременной работы пользователя с несколькими приложениями, высокой оперативности обработки информации, обеспечению пользователя высококачественным интерфейсом и другим возможностям эта весьма перспективная и далеко не исчерпавшая себя технология получила свое дальнейшее развитие.

Со временем малофункциональную модель файлового сервера для  локальных сетей (FS) заменили появившиеся  одна за одной модели структуры «Клиент- сервер» (RDA, DBS и AS).

Заняв нишу баз данных, технология «Клиент – сервер» стала основной технологией глобальной сети Internet. Далее, в результате перенесения  идей сети Internet в среду корпоративных  систем, появилась технология Intranet. В отличие от технологии «Клиент-сервер» эта технология ориентирована не на данные, а на информацию в ее окончательно готовом к потреблению виде. Вычислительные системы, построенные на основе Intranet, имеют в своем составе центральные серверы информации и распределенные компоненты представления информации конечному пользователю (программы-навигаторы, или браузеры). Взаимодействие между клиентом и сервером в Intranet происходит при помощи web – технологий.

На сегодняшний день технология «Клиент-сервер» получает все большее  распространение, однако сама по себе она не предлагает универсальных  рецептов. Она лишь дает общее представление  о том, как должна быть организована современная распределенная информационная система. В то же время реализации этой технологии в конкретных программных  продуктах и даже в видах программного обеспечения различаются весьма существенно.

  1. Классическая двухуровневая архитектура «Клиент – сервер»

Обычно компоненты сети не равноправны: у одних есть доступ к ресурсам (например, принтер, процессор, система управления базой данных (СУБД), файловая система и так  далее), другие имеют возможность  обращаться к этим ресурсам.

Технология «Клиент –  сервер» - это архитектура программного комплекса, в которой происходит распределение прикладной программы по двум логически различным компонентам (клиент и сервер), взаимодействующим по схеме «запрос-ответ» и решающим свои определенные задачи (рисунок 1).

Рисунок 1. – Архитектура «Клиент – сервер»

Компьютер (или программа), управляющий и/или владеющий каким-либо ресурсом, называют сервером этого ресурса.

Компьютер (или программа), запрашивающий и пользующийся каким-либо ресурсом, называют клиентом этого ресурса.

Клиент и сервер могут  находиться как на одном компьютере (ПК), так и на разных ПК в сети. Также может возникать такая  ситуация, когда некоторый программный  блок будет одновременно выполнять  функции сервера по отношению  к одному блоку и клиента по отношению к другому.

Основной принцип технологии «Клиент-сервер» заключается в  разделении функций приложения как  минимум на три группы:

- модули интерфейса с пользователем;

Также эту группу называют логикой представления. Через эту  группу пользователи взаимодействуют  с приложением. Независимо от конкретных характеристик логики представления (интерфейс командной строки, сложные  графические пользовательские интерфейсы, интерфейсы через посредника) ее задача состоит в том, чтобы обеспечить средства для наиболее эффективного обмена информацией между пользователем и информационной системой.

- модули хранения данных;

Эту группу также называют бизнес-логикой. Бизнес-логика определяет, для чего конкретно предназначено  приложение (например, прикладные функции, характерные для данной предметной области). Разделение приложения по границам между программами обеспечивает естественную основу для распределения  приложения на нескольких компьютерах.

- модули обработки данных (функции управления ресурсами);

Эту группу также называют логикой доступа к данным или  алгоритмами доступа к данным. Алгоритмы доступа к данным исторически  рассматривались как специфический  для конкретного приложения интерфейс  к механизму постоянного хранения данных наподобие файловой системы  или СУБД. При помощи модулей обработки  данных организуется специфический  для приложения интерфейс к СУБД. При помощи интерфейса приложение управляет  соединениями с базой данных и  запросами к ней (перевод специфических  для конкретного приложения запросов на язык SQL, получение результатов  и перевод этих результатов обратно  в специфические для конкретного  приложения структуры данных).

Каждая из этих групп может  быть реализована независимо от двух других. Например, не изменяя программ, используемых для хранения и обработки  данных, можно изменить интерфейс  с пользователем таким образом, что одни и те же данные будут  отображаться в виде таблиц, графиков или гистограмм. Очень простые  приложения часто способны собрать  все три части в единственную программу, и подобное разделение соответствует  функциональным границам.

В соответствии с разделением  функций в любом приложении выделяются следующие компоненты:

- компонент представления  данных;

- прикладной компонент;

- компонент управления  ресурсом.

В классической архитектуре  клиент-сервер приходится распределять три основные части приложения по двум физическим модулям. Обычно прикладной компонент располагается на сервере (например, сервере базы данных), компонент  представления данных - на стороне  клиента, а компонент управления ресурсом распределяется между клиентской и серверной частями. В этом заключается  основной недостаток классической двухуровневой  архитектуры.

В двухзвенной архитектуре  при разбиении алгоритмов обработки  данных разработчики должны иметь полную информацию о последних изменениях, внесенных в систему, и понимать эти изменения, что создает большие  сложности при разработке клиент-серверных  систем, их установке и сопровождении, поскольку необходимо тратить значительные усилия на координацию действий разных групп специалистов. В действиях  разработчиков часто возникают  противоречия, а это тормозит развитие системы и вынуждает изменять уже готовые и проверенные  элементы.

Чтобы избежать несогласованности  различных элементов архитектуры  были созданы две модификации  двухзвенной архитектуры «Клиент  – сервер»: «Толстый клиент» («Тонкий  сервер») и «Тонкий клиент» («Толстый сервер»).

В данных архитектурах разработчики попытались выполнять обработку  данных на одной из двух физических частей - либо на стороне клиента («Толстый клиент»), либо на сервере («Тонкий клиент).

Каждый подход имеет свои недостатки. В первом случае неоправданно перегружается сеть, потому что по ней передаются необработанные, а  значит, избыточные данные. Кроме того, усложняется поддержка системы  и ее изменение, так как замена алгоритма вычислений или исправление  ошибки требует одновременной полной замены всех интерфейсных программ, а  иначе могут возникнуть ошибки или несогласованность данных. Если же вся обработка информации выполняется на сервере, то возникает проблема описания встроенных процедур и их отладки. Систему с обработкой информации на сервере абсолютно невозможно перенести на другую платформу (ОС), что является серьезным недостатком.

Есди все-таки разрабатывается  двухуровневая классическая архитектура  «Клиент – сервер», то необходимо помнить следующее:

- архитектура «Толстый  сервер» аналогична архитектуре  «Тонкий клиент» (рисунок 2);

Рисунок 2. – Архитектура «Тонкий клиент»

Передача запроса от клиента  на сервер, обработка запроса сервером и передача результата клиенту. При  этом архитектуры имеют следующие  недостатки:

- усложняется реализация, так как языки типа SQL не приспособлены  для разработки подобного ПО  и нет хороших средств отладки;

- производительность программ, написанных на языках типа SQL, значительно ниже, чем созданных  на других языках, что имеет  важное значение для сложных  систем;

- программы, написанные  на СУБД-языках, обычно работают  недостаточно надежно; ошибка  в них может привести к выходу  из строя всего сервера баз  данных;

- получившиеся таким образом  программы полностью непереносимы  на другие системы и платформы.

- архитектура «Тонкий  сервер» аналогична архитектуре  «Толстый клиент» (рисунок 34).

Обработка запроса происходит на стороне клиента, то есть происходит передача клиенту всех необработанных данных с сервера. При этом архитектуры  имеют следующие недостатки:

- усложняется обновление  ПО, поскольку его замену нужно  производить одновременно по  всей системе;

- усложняется распределение  полномочий, так как разграничение  доступа происходит не по действиям,  а по таблицам;

- перегружается сеть вследствие  передачи по ней необработанных  данных;

- слабая защита данных, поскольку сложно правильно распределить  полномочия.

Рисунок 3. – Архитектура  «Толстый клиент»

Для решения перечисленных  проблем используются многоуровневые (три и более уровней) архитектуры  «Клиент-сервер».

 

 

  1. Трехуровневая модель

С середины 90-х годов прошлого века признание специалистов получила трехзвенная архитектура «Клиент  – сервер», которая разделила  информационную систему по функциональным возможностям на три отдельных компонента: логика представления, бизнес-логика и  логика доступа к данным. В отличие  от двухзвенной архитектуры в  трехзвенной появляется дополнительное звено - сервер приложений, который  предназначен для осуществления  бизнес-логики, при этом полностью разгружается клиент, который направляет запросы промежуточному программному обеспечению, и максимально используются все возможности серверов.

В трехуровневой архитектуре  клиент обычно не перегружен функциями  обработки данных, а выполняет  свою основную роль системы представления  информации, поступающей с сервера  приложений. Такой интерфейс можно  реализовать с помощью стандартных  средств Web-технологии - браузера, CGI и Java. Это уменьшает объем данных, передаваемых между клиентом и сервером приложений, что позволяет подключать клиентские компьютеры даже по медленным линиям типа телефонных каналов. Кроме того, клиентская часть может быть настолько  простой, что в большинстве случаев  ее реализуют с помощью универсального браузера. Но если менять ее все-таки придется, то эту процедуру можно осуществить  быстро и безболезненно.

Сервер приложений – это программное обеспечение, являющееся промежуточным слоем между клиентом и сервером (рисунок 3).

Рисунок 4. - Сервер приложений

Существует несколько  категорий продуктов промежуточного слоя:

- Message orientated – яркие представители MQseries и JMS;

- Object Broker – яркие представители  CORBA и DCOM;

- Component based – яркие представители.NET и EJB.

Использование сервера приложений дает больше возможностей, например, уменьшается  нагрузка на клиентские компьютеры, потому что сервер приложений распределяет нагрузку и обеспечивает защиту от сбоев. Так как бизнес-логика хранится на сервере приложений, то при каких-либо изменениях в отчетности или расчетах клиентские программы никоим образом  не затрагиваются.

Существует несколько  серверов приложений от таких знаменитых компаний как Sun Microsystem, Borland, IBM, Oracle и  каждый из них отличается набором  предоставляемых сервисов (производительность в данном случае учитывать не будем). Эти сервисы облегчают программирование и развертывание приложений масштаба предприятия. Обычно сервер приложений предоставляет следующие сервисы:

- WEB Server – чаще всего  включают в поставку самый  популярный и мощный Apache;

- WEB Container – позволяет  выполнять JSP и сервлеты. Для Apache таким сервисом является Tomcat;

- CORBA Agent – может предоставлять  распределенную директорию для  хранения CORBA объектов;

- Messaging Service – брокер сообщений;

- Transaction Service – уже из  названия понятно, что это сервис  транзакций;

- JDBC – драйвера для  подключения к базам данных, ведь  именно серверу приложений придется  общаться с базами данных и  ему нужно уметь подключаться  к используемой в вашей компании  базе;

Информация о работе Технология (модель взаимодействия) «Клиент-Сервер»