Теории лидерства. Типы лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:14, контрольная работа

Описание работы

Теории лидерства - научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование.
Лидерство как и управление, является до некоторой степени искусством. Досегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкогоподхода к руководству.

Содержание работы

Введение
Теории и типы лидерства
Природа лидерства
Мотивация лидерства и типы лидерства
Пригодность к лидерству
Развитие лидерства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Деловые коммуникации.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)

Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские  качества связаны с вербальными  и оценочными способностями личности. На основе чего делали вывод: наличие  указанных личностных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера:

-- интеллигентность в  вербальном и символическом плане;

-- инициативность, т. е.  способность направлять активность, желания в новом направлении;

-- уверенность в себе -- благоприятная самооценка;

-- привязанность к сотрудникам;

-- решительность;

-- мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

-- зрелость;

-- мотивационные способности,  т. е. умение мотивировать, вызывать  потребности у людей за счет  гарантий работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения успехов в работе.

Анализ реальных групп  показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек  может иметь данные качества, но не являться лидером.

К теории черт примыкают  концепции харизматического лидерства. Они восходят к идеям М. Вебера и представлены сегодня работами В.М. Басса--Б. Шамира, Р.И. Хозе, М. Артура. Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности. Харизматический лидер представляет собой концентрированное и самое яркое воплощение ценностей группы. Он ставит их превыше своих собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каждого из членов группы в общегрупповые. Можно ли научиться быть харизматическим лидером коллектива? Однозначного ответа нет. Но есть ряд рекомендаций, которые могут оказать помощь в постижении сути харизмы. Во-первых, решающая харизматическая способность -- влияние на восприятие мира и ценности членов коллектива. Условием ее приобретения является прежде всего знание своих сотрудников, уважение к их интересам, потребностям, ценностям. Вполне естественно, что эти индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, и лидер должен демонстрировать личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Вторая рекомендация: харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер -- подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. В-третьих, харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива, для общества в целом -- благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т. д. Благодаря этому усиливается внутренняя мотивация сотрудников -- выполняемая социальная роль повышает самооценку, человек ощущает свою значимость, осознает высокий смысл своей скромной деятельности и даже свою незаменимость. Четвертое: харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. Рекомендация пятая: в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация -- реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

В реальной жизни харизматическое  лидерство встречается не так  часто. Оно наиболее эффективно в  группах со слабо структурированными задачами, невысокой спецификацией  трудовых функций и отсутствием  четко установленных стратегий  реализации организационных задач. Слабость такого типа руководства проявляется  в чрезмерной зависимости деятельности группы от личности лидера -- если его уволить или перевести на другую работу, группа оказывается практически не дееспособной,

Второе рождение получила теория черт в факторно-аналитической  концепции лидерства. Различают  индивидуальные качества лидера и характерные  для него черты поведения, связанные  с достижением определенных целей. Добрый, общительный, склонный к рефлексии, гибкий, уважающий других людей человек, длительное время находясь на руководящей должности в армии или других авторитарных структурах, как правило, утрачивает некоторые из этих свойств и приобретает вторую группу качеств, связанную с характером выполняемой деятельности, -- решительность, уверенность в себе, строгость (а порой и жесткость) в отношениях с подчиненными, требование беспрекословного подчинения распоряжениям и т. д. Иными словами, стиль деятельности лидера зависит от ситуации -- несет на себе отпечаток социальных условий, в которых он действует.

Возникла ситуативная  теория лидерства, согласно которой  лидером становится тот человек, который при возникновении в  группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые  для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях  группа выдвигает специфические  требования к лидеру, и поэтому  лидерство может переходить от одного человека к другому (эмоциональный  или деловой лидер и т. п.).

Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т Хилтон, А. Голдиер) исходит  из относительности и множественности  лидерства. Лидер есть функция определенной ситуации, и человек,

«являющийся лидером  в одной ситуации не обязательно  будет лидером в других ситуациях» (Р. Стогдилл).

С этой точки зрения, лидерские  качества относительны, хотя сторонники ситуационной концепции все же признают необходимость основных качеств -- целеустремленности, уверенности в своих силах, готовности взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, компетентности. Слабость ситуационной концепции -- в недооценке личной активности человека, стремящегося занять место лидера: нет подходящей ситуации, и лидером тебе уже не стать. Э. Хартли предлагает приблизить ситуационное лидерство к реалиям жизни, дополнив следующие положения: 1) если ты стал лидером в одной ситуации, твои шансы стать таковым в другой ситуации повышаются; 2) если ты проявил себя как лидер, ты приобрел авторитет, который может способствовать назначению тебя на руководящую должность и тем самым закреплению твоего лидерства; 3) восприятие группы стереотипно, и если ты стал лидером в одной ситуации, она воспринимает тебя таковым и в другой; 4) лидером становится тот, кто к этому стремится.

Уточняет, развивает и  качественно обогащает ситуационную концепцию теория конституентов (последователей). Она объясняет природу лидерства  по аналогии с известной пословицей: «Свита делает короля». Лидера создают  последователи. Но в этой теории лидер  предстает как бы второстепенным и ничего не определяющим объектом деятельности конституентов.

Доверие последователей к  лидеру -- это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его  действий, т. е люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива, от особенностей своих последователей, поэтому от лидера требуется способность выражать интересы группы, быть восприимчивым  к взглядам и позициям своих сторонников, чтобы уметь понять, в какой  момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние  и сплоченность группы.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются  структуры воздействия на них. Эти  структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию  действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

Решение названных задач  осуществляется посредством следующих  функций: а) информационно-аналитической; б) выработки программ; в) принятия решения; г) организации исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется  линия поведения, программа действий -- и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

1) подбор и расстановку  исполнителей;

2) доведение до них  решений;

3) уточнение и адаптацию  решений применительно к месту  исполнения;

4) создание внешних и  внутренних условий исполнения;

5) координацию деятельности  исполнителей;

6) подведение итогов и  анализ результатов. Мобилизация  начинается с формирования команды  лидера.

Совокупность теорий лидерства  дает возможность увидеть разнообразные  стороны феномена, но целостной картины  явления нет и, по мнению многих специалистов, не может быть -- слишко^ многообразны проявления лидерства, слишком они зависимы от национальных, культурных, религиозных и прочих факторов. В попытках определить лидерство как целостное явление необходимо рассматривать четыре главных момента: 1) мотивация и качества лидера; 2) задачи лидера; 3) последователи лидера; 4) механизм взаимодействия лидера и его последователей.

Мотивация лидерства  и типы лидерства

Что заставляет человека стремиться к лидерству? Субъективные механизмы  становления, характера и направленности лидерства проясняет психоаналитическая теория 3. Фрейда. С его точки зрения, в основе лидерства лежит подавленное  либидо -- преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Другие психологи трактуют либидо более широко -- как психическую энергию вообще. В процессе сублимации (накопления и перехода в более высокие состояния) либидо проявляется в стремлении к творчеству, лидерству и проч. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет преодолевать и подавлять различного рода комплексы -- чувство неполноценности, некомпетентность и проч. Подчинение лидеру тоже находит объяснение в теории психоанализа -- субъективное принятие лидерства закладывается в детстве как необходимость в покровителе, авторитетном человеке. В этом смысле авторитет и покровительство руководителя организации подобны авторитету и покровительству главы семьи.

Последователи 3. Фрейда (Франкфуртская  школа, Адорно, Фромм) выявили особый тип личности, предрасположенный  к авторитаризму и стремящийся  к власти. Такая личность формируется  в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и  неврозы -- состояния подавленности, гнетущего напряжения, тревожности, безысходности и отчаяния. У человека появляется желание убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть -- психологическая потребность, которая позволяет избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Авторитарная личность дуалистична -- с одной стороны, она проявляет своеобразные садистские (обладание безграничной властью доставляет особое наслаждение, слабость других людей вызывает презрение и желание унизить их), а с другой стороны -- мазохистские наклонности (при столкновении с превосходящей силой такой человек раболепствует перед ее носителем, восхищается им и поклоняется ему).

Становясь руководителем, такие  личности имеют склонность распространить свою власть на личные отношения с  подчиненными и нарушать их права, заботятся  не столько об интересах дела, сколько  о сохранении или увеличении своей  власти. За деятельностью такого рода руководителей необходим жесткий  контроль.

Инструментальная мотивация. Психоаналитическая мотивация стремления к лидерству выявляет один из типов лидеров. Большинство людей, как показывают исследования, совершенно не стремятся к власти. Становятся ли они лидерами? Да, хотя сама власть не является для них ценностью. Власть -- только инструмент, механизм получения разного рода благ, средство достижения других целей: материальных (высокий доход, престиж, выгодные связи, привилегии) или духовно-нравственных (достижение высоких целей -- ответственность за общее дело, оказание помощи слабым, налаживание дружеских отношений в коллективе).

Игровая мотивация. Мотивация может быть и игровой -- человек воспринимает процесс руководства как увлекательную, захватывающую игру. В этом случае мотивом лидера становится само содержание управленческой деятельности -- решение сложных и общественно значимых проблем в процессе организации взаимодействия и общения с людьми.

Классификации лидерства  разнообразны. На основе каких критериев определяют виды лидеров в группе?

В зависимости  от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:

1. Лидер-организатор. Его  главное отличие в том, что  нужды коллектива он воспринимает  как свои собственные и активно  действует. Этот лидер оптимистичен  и уверен, что большинство проблем  вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать  пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформатном коллективе.

 

2. Лидер-творец. Привлекает  к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

3. Лидер-борец. Волевой,  уверенный в своих силах человек.  Первым идет навстречу опасности  или неизвестности, без колебания  вступает в борьбу. Готов отстаивать  то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» -- вот его стиль.

4. Лидер-дипломат. Если бы  он использовал свои способности  во зло, то его вполне можно  было бы назвать мастером интриги.  Он опирается на превосходное  знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

5. Лидер-утешитель. К нему  тянутся потому, что он готов  поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к  ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

 

Общее лидерство  в группе складывается из следующих  компонентов: эмоционального, делового и информационного. По содержанию лидерской  деятельности в социальных группах обычно выделяют три типа лидеров (иногда их называют ролями лидера):

Информация о работе Теории лидерства. Типы лидеров