Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:14, контрольная работа
Теории лидерства - научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование.
Лидерство как и управление, является до некоторой степени искусством. Досегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкогоподхода к руководству.
Введение
Теории и типы лидерства
Природа лидерства
Мотивация лидерства и типы лидерства
Пригодность к лидерству
Развитие лидерства
Заключение
Список литературы
1. Деловое лидерство характерно
для формальных групп,
2. Эмоциональное лидерство
возникает в неформальных
3. К «информационному»
лидеру («мозг группы») все
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.
Ситуативное лидерство по природе может быть деловым и эмоциональным. Его отличительная черта -- неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях и не может быть им в других. Л.И. Уманс-кий выделяет 6 типов лидеров по исполняемым ролям: 1) организатор (функция групповой интеграции); 2) инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем); 3) генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); 4) эталон (образец, идеал, «звезда»); 5) мастер (специалист в каком-то виде деятельности); 6) эрудит (отличается обширными знаниями).
В управлении персоналом используется и классификация лидеров в зависимости от того, как их воспринимает группа:
1) «один из нас» -- не
выделяется среди членов
2) «лучший из нас» -- выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) качествам и в целом является образцом для подражания;
3) «хороший человек» -- воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности придти на помощь:
4) «служитель» -- стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один из сотрудников может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя».
Интересен психоаналитический
подход к пониманию и классификации
видов лидерства. 3. Фрейд понимал
лидерство как двуединый
Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.
1. «Соверен», или «
2. «Вожак». В нем люди
видят выражение, концентрацию
своих желаний,
3. «Тиран». Он становится
лидером, потому что внушает
окружающим чувство
4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
5. «Соблазнитель». Человек
становится лидером, играя на
слабостях других. Он выступает
в роли «магической силы»,
6. «Герой». Жертвует собой
ради других; такой тип проявляется
особенно в ситуациях
7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
8. «Кумир». Влечет, притягивает,
положительно заражает
9. «Изгой».
10. «Козел отпущения». Два
последних типа лидеров, по
существу, антилидеры, они являются
объектом агрессивных
Лидерство различают по силе влияния на членов группы: «беспрекословный лидер» -- указания исполняются даже тогда, когда расходятся с интересами членов группы; «небеспрекословный» -- подчинение возможно до тех пор, пока не возникает противоречие между собственными интересами и потребностями членов группы.
В зависимости от направленности
влияния (скорее -- по результату лидерства
для организации) лидерство можно
рассматривать как
Вопрос о естественности
и искусственности лидерства, врожденности
лидерских качеств или
1) выявление лидеров; 2) их развитие; 3) учет интересов группы; 4) неформальное лидерство; 5) устранение деструктивного лидерства.
Пригодность к лидерству
Выявление людей с прирожденными
(или сформировавшимися) лидерскими
качествами и их привлечение на руководящие
посты вполне может исходить как
из тезиса, что лидерами рождаются,
так и из признания возможности
их целенаправленного
1) непрерывное
2) ориентация на служение
другим людям: ориентируюсь на
предоставление услуг другим
людям, независимо от того, как
зарабатываю себе на-чжизнь
3) излучение положительной
энергии, доброжелательность и
уклонение от восприятия
4) вера в других: я защищаю другого человека, вижу его ценность -- доброту и потенциальные возможности;
5) рациональное распределение времени и усилий: я стараюсь оптимально распределить время своей жизни между работой, семьей и обществом;
6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события -- восприятие жизни как приключения;
7) самокритичность,
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии: я слежу за здоровьем с помощью упражнений, интеллектуально развиваюсь, читая, а не проводя время у телевизора, духовно расту при помощи молитвы, медитации (умственное сосредоточение и психологический настрой на что-либо при полном отрешении от всего остального), размышления о вещах, способных вызвать вдохновение.
Развитие лидерства
Развитие лидерства -- целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств. Для развития лидерства используются следующие процедуры:
1) выработка личной мотивированности;
2) развитие индивидуальных
интеллектуальных и
3) обеспечение социальной
компетентности лидера и его
доброжелательности в
4) приобретение навыков
и умения быстро и правильно
оценивать ситуацию, знать и учитывать
особенности, интересы членов
группы. Учет интересов группы
проявляется в интеграции
5) сочетание в деятельности
руководителя формального и
6) устранение деструктивного лидерства. Большой ущерб деятельности организации приносят деструктивные лидеры -- лидеры групп противников нововведений, расхитителей собственности, собутыльников, взяточников и т. д. Для устранения такого рода лидеров применимы следующие способы действий: разрушение системы «лидер -- последователи» через увольнение лидера, перевода его на другое место работы; изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников; изоляция лидера, расформирование группы последователей, перевод на другие участки работы особенно близких лидеру людей; ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой (перевод лидера в другое помещение, загрузка его работой, затрудняющей неформальное общение). Эти меры административны по сути и не всегда применимы, так как могут граничить с нарушением законодательства, воспринимаются как несправедливые и могут вызывать недовольство коллектива, подрывают доверие к руководителю, вызывают деструктивные конфликты. Поэтому предпочтительнее второй способ устранения деструктивного лидерства -- изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Методы: индивидуальные беседы, приближение лидера к руководству, проявление к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность. Такой способ обычно не вызывает болезненной реакции последователей, протеста с их стороны, так как адекватная оценка лидерских качеств их кумира, по их мнению, справедлива. Однако этот метод может быть эффективным лишь в том случае, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Заключение
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.