Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:47, курсовая работа
Организация – многоуровневая структура с уровнями руководства и подчинения. Такая структура хорошо функционирует только при существовании хорошо налаженной связи между всеми уровнями. Вертикальные каналы коммуникации должны связывать все уровни управления организации в единое целое. Для этого информацию следует направлять, прежде всего, сверху вниз.
Министерство науки и образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. И.Ульянова-Ленина «ЛЭТИ»
Открытый факультет
Кафедра связи
с общественностью
Курсовая работа по дисциплине
«Коммуникации в организации»
Тема: Вертикальные коммуникации в организации
Студент: Касаткина Елена, 0841
Руководитель: Слуцкий Павел Александрович
Санкт-Петербург
2013
Введение
Организация – многоуровневая структура с уровнями руководства и подчинения. Такая структура хорошо функционирует только при существовании хорошо налаженной связи между всеми уровнями. Вертикальные каналы коммуникации должны связывать все уровни управления организации в единое целое. Для этого информацию следует направлять, прежде всего, сверху вниз.
Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно главных организационных целей; коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и закрепление авторитета власти и контроля.
Но плохо налаженные вертикальные коммуникации могут привести к неэффективной работе подчиненных, что приведет к невозможности развития организации.
Поэтому целью курсовой работы стало изучение вертикальных коммуникаций и на основе полученных знаний анализ эффективности вертикальных нисходящих коммуникаций на примере компании «Теллур».
Основные задачи курсовой работы:
Глава 1
Вертикальные коммуникации
Прежде чем начать разговор о вертикальных коммуникациях необходимо рассмотреть определение данного понятия.
М. В. Каймакова определяет вертикальные коммуникации как общение между руководителем и подчиненным [3, с. 32]. К ним относятся распоряжения, приказы, рекомендации, которые руководитель дает подчиненному, а также отчеты, сообщения о выполнении задания, то есть все виды сообщений, которые подчиненный передает руководителю.
Некоторые из многочисленных разновидностей обмена информацией между руководителем и подчиненным связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; обсуждением проблем эффективности работы; достижением признания и вознаграждением с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении, а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.
Рассмотрев определение вертикальных коммуникации целесообразным является изучение их видов.
Мескон, Альберт и Хедоури в книге «Основы менеджмента» выделяют два вида вертикальных коммуникаций: нисходящие и восходящие. Нисходящие организационные коммуникации - поток информации от высших уровней руководства к низшим [5, с. 150]. Почти половина контактов менеджеров приходится на подчиненных, а вторая - делится между начальниками, коллегами и внешними субъектами.
Осуществляя нисходящие контакты, некоторые администраторы широко используют цветные буклеты, дорогостоящие презентации и тщательно спланированные встречи с работниками, что, возможно, привлекает внимание, но обычно не вызывает у подчиненных понимания (одной из целей эффективного общения). Ключ к более совершенным коммуникациям отнюдь не в использовании цветных рисунков, платков, громких акций или электронных средств, а в представлении менеджерами тщательно отобранной, продуманной информации. Менеджеры, добившиеся успеха в общении, восприимчивы к нуждам людей и открыты к искреннему диалогу с другими сотрудниками.
Кроме нисходящих коммуникаций, организации необходимы восходящие. Восходящие коммуникации выполняют также функцию снабжения менеджеров информацией о происходящем на более низких уровнях. Благодаря им менеджеры узнают о текущих и потенциальных проблемах и предполагают корректировочные меры. В последнее время менеджеры используют новую форму восходящих коммуникаций - рабочие группы, регулярно собирающихся раз в неделю для обсуждения и решения производственных и сервисных проблем, они называются кружками качества.
Восходящие коммуникации, как правило, осуществляются в форме отчетов, предложений и пояснительных записок.
Эффективность коммуникационных каналов организации определяется тем, как быстро доходит управленчиская информация до адресата и насколько она сохраняет свою адекватность, пройдя по этим каналам. Любые отклонения от этих параметров (скорости и адекватности) называются информационной дисфункцией.
И. В. Сидоровская определяет инфрмационную дисфункцию как нарушение функций коммуникационных каналов организации [7, с. 76]. К числу таких расстройств сами сотрудники организаций относят прежде всего дифицит информации. Однако исследователи в качестве основного проявления информационной дисфункции рассматривают не дефицит, а, напротив, производство значительного количества избыточной информации.
Основная проблема коммуникаций обусловлена неопределенностью во взаимоотношениях между отдельными структурными единицами организации. В условиях неопределенности могут усиливаться следующие основные виды барьеров в коммуникационных процессах.
1. Искажение сообщений
– явление, при котором в структурные
единицы организации поступает
информация, не адекватная реальной
ситуации. Искажение в коммуникационных
сетях приводит к значительному замедлению
темпов работ в организации. Принятие
решения и его реализация должны начинаться
одновременно: понять, как следует выполнять
работу, не менее важно, чем принятие решения
о том, что следует делать [4, с. 117]. Искажения
информации приводят к неправильной постановке
целей ,что немедленно сказывается на
остальных компонентах организации.
2. Информационные перегрузки
возможны в тех случаях, когда
члены организации не в
3. Недостатки в структуре
организации оказывают
4. Высокая степень
Действительно, с помощью радио или телефонной связи с удаленными объектами иногда бывает трудно передать большой объем информации или проследить за выполнением распоряжений; кроме того, проблематичны возможности подчиненных связаться с отдаленным центральным органом управления. Как следствие, может возникнуть взаимное недоверие между членами организации, снижается эффективность взаимодействия [2, с. 157].
В целом можно сказать, что наиболее эффективное использование коммуникаций зависит от таких важнейших факторов, как профессионализм руководителей, структура организации и ее характеристики, наличие устойчивых межличностных отношений между членами организации, культура подчиненных, положение организации во внешней среде (закрытость и открытость), компетентность работников [1, с. 237].
Вывод к главе 1
В первой главе курсовой работы были сделаны следующие выводы:
Глава 2
Анализ вертикальных нисходящих коммуникаций на примере ООО «Теллур»
В этом разделе будет рассматриваться проблема неэффективных вертикальных нисходящих коммуникаций на примере компании ООО «Теллур». При работе над этим разделом были использованы материалы с официального сайта ООО «Теллур» [8], а также данные полученные в ходе личного интервью с нынешними и бывшими работниками организации.
2.1. Описание компании
2.1.1. История компании
Сеть торгово-сервисных центров "Теллур" более 15 лет активно работает на рынке торгового, офисного, банковского оборудования, осуществляя его продажу, установку и обслуживание. Основной сферой деятельности компании является сервис и консультативная поддержка. Действия по этим направлениям определяют комплексное решение поставленных задач.
Компания была образована в результате реорганизации в 1993 году Центра технического обслуживания контрольно-кассовых машин (ЦТО ККМ) и зарегистрирована с названием ТОО «Теллур-М». Сменилось руководство, после чего заметным стало общее ухудшение организационного климата.
2.1.2. Описание проблемы
С недавних пор заметной стала тенденция к частой смене персонала мужского пола, занимающегося техническим обслуживанием продукции (инженеров). Сотрудники увольнялись, так как работа проводимая ими не замечалась руководством, они не находили поддержки, новые идеи пресекались, никаких поощрений в виде премий инженеры не получали (в отличие, например, от простых рабочих). То есть наблюдается проблемы эффективности вертикальных нисходящих коммуникаций.
Для исследования данной проблемы были выбраны методы анкетирования, глубинного интервью и анализа документов.
Выбор метода анкетирования был обусловлен предоставляемыми им возможностями изучения явления, скрытого от глаз, широкий охват интересующих лиц, возможность статистической обработки, а также анонимность ответов (что позволяло анкетируемым объективно отвечать на поставленные вопросы).
Вторым методом было выбрано интервью, позволяющее прояснить то, что могло остаться незатронутыми при использовании первого метода, уточнить и подтвердить (либо опровергнуть) выдвинутую гипотезу. Интервью нацелено на получение мнения сотрудника по данной проблеме и составление списока необходимых мер по ее решению.