Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:49, реферат
Управление коллективом - дело творческое и зависит от той личности, которой это дело доверено, от его темперамента, мировоззрения, компетентности, масштабности мышления, коммуникативности и т.п. У каждого руководителя вырабатывается свой, присущий лишь ему стиль руководства, который зависит от личных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Управление коллективом - дело творческое и зависит от той личности, которой это дело доверено, от его темперамента, мировоззрения, компетентности, масштабности мышления, коммуникативности и т.п. У каждого руководителя вырабатывается свой, присущий лишь ему стиль руководства, который зависит от личных качеств.
Стиль руководства в значительной мере зависит от уровня культуры и ценностной ориентации. Выделяют три группы факторов, определяющих стиль руководства персоналом: личностные особенности руководителя как субъекта управления (его индивидуальную управленческую концепцию; ценностные ориентации; управленческую подготовленность; профессионально-должностную позицию; принимаемые им управленческие роли и другие личностные качества); характеристики объектов управления (конкретных подчиненных и профессиональных коллективов); системно-организационные или управленческие факторы (пример стиля работы вышестоящего руководителя; степень организационной “свободы” руководителя в выполнении своих полномочий; сложившуюся в организации систему делегирования полномочий; управленческие нормы и правила поведения; существующие управленческие процедуры принятия решений и прохождения документов; особенности решаемых задач и сложившейся обстановки).
Решающую роль в детерминации стиля работы руководителя занимает индивидуальная, управленческая концепция, то есть его субъективное отношение к различным методам воздействия на подчиненных и степень адекватности оценки их эффективности. Французский философ и мыслитель Шарль-Луи Монтескье отмечал, что “если хочешь управлять людьми, не надо гнать их впереди себя, надо следовать за ними”.
Эта мысль Монтескье указывает на необходимость выбора руководителем эффективного и научно обоснованного подхода в управлении людьми. При этом чуть ли не основную роль в организации эффективного производства играет авторитет руководителя.
Авторитет не является раз и навсегда данный атрибут руководящего лица, объединенный с занимаемой им официальной должностью. Этот авторитет необходимо завоевать, а потом постоянно прилагать усилия к тому, чтобы заслуженный раньше авторитет не утратить.
1. Основные научные теории отношения руководителя к персоналу
“Стиль руководства - это совокупность признаков, которые выражают содержание, формы, методы, средства и приемы управления, которые оказывают содействие достижению цели, поставленной перед коллективом”
Три основные теории, определяющие отношение руководителя к персоналу: теории Х и У (Д. Мак-Грегор) и теория Z (У. Оучи):
Содержание теории Х:
1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности избегать ее.
2. Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая на них административное, экономическое и психологическое давление.
3. Большинство сотрудников
Содержание теории У:
1. Работа является желанной для большинства сотрудников.
2. Сотрудники способны к
3. Сотрудники стремятся к
4. Заинтересованность работников
зависит от системы
Содержание теории Z:
1. Необходима забота о каждом сотруднике организации.
2. Необходимо привлекать
3. Целесообразно обеспечивать
Практика и научные
“Американские исследователи Р. Блейк и Дж. Мутон доказали, что эффективная работа с подчиненными зависит от сочетания в стиле руководства двух переменных: “внимание к службе” и “внимание к людям””. Они считали, что хороших результатов в управлении можно добиться, обеспечивая балансирование внимания на служебных (производственных) результатах и одновременного поддержания позитивного морально-психологического настроя людей.
Стиль руководства должен базироваться на оптимальном учете каждой из управленческих ролей, не допуская чрезмерного “застревания” на какой-либо одной из них и учитывая конкретную складывающуюся обстановку в деятельности органа правопорядка.
Часто типология стилей руководства идет по пути выделения их трех разновидностей: авторитарного, демократического и либерального. Следует отметить, что данная классификация носит общий ориентирующий характер. Реальное проявление стиля, как показывает практика и научный анализ, зависит от сложившихся отношений между руководителем и подчиненными, структуры и сложности решаемой задачи и содержания должностных полномочий руководителя органа правопорядка.
1. Стили руководства
Взаимоотношения подчиненных с руководителями, психологический климат коллектива, результат работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.
Под стилем руководства понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов.
Самой популярной остается типология Курта Левина (авторитарный, демократический, нейтральный).
Рис. 1. Стили руководства
Каждый из стилей руководства имеет свои особенности и характеризуется как положительными так и отрицательными характеристиками. Чтобы лучше понять стиль руководителя следует знать основные черты всех стилей управления. Рассмотрим основные из них.
2.1. Авторитарный стиль руководства
Автократ - человек сильной воли, авторитетный, который не признает мысли других, замыкает в себе все рычаги управления. Автократ считает, что лишь он сам по себе решает все вопросы хозяйственной деятельности предприятия, подчиненные приученные так, что без него ни одно решение под свою ответственность взять не могут. Автократ убежден, что без него предприятие погибнет.
Руководитель требует полной информации всех производственных вопросах, включая второстепенные, решения принимает единолично, к мнению коллектива не прислушивается. Основными методами управления являются приказы, распоряжения, санкциями - выговоры, замечания, лишение премий и иных льгот. Интересы дела становятся значительно выше интересов людей, в общении преобладает приказной тон.
За счет жесткого контроля этот стиль управления обеспечивает высокие результаты работы: прибыль, производительность работы, хорошее качество продукции. “Однако в этом стили руководства недостатков больше чем преимуществ:
· высокая вероятность ошибочных решений, поскольку не учитывается мысль подчиненных;
· подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
· неудовлетворенность людей
· неблагоприятный
Такой директивный стиль управления целенаправленный и оправданный лишь в критических ситуациях: авариях, боевых военных действиях, стихийных бедствиях и т.п
При наличии авторитарного стиля
руководства, в частности, его “недостатков”,
можно порекомендовать
ДОСТОИНСТВА |
НЕДОСТАТКИ |
|
· Обеспечивает четкость и оперативность управления; · Создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей; · Минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий. · Не требует особых материальных затрат. · В “молодых”, недавно созданных предприятиях позволяет успешнее (быстрее справиться с трудностями становления. |
· Подавление, не использование инициативы, творческого потенциала исполнителей · Отсутствие действенных стимулов труда · Громоздкая система контроля. · В крупных организациях - обюрокрачивание аппарата управления. · Невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом. · Высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя. |
|
2.2. Демократический стиль управления
“Демократический (или коллективный, коллегиальный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (“максимум демократии”), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками (“максимум контроля”), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей”
Демократический стиль руководства основывается на демократических принципах руководства. Демократ - человек уравновешенный, целеустремленный, полагается на мнение большинства, умно воспитывает своих подчиненных.
Демократический стиль управления характеризуется такими признаками:
· управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учет мыслей и инициатив сотрудников, то есть обеспечивается “максимум демократии”;
· выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самыми сотрудниками, то есть устанавливается в организации “максимум контроля”;
· руководитель проявляет интерес и внимание к личности персонала, к учету их способностей, ценностной ориентации, потребностей, психологических особенностей.
Коллегиальный (демократический) стиль характерен тем, что между руководителем, его заместителями и подчинёнными полномочия и ответственность распределяются в соответствии с их должностным положением. Руководитель, придерживающийся этого стиля, всегда выясняет мнение коллектива по всем важным производственным вопросам и принимает коллегиальные решения. Коллектив регулярно информируется о положении дел на производстве. Руководитель заботится о благоприятном психологическом климате в коллективе, стремится к органическому сочетанию интересов дела и интересов людей.
Демократический стиль в современных условиях трансформированного общества Украины есть наиболее эффективным, поскольку он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие результаты работы, развивает инициативу и активность сотрудников. Персонал организации удовлетворенный своей работой и членством в коллективе, где установленный благоприятный социально-психологический климат, а сам коллектив характеризуется сплоченностью и сработанностью его членов
ДОСТОИНСТВА |
СРАБАТЫВАЕТ ПРИ |
|
· стимулирует проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал исполнителей; · успешнее решает инновационные, нестандартные задачи; · эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда; · включать психологические механизмы трудовой мотивации; · удовлетворенность исполнителей своим трудом; · создание благоприятного психологического климата в коллективе. |
· стабильном, коллективе; · высокой квалификации работников · наличие активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников (пусть даже в небольшом количестве); · не экстремальных производственных условиях; · возможности осуществления |
|
Тем не менее, реализация демократического
стиля возможная лишь при высоких
интеллектуальных, организаторских,
психологически-коммуни-
Сравнительная характеристика противоположных стилей управления
АВТОРИТАРНЫЙ |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ |
|
· ориентация на задачу; · преимущественное использование командных методов управления; · централизация полномочий; · единоличность в решениях; · подавление инициативы; · жесткий контроль; · минимальное информирование, малая гласность; · предпочтение наказаниям; · нетерпимость к критике, устранение неугодных; · жесткость, напористость, порою грубость в общении. |
· упор на социально-психологические и экономические методы управления; · ориентация на человека; · делегирование полномочий; · коллегиальность в решениях; · поощрение инициативы; · умеренный контроль; · полное информирование, широкая гласность; · предпочтение поощрениям; · терпимость к критике; · доброжелательность, вежливость, тактичность в общении. |
|