Анализ конструкции двигателя ЯМЗ-238, видов и способов сборки, типового технологического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных направлений технической политики ГАБТУ МО РФ является развитие, постоянное обновление (воспроизводство) основных производственных фондов, обеспечение производства площадями, зданиями, сооружениями, и источниками энергоснабжения, введение технического перевооружения и реконструкции ремонтных предприятий.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Расчет отделений сборки двигателей КамАЗ-740.docx

— 314.92 Кб (Скачать файл)

Различают два метода сборки: - поточный метод сборки. При движении по конвейеру на блок цилиндров устанавливают поочередно все детали и агрегаты, при этом каждый рабочий выполняет одну операцию; - тупиковый метод сборки. Блок цилиндров устанавливают на стенд, после чего производиться сборка.

 

1.3.1 Сборочные работы

1.3.1.1 Сборка резьбовых соединений

При сборке резьбовых соединений должны быть обеспечены:

-  соосность осей болтов, шпилек, винтов с резьбовыми отверстиями и необходимая плотность посадки в резьбе;

-  отсутствие переносов  торца гайки или головки болта  относительно поверхности сопрягаемой  детали, так как перенос является  основной причиной обрыва винтов  и шпилек;

-  соблюдение очередности  и постоянство усилий затяжки  крепежных деталей в групповых  резьбовых соединениях.

Последнее означает, что затяжка гаек (болтов) производиться в определенной последовательности. Их затягивают крест-на крест в несколько приемов-с начала не полным моментом, а затем окончательным, указанным в нормативно технической документации. Контроль  момента затяжки резьбовых соединений осуществляют  динаметрическими ключами по степени изгиба или кручения стержня ключа, либо с помощью предельных муфт, встраиваемых в резьбозавертывающие машины. 

 

1.3.1.2 Сборка прессовых соединений

Качество сборки прессовых соединений формируется под воздействием следующих факторов: значение натяга, материала сопрягаемых деталей, геометрических размеров, формы и шероховатости поверхностей, соосности деталей и прилагаемого усилия запрессовывания, наличие смазки и другие.

Применение смазочного  материала уменьшает требуемое усилие запрессовки и предохраняет сопрягаемые поверхности от задиров. Качество сборки прессовых соединений определяется так же точностью центрирования сопрягаемых деталей.

Повышение прочности неподвижных соединений с натягом в 1,5-2,5 раза обеспечивается применением сборки с терма воздействием-нагревом деталей. При этом образуется необходимый сборочный зазор и не требуется приложение осевой силы. Нагрев деталей осуществляется в масленых ваннах, электропечных и другие. Для охлаждения деталей применяют жидкий азот, сухой лед в смеси с ацетоном, бензином или спиртом.

 

1.3.1.3 Сборка подшипниковых узлов

При запрессовке подшипника качения размер его колец изменяется: внутреннее кольцо увеличивается, а наружное уменьшается. Внутреннее кольцо подшипника сопряженное с цапфой вала, должно иметь посадку с натягом, а наружное – с зазором.

При запрессовке подшипников качения с помощью оправок необходимо, чтобы усилие запрессовки передавалось на торец соответствующего кольца. Нагрев подшипников в масляной ванне до 100установке на вал заметно уменьшается осевое усилие для запрессовки. Целесообразен так же нагрев корпусной детали.

Сроки службы подшипников качения зависит в значительной мере от степени предохранении их от грязи и пыли. Поэтому после сборки устанавливают прокладки. Задерживающие смазку и предохраняющие подшипник от попадания в рабочую зону пыли и влаги.

 

1.3.1.4 Сборка зубчатых передач

Сборка цилиндрических зубчатых передач осуществляется методами полной или неполной взаимозаменяемости. Перед сборкой зубчатой пары на специальном приспособлении определяют боковой зазор между зубьями, а при необходимости подбирают пару.

Для правильного зацепления зубчатых и цилиндрических колес необходимо, чтобы оси валов лежали в одной плоскости и были параллельны. Их выверка производится регулированием положения гнезд под подшипниками в корпусе. После установки зубчатые колеса проверяют по зазору, зацеплению и контакту. Качество зацепления оценивается размерами, формой и положением пятна контакта на зубьях, значением бокового зазора между зубьями и уровнем шума.

На основе анализа технологического процесса сборки двигателя, схема которого представлена в таблице 1.1, можно сделать вывод о несовершенстве технологии сборки двигателей. По прежнему остается низкий показатель уровня механизации до 40-45%, оборудование морально и технически устарело и не отвечает современным требованиям. Кроме того отрицательное воздействие на качество сборки оказывает отсутствие механизированного инструмента – зачастую при работе ручным инструментом происходят срывы резьб, перекосы деталей, нередкие появления трещин. Для дальнейшего развития авторемонтного производства МО РФ необходимо внедрение в производство новых средств механизации и модернизации существующего оборудования.

Перечень выполняемых работ:

-  установка гильз;

-  гидроиспытание блока цилиндров;

-  сборка и установка  коленчатого и распределительного  валов;

-  сборка и установка  шатунно-поршневой группы;

-  установка клапанов;

-  притирка клапанов;

-  проверка головок  блока цилиндров на герметичность;

-  установка головок  блока цилиндров;

-  установка коромысел;

-  установка крышек  головок блока;

- установка гидромуфты привода вентилятора в сборе с передней крышкой;

-  установка масляного  насоса;

-  установка масляной  и топливной аппаратуры;

-  установка поддона;

-  установка маховика;

-  установка кожуха  маховика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1-Технологический процесс сборки двигателей

Операция

Способ

Трудоемкость, чел/ч

Механический инструмент

Ручной инструмент

Ручной

Механ.

1

2

3

4

5

6

Установка гильз

+

-

0,86

 

молоток; оправка; кисть; емкость под масло

Гидроиспытание блоков цилиндров

-

+

0,7

кран-балка;

подвеска; стенд для испытания

 

Установка коленчатого вала и распределительного валов

-

+

0,72

кран-балка;

подвеска

емкость под масло; кисть; молоток; динамометрический ключ;

Сборка и установка шатунно-поршневой группы

+

-

1,5

 

емкость под масло; динамометрический ключ на 19

Установка клапанов

+

-

0,2

 

приспособление для установки

 

Продолжение табл.1.1

1

2

3

4

5

6

Притирка клапанов

+

-

0,4

 

приспособление для притирки

Испытание головки блока цилиндров

-

+

0,32

стенд для испытания

 

Установка головки блока цилиндров

+

-

0,28

 

оправки; кисть; емкость под масло; ключ на 17;

Установка коромысел

+

-

0,37

 

ключ на 13

Установка крышек головок блока

+

-

0,15

 

емкость под масло; кисть;  ключ на 17;динамометрический ключ

Установка гидромуфты привода вентилятора в сборе с передней крышкой

-

+

0,38

кран балка; подвеска

емкость под масло; кисть;  ключ на 17, 19;динамометрический ключ

 

Продолжение табл.1.1

1

2

3

4

5

6

Установка масляного насоса

+

-

0,3

 

ключ на 17

Установка масляной и топливной аппаратуры

-

+

0,37

пневмогайковерт

динамометрический ключ; ключ на 13, 17, 19

Установка поддона

+

-

0,1

 

ключ на 17; динамометрический ключ

Установка маховика

-

+

0,16

кран балка; подвеска

емкость под масло; ключ на  19;динамометрический ключ

Установка кожуха маховика

-

+

0,21

кран балка; подвеска

емкость под масло; кисть;  ключ на 22; динамометрический ключ

 

 

 

Продолжение табл.1.1

1

2

3

4

5

6

Установка гидромуфты привода вентилятора в сборе с передней крышкой

-

+

0,38

кран балка; подвеска

емкость под масло; кисть;  ключ на 17, 19;динамометрический ключ


 

 

На основании особенностей технологических процессов, основное и вспомогательное оборудование сводим в таблицу 1.2.

Таблица 1.2 – Ведомость производственного оборудования

Наименование продукции

Количество

Модель, тип

Геометрические размеры, мм

Занимаемая площадь,

Потребляемые энергоресурсы

1

2

3

3

4

5

Оборудование для сборки

Конвейер для сборки и транспортировки двигателей

1

 

25000×1750

43,75

7 кВт

Стенд для гидравлического испытания блоков цилиндров двигателя

1

мод 155

1195×1290

1,54

0,8 /час

Шкаф сушильный для сушки блоков цилиндров двигателя

1

мод 8003

2200×810

1,78

3,28 кВт

Стенд для сборки коленчатых валов

1

мод 3023

1200×500

0,60

 

Продолжение табл.1.2

1

2

3

4

5

6

Пресс пневматический для запрессовок втулок шатуна

1

ОБ-757

380×290

0,11

1 /час

Пресс для запрессовки поршневого пальца

1

ОБ-869

760×240

0,18

 

Электроплитка для нагрева поршней

1

мод 31938

1000×200

0,20

1,8 кВт

Гайковерт пневматический

9

Мод

4э-3108

500×186

0,093

0,25 /час

Стенд запрессовки гильз цилиндров до упора

2

 

600×100

0,06

0,3

/час

Стенд для сборки двигателей

2

мод 153

1300×840

1,1

 

 

 

 

Продолжение табл.1.2

1

2

3

4

5

6

Подъемно – транспортное оборудование

Передвижной стеллаж коленчатых валов

2

 

800×800

0,64

 

Передвижной стеллаж распределительных валов

1

 

900×900

0,81

 

Кран консольный поворотный

1

П -402

   

5 кВт

Производственный инвентарь

Слесарный верстак

12

 

1240×800

1,0

 

Инструментальная тумбочка

9

 

800×800

0,4

 

Стеллаж елочка для поршневых колец

1

мод 1009

500×500

0,25

 

Стеллаж для поршней

1

мод 1008

1040×640

0,67

 

 

 

Продолжение табл.1.2

1

2

3

4

5

6

Стеллаж для головок блока цилиндров

1

 

800×400

0,32

 

Стеллаж для выпускных трубопроводов

1

 

800×500

0,4

 

Стеллаж для комплектующих деталей

1

 

900×1000

0,9

 

Стеллаж для масляных фильтров

1

 

1000×500

0,5

 

Стеллаж полочный

1

 

1200×600

0,72

 

Стеллаж полочный

1

 

800×400

0,32

 

Стеллаж полочный

3

 

600×500

0,3

 

Противопожарное оборудование

Щит пожарный

2

 

1250×250

0,31

 

Ящик с песком

2

 

1000×500

0,5

 

 

 

1.3.2 Обкатка и испытание двигателя

После сборки двигатель поступает на испытательную станцию где обязательно подвергаются обкатке и испытанию. Обкатка и испытания отремонтированных двигателей, с одной стороны, подготавливают к эксплуатации поверхности трения деталей, с другой – определяют показатели и характеристики работы двигателя для объективной оценки качества ремонта.

Обкатка машин, агрегатов, узлов – это специальная технологическая операция, задача которой состоит в том, чтобы при определенных, специально установленных, минимальных во времени режимах подготовить машину, агрегат к восприятию эксплуатационных нагрузок, устранить мелкие неисправности, удалить продукты износа, интенсивно выделяющийся во время приработки трущихся пар с целью последующей надежной работы машины.

Особенность обкатки состоит в том, что она связывает ремонт эксплуатацию, являясь завершающей ремонтной операцией и начальной операцией использования изделия.

В период обкатки происходит приработка деталей, то есть интенсивное разрушение шероховатостей трущихся поверхностей в результате металлических и молекулярных связей и механического зацепления мельчайших частиц поверхностей трения.

В процессе приработки сопряжений происходит трансформация поверхностного слоя: изменяются величина и направленность микропрофиля, уменьшаются макрогеометрические отклонения формы. Увеличиваются зазоры, ослабляются натяги, изменяются микротвердость, структура поверхностного слоя. Приработка сопряжений завершается при стабилизации указанных и других характеристик.

Происходящая в процессе приработки пластическая реформация сопровождается упрочнением – повышением износостойкости поверхностей трения.

Никакими видами технологической и химико-термической обработки нельзя создать такое состояние поверхностей трения, какое обеспечивается приработкой.

В процессе приработки происходит два одновременных процесса – макро- и микроприработка, причем продолжительность первой значительно больше, чем второй. По мере приработки происходит увеличение площади прилегания и уменьшение скорости износа поверхностей трения. Исходные макро- и микрогеометрия определяют время приработки и начальный износ. Не только более грубая, но и более чистая обработка ухудшает процесс приработки. При этом независимо от первоначальной шероховатости для одного и того же нагрузочно-скоростного режима работы устанавливается определенная шероховатость в сопряжении.

Однако продолжительность и качество приработки сопрягаемых деталей зависят от исходных значений чистоты рабочих поверхностей и микротвердостей. Приработка сопряжений с низкими исходными значениями шероховатостей деталей является наиболее продолжительной и сопровождается большой интенсивностью изнашивания, как за счет механического взаимодействия, так и за счет пластической деформации.

Приработка таких деталей с высокой исходной чистотой поверхностей менее продолжительна и протекает с меньшей интенсивностью изнашивания.

Отсюда следует вывод: значения исходных шероховатостей сопрягаемых деталей перед обкаткой агрегатов должны быть по возможности близкими к их микронеровностям после приработки.

Например, исходная оптимальная шероховатость рабочей поверхности юбки поршня перед сборкой двигателя должна находиться в пределах

Ra = 0,30-0,75 мкм; компрессионных поршневых колец – Ra = 0,15-0,45 мкм; цилиндров – Ra = 0,2-0,3 мкм.

Общепринятым при назначении режимов обкатки агрегатов считается постепенное наращивание скоростей и удельных нагрузок на детали прирабатываемых сопряжений.

Приработка на одном нагрузочно-скоростном режиме не подготавливает сопряжение к восприятию эксплуатационных нагрузок и скоростей. Получаемая при этом микрогеометрия поверхностей трения будет соответствовать только этому режиму нагружения и при изменении его (режима) будет изменяться и микрогеометрия трущихся поверхностей деталей. Поэтому приработку сопряжений надо вести при переменном режиме, получаемом изменением нагрузки и скорости передвижения трудящихся поверхностей относительно друг друга.

Начинать приработку надо с минимальных значений нагрузок и скоростей на детали агрегата, указанных в технических условиях, и доводить их до максимальных постепенно, ступенями.

Приработка поверхностей трения должна протекать в смазочной среде при наличии масляной пленки между сопрягаемыми деталями. Минимальная толщина t масляной пленки зависит от высоты микронеровностей обеих трущихся поверхностей hт, диаметра абразивных частиц d, деформации деталей за счет силовых и тепловых воздействий hд. На толщину масляной пленки и на процесс приработки оказывает влияние также качество смазки (вязкость масла, его состав, маслянистость и т.д.), температура и давление подачи масла.

Масло, применяемое для обкатки должно не только обладать хорошей смазывающей способностью, но и хорошо охлаждать трущиеся поверхности, вымывать загрязнения.

Маловязкие масла в достаточном количестве проникают в зазоры между поверхностями трения, поэтому хорошо охлаждают их и вымывают загрязнения из зон трения. Однако из-за их низкой несущей способности создаются предпосылки для возникновения задиров.

С увеличением вязкости масел толщина масляной пленки становится больше и вероятность задиров уменьшается, но хуже отводятся тепло и загрязнения. Для двигателей внутреннего сгорания рациональная вязкость приработочных масел должна быть 6-8 с Ст.

Двигатель внутреннего сгорания обкатывают на электротормозных стендах изображено на рисунке 1.1

Информация о работе Анализ конструкции двигателя ЯМЗ-238, видов и способов сборки, типового технологического процесса