Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:31, курсовая работа
Цель исследования: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:
Коль не знаешь правил – минус.
Если "О", то будет синус.
Если "И", то – косинус.
Если знаешь – тебе плюс!
Под буквой «О» во второй строчке четверостишья подразумевается противолежащий катет, отношение которого к гипотенузе дает синус, под буквой «И» – прилежащий катет, отношение которого к гипотенузе дает косинус.
Известно, что при решении простейших тригонометрических неравенств вида cos х >a, cos х < а,sin х >а, sin х <а (10 кл.) используют тригонометрический круг. При этом возникает затруднение при проведении хорд, параллельных осям координат. Учащиеся путаются, забывают, какую хорду в каком случае рассматривать. Помогает памяти следующее правило. При произнесении слова «синус» ударная буква «и» вытягивает губы в «горизонтальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенств
вида sin х >а, sin х <а надо провести горизонтальную хорду. Аналогично для косинуса. Здесь ударная гласная «о» в слове «косинус» вытягивает губы в «вертикальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенств вида cos х >a, cos х < а необходимо провести хорду, параллельную оси ординат.
Изучая неравенства (8 кл.), ребята часто путают знаки «>» и «<» и допускают ошибки при изображении на координатной прямой множества чисел, удовлетворяющих неравенству вида х > а или х < а. Для предупреждения ошибок, предлагаю учащимся мысленно добавить отрезок к знаку неравенства так, чтобы получилась стрелка, которая и указывает направление штриховки.
Избегать ошибок при раскрытии скобок (6 кл.) помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» – с буквы «м».Или следующие стишки:
Перед скобкой вижу «плюc», Ошибиться не боюсь! Скобки раскрываю, Знаки сохраняю. |
Перед скобкой «минус», Будьте осторожными! Знаки изменяются На противоположные. |
При изучении темы «Умножение одночлена на многочлен» (7 кл.) встречается ошибка: учащиеся умножают одночлен только на первый член многочлена. Например, они пишут:
а2· (х2 – by + с2) = а2х2 – by + с2.
Поэтому после теоретического объяснения прибегаю к следующему примеру из жизни: «Кому из вас приходилось ездить в поезде?(Все). Кто обращал внимание на то, как проводник проверяет билеты?» (Поочерёдно у каждого пассажира, входящего в поезд). Вот так и «проводник а2», пропуская в вагон (раскрывая скобки), у каждого «пассажира» (члена многочлена в скобке) проверяет «билет». А какое действие выполняется? (Умножение). Не забудьте и вы поочередно у каждого члена многочлена в скобке «проверять билет» (умножать одночлен на каждый член многочлена в скобке и полученные произведения складывать):
а2· (х2 – by + с2) = а2х2 – а2by + а2с2.
Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, стараюсь мобилизовать внимание учащихся и привлекать к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и осязание, так как считаю, что включение большего числа органов чувств в восприятие знаний способствует активизации познавательной деятельности школьников.
Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», использую рисунки к задачам, упражнения на готовых чертежах, демонстрирую модели, в том числе и сделанных самими учащимися. Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Важно и то, что дети с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения, чем отвечают на обычные теоретические вопросы.
Геометрия должна внести свой вклад в художественное воспитание учеников, развитие у них изобразительной культуры. Для этого на уроках демонстрирую произведения мастеров изобразительного искусства, зодчих.
Роль наглядности в обучении определяется также тем, что она помогает придать процессу обучения большую убедительность.
Итак, мною
рассмотрены два источника
а) основные виды интересов и определить роль познавательного интереса в учебной деятельности школьников;
б) показатели, по которым можно обнаружить познавательный интерес:
- многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся;
- эмоциональные проявления;
- показатели, раскрывающие картину устойчивости и силы познавательного интереса;
в) динамику формирования познавательного интереса у детей разных возрастных групп;
г) источники формирования познавательного интереса школьников:
— содержание учебного материала;
— процесс организации познавательной деятельности.
Содержание
|
3 |
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|
5 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
10 |
|
10 |
|
12 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
18 |
|
20 |
|
21 |
|
25 |
|
26 |
|
Информация о работе Формирование познавательного интереса учащихся к математике