Формы организации деятельности детей по формированию математических представлений вне занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть формы организации деятельности детей по формированию математических представлений вне занятий.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- дать характеристику форм обучения детей математике вне занятий;
- определить специфику формирования математических представлений у детей дошкольного возраста вне занятий;
- представить конспект развлечения для детей дошкольного возрастапо формированию математических представлений вне занятий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Характеристика форм обучения детей математике вне занятий………..….4
2. Специфика формирования математических представлений у
детей дошкольного возраста вне занятий…………………………………..…..8
3. Конспект занятия……………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………...19
Приложения……………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

К.Р. ТиМ математического развития 2013.docx

— 215.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Формы организации  деятельности детей по формированию математических представлений вне  занятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Характеристика форм  обучения детей математике вне  занятий………..….4

2. Специфика формирования  математических представлений у 

детей дошкольного возраста вне занятий…………………………………..…..8

3. Конспект занятия……………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………...19

Приложения……………………………………………………………………...20

 

Введение 

Методика формирования элементарных математических представлений у  детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В  ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного  возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах  измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых  педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л.Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др.

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к  математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые  помогают им лучше ориентироваться  в вещах и ситуациях, упорядочивать  и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и  пытаются расширить знания детей  в этой области. Однако знакомство с  содержанием этих понятий и формированием  элементарных математических представлений  зачастую, хочется желать лучшего.

Концепция по дошкольному  образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного  образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному  развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В  связи с этим нас заинтересовала проблема: использование различных форм организации деятельности детей по формированию математических представлений вне занятий.

Цель: рассмотреть формы организации деятельности детей по формированию математических представлений вне занятий.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- изучить литературу по  теме исследования;

- дать характеристику форм обучения детей математике вне занятий;

- определить специфику  формирования математических представлений  у детей дошкольного возраста  вне занятий;

- представить конспект  развлечения для детей дошкольного  возрастапо формированию математических представлений вне занятий.

 

1. Характеристика  форм обучения детей математике  вне занятий

В дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к  знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении  творческих задач и оценке результата. Освоение детьми заданного в программе  содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте  других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т.д.

Программа предусматривает  углубление представлений детей  о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию  и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят  способы условного обозначения  новых, неизвестных им ранее параметров величин, геометрических фигур, временных  и пространственных отношений и  т. д.

Отношения равенства и  неравенства дети обозначают знаками =, *, зависимости между величинами, числами также выражают в знаках «больше», «меньше» (>, <). Естественно, что в содержании обучения преобладают  логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

В ходе освоения чисел педагог  способствует осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них  в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать число  больше или меньше заданного, доказать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное  число. Измерение (а не только сосчитывание) рассматривается при этом ведущей практической деятельностью.

Предел освоения детьми чисел (до 10, 20, 100) следует определять в  зависимости от возможности освоения детьми предлагаемого им содержания, используемых методик обучения. При  этом следует ориентироваться на развитие у детей числовых представлений, а не на формальное усвоение чисел  и арифметических действий с ними.

Освоение необходимой  для выражения отношений, зависимостей терминологии происходит в интересных ребенку играх, творческих заданиях, практических упражнениях. В условиях игры, на занятиях педагог организует живое, непринужденное общение с  детьми, исключающее навязчивые повторения.

В дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.

Задачи математического  и личностного развития детей  дошкольного возраста состоят в  воспитании у них умений: устанавливать  связь между целью (задачей), осуществлением (процессом) какого-либо действия и  результатом; строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения  и т.д.; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости; свободно разговаривать  со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе  и придуманных детьми.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у дошкольников большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или  другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Занимательный математический материал вне занятий рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия встаршей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной  деятельности детей. В ходе решения  задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает  у него качества, необходимые для  профессионального мастерства, в  какой бы сфере потом он ни трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в  себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована  занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в  игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

 

Занимательность математическому  материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы  или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить  на столе квадрат?» - заставляет ребенка  задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для  их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный  материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру  мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный  материал можно классифицировать, выделив  в нем условно 3 основные группы:

- развлечения, 

- математические игры и задачи,

- развивающие (дидактические)  игры и упражнения. Основанием  для выделения таких групп  является характер и назначение материала того или иного вида.

Для занятий по математике в детском саду воспитатели могут использовать математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

В детском саду используются математические игры. Это игры, в  которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Лиса и гуси», «По  четыре» и др. Игры «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная  машина» предполагают строгую логику действий.

 

2. Специфика формирования  математических представлений у  детей дошкольного возраста вне  занятий

Математические развлечения  могут быть представлены разного  рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей. Они увлекательны для детей. Решение  осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании  по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор  фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», головоломка  «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино». В других требуется  составить объемную фигуру: «Кубики  для всех», «Куб-хамелеон», «Собери призму» и др.

Математический материал, используемый вне занятий с дошкольниками, очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста вне занятий по математике, развития их самостоятельных игр, развлечений во внеучебное время.

Обучение математике детей  дошкольного возраста немыслимо  без использования занимательных  игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического  материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и  задач всестороннего развития и  воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять  математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять  в применении их в других видах  деятельности, новой обстановке.

 

Используется занимательный  материал (дидактические игры) и  с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны  в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет  к результату. В том случае, когда  занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное  эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Информация о работе Формы организации деятельности детей по формированию математических представлений вне занятий