Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа формирование математических представлений.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Введение

 

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей [29].

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта [6]. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.

Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость [14].

Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету. Выше сказанное обусловило выбор нами темы курсового исследования "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста".

Цель курсовой работы: проанализировать роль занимательного материала в формировании элементарных математических представлений

Задачи:

. Проанализировать методическую  литературу по теме исследования.

. Разработать несколько  занятий по математике с использованием  занимательного материала для  детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: занимательный материал на уроках математики.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста .

Глава 1. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

 

.1 Современные  подходы к обучению дошкольников  математике

 

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.

В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должны уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких элементарных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Существует ряд альтернативных программ ("Развитие", "Радуга", "Детство", "Истоки" и др.), основанных на разных теоретических подходах. Соответственно и содержание обучения математике в этих программах имеет свои особенности [6].

Центральное место в программах занимает содержание, направленное на формирование понятия "число". Это одно из основных понятий, с которого начинается познание ребёнком математики. Практически во всех программах, как традиционных, так и альтернативных математическое содержание выстроено вокруг понятия "натуральное число и действия с ним", усвоение содержательной (знания) и операционной (умения) стороны программы - цель процесса формирования элементарных математических представлений. Иными словами, под "определённым запасом знаний" подразумеваются знания о натуральном числе, а под "наличием ряда определённых умений" - ряд умений предметного характера - счёт, приёмы присчитывания и отсчитывания, использование символики, решение простых типовых задач и т.п. [11]

Отечественные психологи (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) считают, что в основе понятия числа у детей дошкольного возраста лежат специфические предметные действия с величинами непрерывными (длина, ширина, объём, масса и др.) и дискретными, разделёнными (совокупность кубиков, группа машин, кукол и др.).

Материал, включенный в содержание и направленный на развитие у детей понятие числа включает три этапа.

Первый этап - дочисловая деятельность (3-4,5 года). На этом этапе работы решаются следующие задачи: выделять величину предмета и определять её словом (длинный - короткий, большой - маленький, тяжёлый - лёгкий и т.д.), сравнивать величину, пользуясь приёмами наложения и приложения, и результаты сравнения определять словами (выше - ниже, больше - меньше, равные по количеству и т.д.); раскладывать (сервировать предметы по возрастающей и убывающей величине; группировать (классифицировать) предметы по величине.

Второй этап - введение ребёнка в мир числа на основе выполнения действий с величинами (4,5-5,5 лет). На данном этапе дети учатся сравнивать величину предметов с помощью "мерки", равной одному из сравниваемых предметов; уравнивать величину предметов, пользуясь условной меркой, определяя результат измерения в предметной форме (мерка уложилась по длине ленты столько раз, сколько у нас кругов), а затем в словесной форме с помощью слов-числительных ("Мерка уложилась пять раз"); понимать количественное и порядковое значение числа; понимать независимость величины (непрерывной и дискретной) от других признаков: цвета, пространственного расположения и др.; измерять объём жидких и сыпучих тел, массу (вес) предметов; принимать принцип сохранения величины (протяжённости, количества, объёма, массы); раскладывать и группировать предметы по величине.

Третий этап - совершенствование понятия о числе (5,5-6,5 лет). Данный этап работы включает решение следующих задач: научить понимать отношение между числами (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1); производить счёт по разным основания (например, дана полоска, разделённая на восемь квадратов; если производить счёт по одному квадрату, получится число 8, а если по два, получится число 4); понимать функциональную зависимость между величиной, меркой и числом (при измерении одной и той же величины разными мерками получаются разные числа, и наоборот); освоить принцип сохранения величины (количество, протяжённость, объём и др.).

В дальнейшем старшие дошкольники (6,5-7 лет) осваивают выполнение арифметических действий (сложение и вычитание) с числами. Лучшим способом осознанного их усвоения является решение арифметических задач, а затем и решение примеров.

В старшем дошкольном возрасте программы обучения математики включают разделы "Геометрические фигуры", "Пространственные отношения". Такое содержание создаёт целостную систему математического обучения дошкольников, на основе которой будет осуществляться подготовка к усвоению школьной математики [14].

Основные задачи в работе с детьми 5-6 лет.

. Формировать основные элементы познавательной деятельности:

а) запас знаний, умений и навыков;

б) основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

в) умение понимать суть учебной задачи и выполнить её самостоятельно;

г) умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;

д) способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач;

е) развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

. Познакомить с цифрами  от 10 до 20, с математическими знаками, понятиями "больше", "меньше".

. Познакомить с новыми  геометрическими фигурами, учить  преобразовывать одни фигуры  в другие (путём складывания, разрезания, выкладывания из счётных палочек).

. Учить делить предметы  на 4 части, определять, что часть меньше целого, а целое больше части.

. Познакомить с названиями  дней недели и месяцев.

. Учить определять место  положения предметов по отношению  к другому лицу [16].

У детей этого возраста формируют следующие элементарные математические представления:

. Количество и счёт. Расширение  представлений детей о множестве, формирование понятия о числе, развитие у детей представлений  о числах натурального ряда, изучение  приёмов образования числе, усвоение  детьми счёта и отсчёта в  пределах 10-20, изучение состава числа в пределах 5 (из единиц), приёмы ознакомления с делением целого на чисти и отношение части и целого и частей между собой.

2. Величина. Особенности способов  сравнения предметов путём наложения  и приложения, упорядочивания предметов  по величине; понимание детьми относительных величин; программные задачи развития представлений детей о величине предметов; сравнение двух видов протяженности (длина + ширина, ширина + высота); ознакомление с понятием "величина" обучение умению различать в предметах три вида протяженности и сравнивать их размерные отношения при помощи мерки; обучение детей способам обследования, выделению и сравнению длины, ширины, высоты предметов (до 10 предметов); предлагаются упражнения для развития глазомера.

. Геометрические фигуры. Программные задачи по ознакомлению с формой предметов; знакомство с прямоугольником, овалом; упражнения в группировке геометрических фигур по форме, выборе по образцу; учат детей обобщать геометрические фигуры, определять форму отдельных частей; сравнение различных геометрических фигур и выделение признаков отличия; упражнения в определении формы предмета; самостоятельное выкладывание геометрических фигур из палочек.

. Ориентировка в пространстве. Освоение детьми основных пространственных  направлений и восприятие пространственного расположения предметов на местности; формирование у детей умения различать пространственные отношения между предметами и правильно их называть; умение ориентироваться на плоскости.

. Ориентировка во времени. Усвоение детьми основных временных мер; ознакомление с календарным временем; закрепление знаний о последовательности частей суток [19]

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в дошкольном учреждении и дома.

Занятия являются одной из форм развития элементарных математических представлений в ДОУ. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребёнка, подготовка его к школе. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определённой системе.

В процессе работы должны использоваться разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).

В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, З. А. Михайлова), строительно-конструктивные игры [26].

В работе с детьми можно использовать дидактические игры с народными игрушками - вкладышами (матрёшки, кубы), пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учёта величины. Особое внимание детей следует обращать особое внимание: в большую матрёшку можно поставить маленькую, в большой куб - маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей, приобретают практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учатся обозначать эти качества словом. Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний.

Не стоит забывать о сюжетно-дидактических играх математического содержания, отражающие бытовые явления ("Магазин", "Детский сад", "Путешествие" и др.), общественные события и традиции ("Встреча гостей" и др.) [23].

Во время игры "Магазин" дети совершенствуют навыки операций с числами: сложение (при "покупке" нескольких товаров считают общую сумму "покупки"), вычитание (сколько "денег" осталось после "покупки"). Помимо развития элементарных математических представлений в игре развиваются социальные навыки.

Информация о работе Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста